Проектная деятельность является составной частью образовательного процесса школы и проходит в урочное и внеурочное время в течение учебного года. Но в начальной школе перед педагогами часто встает вопрос: когда начинать заниматься этой деятельностью с детьми, и с чего начать? В данной статье рассматривается что такое проектно-исследовательская деятельность, и что такое проектная задача в образовательном процессе. Рассматривается их связь. А также раскрывается тема проектно-исследовательской деятельности в начальной школе.
Ключевые слова: проектная деятельность, проектная задача, исследовательское поведение, исследовательская деятельность, поисковая активность, проектно-исследовательская деятельность, внеурочная деятельность, младший школьник, начальная школа, учебный процесс.
Проектная деятельность в учебном процессе и во внеурочной деятельности особенно актуальна в настоящее время.
На сегодняшний день основной целью общеобразовательной школы является развитие личности ребенка, выращивание личности, способной использовать все приобретаемые знания, умения навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (функционально грамотная личность). Современное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускника, не только знающего школьную программу, но и мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. Для достижения данной задачи ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность [1].
Разберемся что же такое исследовательская деятельность.
Исследовательская деятельность, согласно концепции А. И. Савенкова, берёт своё начало в исследовательском поведении . Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.
Исследовательское поведение — это система действий для контакта с окружающей средой, реагирование на внешние условия. Реагирование бывает 2 типов: автоматизированное (отработанное поведение, стереотипное) и поисковая активность (поиск новых моделей поведения). В жизни много стандартных, типичных ситуаций, когда человек действует не задумываясь. Но как только возникает нестандартная ситуация, сразу же включается механизм — поисковая активность. Это и есть основы исследовательского поведения. [2]
А что же представляет из себя проектная деятельность?
Проектная деятельность — это уникальная деятельность, направленная на достижение заранее определенного результата, создание определенного уникального продукта или услуги. [3]
Проект — это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. [4]
Таким образом становится понятно, что исследовательское обучение, ориентированное на получение открытий и на этой основе обеспечивающее развитие у детей способностей исследовательского мышления, а проектное обучение, ориентированное на внедрение открытий-идей в реальную жизнь и, таким образом, обеспечивающее развитие у детей компетентностей успешной социализации.
Анализируя исследования Штеца А. А. (доктор педагогических наук, доцент) становится понятно, что, хотя исследовательская и проектная деятельность имеют ряд отличий, но проектная деятельность всегда обусловлена исследовательской. Перед тем как начать создавать проект нужно сначала провести исследования, «самим» открыть знания.
Проектно-исследовательская деятельность — это специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, новых для учащихся знаний или способов деятельности. [5]
А могут ли младшие школьники заниматься исследовательской и проектной деятельностью?
Младшие школьники с интересом наблюдают за тем, что происходит в окружающем мире, могут выдвигать порой фантастические гипотезы, находить ответы на свои вопросы.
Важно поддерживать их интерес и научить обучающихся правильному подходу к этому творческому виду деятельности. Стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину — главная задача учителя.
Необходимость организации и самого широкого использования исследовательской и проектной деятельности детей в школьном обучении никаких сомнений не вызывает.
Однако возникают вопросы другого плана: в каком возрасте, когда, сколько?
По мнению директора Института развития личности в г. Москва А. Б. Воронцова, «никакого исследования не проведёт ни младший школьник, ни старшеклассник, если их этому специально не обучать». И далее: «С нашей точки зрения, для младших школьников проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям. Переносить способы работы из основной школы в начальную неэффективно и, как правило, вредно. Прообразом проектной деятельности основной школы у младших школьников могут стать проектные задачи». [6]
Следовательно, одна из задач начальной школы заключается в том, чтобы подготовить детей к новой деятельности, создать, так сказать, предпосылки для успешного освоения проектной деятельности в основной школе.
Но с чего же и когда начать работу над такого рода подготовкой?
Анализ УМК «Школа России» показал, что уже в программу первого класса включены проекты, такие как «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы», «Живая азбука» и т. п. Данные проекты включены в вариативную часть программы, то есть носят необязательный характер, но благодаря этому у учащихся могут быть сформированы первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности.
Исходя из вышеизложенного становится понятно, что полноценная проектно-исследовательская деятельность на данном этапе обучения невозможна поэтому выполнение проекта должно представлять из себя решение проектных задач, поставленных учителем перед ребенком.
Проектная задача имеет свои особенности. Она может состоять из нескольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом и служат ориентирами при решении поставленной задачи в целом.
Становится понятно, что проектные задачи представляют из себя конкретно поставленную задачу перед учащимися и ряд заданий для ее решения.
Но мало просто поставить перед ребенком задачи пускай они даже будут посильные для него. Важно сохранить интерес ребенка к выполняемой работа. Таким образом считаю, что первое условия в знакомстве учеников с проектно-исследовательской деятельностью — это заинтересованность учащихся поставленными перед ними задачами. Это может быть любая деятельность, которая интересна конкретному ребенку. Необязательно предлагать проект из предложенных образовательной программой. Например, одна из интересных тем — Новый год. В своей практике мы с ученицей первого класса проводили небольшую исследовательскую работу «Интересные факты про Новый год». Ученица сам придумал тему, потому что ей она была интересна. Сколько интересных фактов она нашла! А когда поисковая часть работы была закончена, полученными знаниями она поделилась с классом в форме небольшой викторины, где одноклассникам были заданы вопросы, на которые они пытались ответить.
Таким образом проектная задача «Интересные факты про Новый год», целью которой было узнать новые интересные факты про Новый год, его празднование, про историю этого праздника включала в себя следующие задания:
1) Найти литературу про Новый год
2) Прочитать и выделить интересные факты.
3) Составить вопросы для викторины по этим фактам.
4) Провести викторину в классе.
Конечно, вся деятельность проходит под руководством учителя. Учителю необходимо помочь с поиском информации, с представлением информации. В нашем случае ребенку предлагалась книги про Новый год, ориентированные на его возраст, распечатки статей. Но среди этой информации ученица уже сам выделял ту, что нужна ей для исследования.
Таким образом в ходе работы над данной проектной задачей ребёнок познакомился с ролью исследователя, получил первый опыт сотрудничества (что является в 1–2м классе основной целью проектных задач, они должны способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества), улучшила свои читательские навыки, узнал новую интересную ему информацию и оказался в ситуации успеха, что, несомненно, формирует интерес к дальнейшей исследовательской деятельности.
Вывод. Проектно-исследовательская деятельность в учебном процессе и во внеурочной деятельности особенно актуальна в настоящее время. Образовательные программы уже с первого класса предлагают ряд проектов. Однако младший школьник еще не умеет проводить полноценное исследование, поэтому вместо проектной деятельности учащимся начальной школы предлагается решение проектных задач. Проектные задачи носят более конкретный характер и, как правило, включают в себя ряд заданий, предложенных учителем, которые необходимо выполнить для достижения конкретной проектной задачи. Основная цель проектных задач познакомить учащихся с предстоящей проектно-исследовательской деятельность, а в 1–2м классах — способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества.
Литература:
- Кулик Е. Н. Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе:https://открытыйурок.рф/статьи/565054/
- Савенков А. И. Психологические основы исследовательского обучения школьников [Текст] / Савенков А. И. // Школьные технологии. — 2008. — № 1. — С. 34–42.
- Основы проектной деятельности: учебно-методическое пособие / сост. И. М. Дудина; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль: ЯрГУ, 2019. — 28 с.
- Толоконникова, Д. Ю. Метод проектов на уроках в начальной школе / Д. Ю. Толоконникова. — Текст: электронный // nsportal.ru: [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/02/23/metod-proektov-na-urokakh-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 15.07.2023).
- Штец, А. А. Функциональная грамотность в личностно развивающем образовании / А. А. Штец // Начальная школа: плюс до и после. — 2007. — № 8. — С. 69–72 (0,5 п.л.).
- Воронцов, А. Б. Проектная задача как инструмент мониторинга способов действия школьников в нестандартной ситуации учения / А. Б. Воронцов. — Текст: электронный // Первое сентября: [сайт]. — URL: https://nsc.1sept.ru/article.php?ID=200700608 (дата обращения: 18.09.2023).
- Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России» / А. А. Плешаков. — 2. — Москва: Просвещение, 2014. — 205 c.
- Климанова, Л. Ф., Горецкий, В. Г. Литературное чтение. 1 класс [Текст] / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий — 16-е издание. — Москва: Просвещение, 2023–79 c.