Тьюторство в системе образования: история и новые подходы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (500) январь 2024 г.

Дата публикации: 01.01.2024

Статья просмотрена: 486 раз

Библиографическое описание:

Ооржак, А. Т. Тьюторство в системе образования: история и новые подходы / А. Т. Ооржак. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 1 (500). — С. 138-140. — URL: https://moluch.ru/archive/500/109810/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматриваются вопросы развития тьюторства в системе образования, обосновывается актуальность изучения тьюторства. Дается определение понятия «тьютор», «тьюторство». В статье дается ретроспективный анализ тьюторской деятельности в зарубежной и отечественной системах образования. Рассматриваются различные подходы к определению понятия «тьютор» и содержанию тьюторской деятельности на различных исторических этапах, смена роли тьютора в условиях институциональных и социальных изменений в обществе, методических аспектов организации разных типов образования.

Ключевые слова: тьютор, тьюторство, система образование, педагогика, индивидуализация образования, образовательные учреждения, студенты, сопровождение, учебная деятельность.

Современный этап совершенствования российского образования сопровождается разработкой принципиально новых для отечественной педагогической практики подходов к организации образовательного процесса. Интерес к идеям индивидуализации образования, все возрастающий в обществе, привел к появлению заказа на использование технологий тьюторского сопровождения обучающихся в образовательных учреждениях всех типов.

Тьюторство является важной составляющей системы образования, представляя собой процесс обучения и сопровождения, направленный на индивидуализацию образовательного процесса и поддержку обучающихся в их учебной деятельности. Эта форма образования призвана обеспечить эффективное взаимодействие между преподавателями и учащимися, создавая условия для успешного освоения знаний. Главным элементом тьюторства является индивидуальный подход к каждому ученику, учитывая его потребности и особенности. Преподаватель-тьютор становится наставником, координатором и партнером в образовательном процессе, помогая обучающимся развить их учебные навыки, активизировать участие в уроках и поддерживать их мотивацию к обучению [2, c. 227].

В научной литературе проблема тьюторства и тьюторского сопровождения актуализируется в трудах Л. С. Выготского и Б. Д. Эльконина. Современные исследователи рассматривают различные аспекты феномена тьюторства, в том числе тьюторское сопровождение в дошкольном образовании (О. Е. Баютова, Н. В. Матвеева, А. И. Соколова и др.); в основном общем образовании (Т. М. Ковалева, Н. В. Рыбалкина, Е. А. Суханова, А. Г. Чернявская, П. Г. Щедровицкий и др.); в системе дополнительного образования (Т. И. Ганжалова, Е. А. Зотова, А. А. Майорова, С. Сулейманова и др.); в высшем профессиональном образовании (Л. В. Бендова, А. Б. Вифлеемский, Т. М. Ковалева, Т. Я. Шихова, Н. В. Юняева и др.). Ученые (Т. П. Афанасьева, В. И. Ерошин, Н. В. Немова, Т. И. Пуденко и др.) рассматривают тьюторство как технологию сопровождения обучающихся.

История развития тьюторства в системе образования простирается на протяжении многих веков. С самых древних времен люди осознавали необходимость передачи знаний и навыков от одного поколения к другому. Это стало отправной точкой для развития форм образования, в том числе и тьюторства. Первые упоминания о тьюторстве можно найти в античной Греции, где родители нанимали учителей для обучения своих детей. Учителя, известные как тьюторы, предоставляли индивидуальное образование и помощь в освоении избранных предметов. Такой подход к обучению позволял ученикам получать больше внимания и глубже усваивать учебный материал [1, c. 20].

В средние века тьюторство в системе образования было популярным явлением среди аристократических семей, где высший класс наносилось на обучение своих детей. Тьюторы были признанными специалистами, в совершенстве владеющими предметами и искусством обучения. Они занимались не только проведением уроков, но и развитием учеников в различных сферах: от музыки и литературы до искусства разговора и прикладных наук.

Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов XII века и происходит из Англии. Он оформился примерно в

XIV веке в классических английских университетах: Оксфорде и, чуть позднее, Кембридже. С этого времени мы уже можем говорить о тьюторстве как об исторически сложившейся форме университетского наставничества.

Поначалу, тьюторство было доступно только высшим слоям общества, так как стоимость индивидуального обучения была очень высокой. Это создало традицию, по которой только аристократические семьи могли позволить себе нанимать частных преподавателей для обучения своих детей. Таким образом, тьюторство стало привилегией элиты, что существенно повлияло на развитие и престиж этой системы в XIV веке. Однако, со временем тьюторство начало расширять свои границы и стало доступным для широкого круга обучающихся. Это было обусловлено не только изменениями в экономической сфере, но и ростом интереса к образованию вообще. В то время образование ассоциировалось с престижем и привилегиями, поэтому все больше людей стремились получить высшее образование, включая индивидуальные уроки у тьюторов [3, c. 159].

Одной из ключевых особенностей развития тьюторства в XIV веке был его академический характер. Тьюторы специализировались в определенных науках и дисциплинах и предлагали свои услуги студентам, желающим углубиться в конкретную область знаний. Это позволяло им получить более качественное и глубокое обучение, вместо общего и поверхностного подхода, присущего массовому образованию.

К XVII веку сфера деятельности тьютора расширилась: все большее значение стали приобретать не только образовательные, но и воспитательные функции. Тьютор определяет и советует студенту, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составить план своей учебной работы, следит за тем, чтобы его ученики хорошо занимались и были готовы к университетским экзаменам. Тьютор становится ближайшим советником студента и помощником во всех его затруднениях.

В XVII веке тьюторская система официально признается частью английской университетской системы, постепенно вытесняющей профессорскую (немецкую) модель. С 1700 по 1850 г.г. в английских университетах вообще не было публичных курсов и кафедр. К экзаменам студента готовил только тьютор. Когда в конце XIX века в университетах, наконец, появились и свободные кафедры (частные лекции), и коллегиальные лекции, то за студентом все равно оставалось право личного выбора профессоров и курсов.

Исторические основания развития тьюторства в России имеют глубокие корни, простирающиеся на протяжении многих веков. С самых первых времен образования русского государства появились первые признаки тьюторской деятельности, хотя тогда она носила скорее индивидуальный и неофициальный характер. В древнерусском обществе, особенно в дружинах князей, существовало неписаное правило передачи знаний и навыков от более опытных и образованных представителей к молодому поколению. Таким образом, тьюторство играло важную роль в формировании и развитии русской интеллигенции и элитного слоя общества. Это можно увидеть в деятельности таких выдающихся деятелей и мыслителей, как Иван Грозный, Петр I, Екатерина II, которые часто обращались к тьютору для обучения своих потомков и наследников.

Однако, исторические основания развития тьюторства в России получили более официальный и систематический характер в XIX веке. С появлением первых высших учебных заведений в стране, таких как Московский университет и Санкт-Петербургский университет, возникла потребность в специалистах, обладающих не только теоретическими знаниями, но и практическим опытом.

В этих условиях тьюторство становится неотъемлемой частью образовательной системы, предоставляя студентам дополнительную помощь в учебном процессе. Профессиональные тьюторы активно сотрудничали с университетами и предлагали индивидуальные занятия и консультации по различным предметам. Такой подход позволял студентам получать более качественные знания и эффективно готовиться к экзаменам.

В XX веке тьюторство в России продолжило активное развитие. Советская система образования давала особое внимание академическим успехам, и тьюторы были важным элементом в достижении высоких результатов. Популярность тьюторства росла, и появлялись специализированные центры и школы, предлагающие качественное обучение по различным предметам [4, c. 298].

В настоящее время в российском образовании система тьюторства, в том понимании, которое считается традиционным (европейским), отсутствует. Тем не менее в высших учебных заведениях России отдельные его функции в той или иной степени выполняются участниками образовательного процесса — студентами, активами студенческого самоуправления, преподавателями, научными руководителями проектов.

Возникновение тьюторства обусловлено потребностью и наличием необходимых условий для перехода к образовательным программам, основными характеристиками которых являются индивидуализация и вариативность. Часто тьюторство применяется в общеобразовательных школах, лицеях, учреждениях, специализирующихся на дополнительном образовании, высокая применяемость тьюторского сопровождения отмечается в системе повышения квалификации. Педагогическая деятельность, характеризуемая индивидуализацией образования, с элементами поиска и последующего развития мотивов, и образовательных интересов сопровождаемого, а также с элементами выявления ресурсов образовательного характера, с целью создания индивидуальной программы образования носит название — тьюторское сопровождение.

Современное положение тьюторства в России находится на стадии развития и совершенствования с элементами дополнения. Должность «тьютор» была закреплена в списке возможных должностей для работников общего, высшего, дополнительного образования Приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 216-н и 217-н, от 05.06.2008, а также стоит отметить Приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 26.08.2010 года за номер 761н, который утвердил ЕКСД с разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования, что позволило включить должность «тьютор» в реестр, а значит появилась возможность вводить данную должность в штатное расписание образовательных организаций. Стоит отметить и более современный приказ от 10.01.2017 года за номером 10н: «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания», в котором к наименованию должности «тьютор» определен ряд требований таких как: требования к образованию, обучению, условиям допуска к деятельности, списку требуемых знаний, умений для реализации трудовых функций. Тем самым был совершен главный, на данный момент, толчок на пути развития тьюторства в России.

Литература:

  1. Блиндарева, Т. И. Тьюторство в высшей школе: опыт реализации в условиях инклюзивного образования / Т. И. Блиндарева, И. В. Патрушева // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика: Сборник статей по материалам VI Международной научно-практической конференции, Ялта, 19–21 мая 2022 года / Под научной редакцией Ю. В. Богинской. — Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2022. — С. 20–24.
  2. Бутова, Л. А. Тьюторство и тьюторское сопровождение в современном образовании / Л. А. Бутова // Гносеологические основы образования: Материалы VI Международной конференции, посвящённой памяти профессора С. П. Баранова и 10-летию кафедры дошкольного и начального образования ЛГПУ имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, Липецк, 15 октября 2021 года. — Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2022. — С. 227–231.
  3. Меньшенина, С. Г. Тьюторство в системе высшего образования: На примере опыта проектной деятельности в ВУЗЕ // МНИЖ. 2022. № 7–3 (121). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tyutorstvo-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya-na-primere-opyta-proektnoy-deyatelnosti-v-vuze (дата обращения: 01.12.2023).
  4. Сергеева, М. Г. Тьюторское сопровождение в системе профессионального образования: зарубежная и российская практика / М. Г. Сергеева // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. — № 63–1. — С. 298–301.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, образовательный процесс, век, дополнительное образование, система образования, историческое основание развития, Приказ Министерства здравоохранения, российское образование, социальное развитие, учебная деятельность.


Похожие статьи

Тьюторство в системе образования: опыт России

Статья посвящена истории становления профессии тьютора в системе Российского образования. Рассматривается становление тьюторской деятельности в системе Российского образования. Выявляются характерные особенности и проблемы тьюторства в Российском обр...

Проблемы усвоения понятийно-терминологического аппарата географии в условиях билингвизма

Данная статья посвящена современным проблемам обучения географии в условиях билингвизма. В статье акцентируется внимание на исследовании возможных путей и средств усвоения географических понятий и терминов в новых условиях реформирования образования....

Педагогическая модель обучения научному дискурсу в высшей школе

В статье проанализирована эволюция академического дискурса как социокультурного явления. Автор приходит к выводу, что педагогическая модель научного дискурса носит междисциплинарный характер и включает лингвориторический, социокультурный и этический ...

Лингвокультурный типаж «учитель» в публицистическом интернет-тексте

В статье описываются основные компоненты лингвокультурного типажа «учитель», определяются специфические особенности употребления данного типажа в публицистических текстах. Образ учителя характеризуется в таких аспектах, как: педагогическая компетентн...

Концептуальные основы моделирования образовательного пространства в преподавании русского языка как иностранного

В статье анализируются понятия "модель" и "моделирование" применительно к процессу обучения русскому языку как иностранному. В работе приводится модель образовательного пространства, построенная с учетом транскультуры и концептосфер обучения.

Процесс терминологизации и детерминологизации терминов в профессиональном языке

В представленной статье описывается функционирование термина в рамках профессионального языка строительства. В статье термин рассматривается в рамках когнитивно-дискурсивной парадигмы как языковой, исследуются процессы терминологизации и детерминолог...

Медиалект в контексте лингвокультурного пространства

В статье рассматривается медиалект внутри лингвокультурного пространства, представлены концепции лингвокультурного пространства, медиалекта и их взаимодействие, показано развитие языка в информационном обществе, объяснятся сущность современного метод...

Моделирование содержания компетенции как научно-педагогическая проблема

В статье рассматриваются принципы и направления построения моделей компетентности в современной педагогике — дефинирование понятия, анализ контекстов употребления соответствующего термина, описание видов и вариантов проявления, наблюдение за коммуник...

Современность и речевая культура будущего юриста

В данной статье рассмотрена проблема речевой культуры будущего юриста. Рассматривается роль виртуального дискурса в развитии современной коммуникации, а также в развитии информационных и компьютерных технологий.

Тенденции и вызовы медиакультурного воспитания в образовании

В данной статье анализируются современные тенденции и вызовы медиакультурного воспитания в образовании. Рассматривается влияние медиакультуры на подрастающее поколение и необходимость формирования медиаграмотности как важной составляющей общего образ...

Похожие статьи

Тьюторство в системе образования: опыт России

Статья посвящена истории становления профессии тьютора в системе Российского образования. Рассматривается становление тьюторской деятельности в системе Российского образования. Выявляются характерные особенности и проблемы тьюторства в Российском обр...

Проблемы усвоения понятийно-терминологического аппарата географии в условиях билингвизма

Данная статья посвящена современным проблемам обучения географии в условиях билингвизма. В статье акцентируется внимание на исследовании возможных путей и средств усвоения географических понятий и терминов в новых условиях реформирования образования....

Педагогическая модель обучения научному дискурсу в высшей школе

В статье проанализирована эволюция академического дискурса как социокультурного явления. Автор приходит к выводу, что педагогическая модель научного дискурса носит междисциплинарный характер и включает лингвориторический, социокультурный и этический ...

Лингвокультурный типаж «учитель» в публицистическом интернет-тексте

В статье описываются основные компоненты лингвокультурного типажа «учитель», определяются специфические особенности употребления данного типажа в публицистических текстах. Образ учителя характеризуется в таких аспектах, как: педагогическая компетентн...

Концептуальные основы моделирования образовательного пространства в преподавании русского языка как иностранного

В статье анализируются понятия "модель" и "моделирование" применительно к процессу обучения русскому языку как иностранному. В работе приводится модель образовательного пространства, построенная с учетом транскультуры и концептосфер обучения.

Процесс терминологизации и детерминологизации терминов в профессиональном языке

В представленной статье описывается функционирование термина в рамках профессионального языка строительства. В статье термин рассматривается в рамках когнитивно-дискурсивной парадигмы как языковой, исследуются процессы терминологизации и детерминолог...

Медиалект в контексте лингвокультурного пространства

В статье рассматривается медиалект внутри лингвокультурного пространства, представлены концепции лингвокультурного пространства, медиалекта и их взаимодействие, показано развитие языка в информационном обществе, объяснятся сущность современного метод...

Моделирование содержания компетенции как научно-педагогическая проблема

В статье рассматриваются принципы и направления построения моделей компетентности в современной педагогике — дефинирование понятия, анализ контекстов употребления соответствующего термина, описание видов и вариантов проявления, наблюдение за коммуник...

Современность и речевая культура будущего юриста

В данной статье рассмотрена проблема речевой культуры будущего юриста. Рассматривается роль виртуального дискурса в развитии современной коммуникации, а также в развитии информационных и компьютерных технологий.

Тенденции и вызовы медиакультурного воспитания в образовании

В данной статье анализируются современные тенденции и вызовы медиакультурного воспитания в образовании. Рассматривается влияние медиакультуры на подрастающее поколение и необходимость формирования медиаграмотности как важной составляющей общего образ...

Задать вопрос