В условиях современного общевойскового боя определяется значительная важность психологической подготовки и ее влияние на все стороны служебно-боевой деятельности военнослужащих.
В статье рассмотрены задачи, решаемые военной психологией. Выделены условия, благодаря которым военнослужащие эффективно выполняют боевые задачи, выделены мотиваторы влияющие на военнослужащих. Определены факторы, влияющие на боевую готовность военнослужащих. Подчёркивается актуальность кардинальных преобразований, происходящих в ведении информационно-психологической войны. Указаны методы исследования готовности военнослужащих к выполнению служебной деятельности.
Ключевые слова: военная психология, психологическая подготовка, боевая готовность, готовность военнослужащего, боевые задачи, стрессоустойчивость.
In the conditions of modern combined arms combat, the significant importance of psychological training and its influence on all aspects of service and combat activity of military personnel is determined.
The article examines the problems solved by military psychology. The conditions due to which military personnel effectively perform combat missions are identified, and the motivators influencing military personnel are identified. Factors influencing the combat readiness of military personnel have been identified. The relevance of the fundamental changes taking place in the conduct of information and psychological warfare is emphasized. Methods for studying the readiness of military personnel to perform official activities are indicated.
Keywords: military psychology, psychological training, combat readiness, military personnel readiness, combat missions, stress resistance.
Современное вооружение, боевая техника, инновации в военном направлении никогда не смогут привести армию государства к победе, если солдат не умеет и не готов побеждать. Однако, понимание действительной готовности военнослужащего к исполнению боевого долга, задача не из лёгких.
Основным направлением боевой готовности каждого военнослужащего является морально-психологическая подготовка. Значение психологической подготовки военнослужащего выступает как первоочередная задача. Изучением данного направления занимается военная психология.
Военная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности функционирования психики и поведения людей в условиях военной службы [1].
Объектом — военной психологии является военнослужащий, который является членом боевой группы и совместно выполняющий служебно-боевые задачи.
Предметом — военной психологии является психология военнослужащего.
Цель военной психологии — исследование психологических особенностей совместной боевой деятельности военнослужащих и предоставление методов обеспечения ее эффективности.
Общие задачи, решаемые военной психологией [2]:
- Изучение психологического содержания войны и боевых действий;
- Изучение боевой мотивации и активности военнослужащих;
- Изучение психологических особенностей управленческой деятельности в боевой обстановке;
- Создание и развитие психологических основ тактики и стратегии военной маскировки;
- Психологическое обоснование целей, принципов и методов подготовки войск;
- Разработка теории и технологий психологической подготовки военнослужащих к боевым действиям;
- Обоснование задач и методов психологического обеспечения боевых действий;
- Обоснование целей, сил, средств, методов информационно-психологического противостояния с противником;
- Разработка системы социально-психологической реадаптации участников боевых действий;
- Создание научно обоснованной системы профессионально-психологического отбора военнослужащих для выполнения различных видов деятельности;
- Изучение условий обеспечения эффективности психологической службы Вооруженных сил Российской Федерации.
Специальные задачи, решаемые военной психологией относящиеся к пониманию мотивов действий военнослужащего:
- Психологическая подготовка к действиям в плену;
- Морально-психологическая подготовка к побегу из плена;
- Реабилитация освобожденных из плена;
- Изучение препаратов, влияющих на психологическое состояние военнослужащих, используемых при решении задач в экстремальных условиях;
- Психологическое обеспечение деятельности военной разведки.
Каждый военнослужащий реагирует на изменения внешней и внутренней среды всеми составляющими психики.
Чтобы военнослужащий эффективно выполнял боевые задачи необходимо соблюдение следующих условий:
- Владение навыками маскировки и военной хитрости;
- Наличие разумной смелости при столкновении с шокирующими и устрашающими ситуациями;
- Проявление решительности;
- Целенаправленные и волевые действия при выполнении задач по заранее определенной программе;
- Определение правильной оценки деятельности и, при необходимости, быстрая корректировка программы действий;
- Поддержка военнослужащего сослуживцами и командирами на всех этапах выполнения боевых и служебных задач;
- Морально-психологическая устойчивость военнослужащего в случае психологических атак противника и в случае нештатных происшествий.
Изучением психологической готовности занимались различные психологи, военные психологи и ученые других направленностей, такие как: Н. Г. Бондарь — комплексное воспитание психологической зрелости к прохождении службы в вооруженных силах [3]; В. А. Моляко — в структуре общей психофизиологической готовности к деятельности выделяют фундаментальные качества личности, формирующие психологическую готовность к деятельности; А. Г. Караяни и Ю. Г. Сулимова — психологическая готовность состоит из зрелости, устойчивости, действенности, осознанности [4] и другие.
Чем большими знаниями о современном бое и служебной деятельности знает военнослужащий, их психологических факторах и явлениях, тем более он устойчив к тревоге, беспокойству, страху. Боевые знания оттачивают боевое мастерство. В свою очередь боевое мастерство является ресурсом против психотравматизации военнослужащих.
Очень сильно на военнослужащего влияет окружающая среда. Можно выделить факторы окружающей среды, влияющие на военнослужащего: мировое сообщество, вооруженные силы, местное население, противник, коллектив воинского подразделения, природно-географическая и технико-технологическая среды. Их влияние может быть положительным и отрицательным.
В боевой обстановке психика военнослужащего подвергается воздействиям различных факторов. Одними из них мобилизуются духовные возможности человека, повышается боевая активность и смелость. Другими дезорганизуется боевая деятельность воина, угнетается работа нервной системы и психики.
По данным проведённых расчетов В. Н. Полянского победа и поражение в бою есть величины психологические и что достаточно физически вывести из строя 17–20 % личного состава, чтобы заставить живых бойцов отказаться от продолжения боевых действий. Остальные 80 % терпят, чисто психологическое поражение [5]. Тем самым выделяя направленность в сторону морального устрашения, а не физической ликвидации противника.
На данный момент армии мировых держав в ведении оборонных и наступательных боевых действий уделяют большое внимание к расширению психологической войны.
Например, последнее десятилетие в США происходят кардинальные преобразования в ведении информационно-психологической войны. Цель этих преобразований — скрыть истинный смысл информационно-психологических акций, направленных на психику военнослужащих и гражданского населения противника. Исследования данного вопроса и направления преобразований подробно раскрыты в книге «Теория и практика западной военной психологии». В книгу вошли материалы работ известных американских специалистов в области военной психологии, педагогики, медицины и психиатрии [6].
Психика военнослужащего, как и любого другого человека подвержена к изменениям из-за влияния различных факторов. Психологические факторы, влияющие на боевую готовность военнослужащих, как следствие, влияют на результат выполнение служебных и боевых задач.
Морально-психологическое состояние участников боевых действий в значительной степени зависит от отношения самого народа к войне и самому противнику. Опыт войны показывает, что в сражениях чаще побеждает та армия, воины которой видят в противнике ненавистного врага, посягающего на их Отчизну.
Ещё одним мощным мотиватором для военнослужащих является воинский коллектив. Отношения коллективизма, сплоченность воинского подразделения служат своеобразным основанием для поддержания высокой психологической устойчивости военнослужащих.
Также на боевые стрессоры накладываются уныние и тревога из-за долгого отрыва от семей, минимизация или отсутствие общения с близкими, изолированность от общества, отсутствие положительных эмоций, другие переживания.
Воинская дисциплина — важное условие возникновения дополнительной силы воинского коллектива, порождаемой согласованностью функционально-ролевых отношений военнослужащих. Строится на уважении и чести военнослужащих. Безответственное отношение к вопросам воинской дисциплины, моральное и физическое унижение военнослужащего со стороны других военнослужащих, подрывают боеготовность подразделения, лишают боевого духа, чувства гордости нахождения в статусе военнослужащего.
Помимо психологических, также имеются физиологические факторы, которые влияют на боеготовность военнослужащих: боевой стресс, усталость, монотония, депривация сна, голод, жажда и другие факторы.
Главной функцией стресса является мобилизация психологического ресурса воина, необходимого для преодоления стресс-факторов боя. Основной причиной боевого стресса выступает недостаточный сон. Нехватка сна снижает способность солдата думать и действовать, повышается беспокойство, нарушаются биоритмы организма.
При сопротивлении организма военнослужащего боевым стресс-факторам происходит утомление и нервное истощение. Усталость порождает дистресс, апатию, пассивность, массовые галлюцинации, недоверие к командирам, способствует развитию панических настроений и действий, дезертирству и т. д.
Голод, нарушение водоснабжения, условий для соблюдения личной гигиены, мухи, комары, грызуны, постоянное нарушение личного пространства негативно влияют на военнослужащих, унижают их достоинство и воинскую гордость.
Социальные, боевые, физиологические и психологические факторы боевого поведения воинов действуют в разное время с разной силой. Однако если воин знает привычки и тактику действий противника, его хитрости, то не будет места удивлению и информационным перегрузкам.
Все перечисленные факторы могут стать преградой на пути военнослужащего и причиной его психотравматизации.
Для понимания готовности военнослужащего к выполнению служебной деятельности необходимо выполнить определённые задачи, исследовать морально-психологическое состояние и подтвердить его навыки.
В настоящее время существует много различных методов определения моральной и физической готовности к военной деятельности, которые отличаются разнообразием способов и подходов.
Одним из таких методов исследования готовности военнослужащего к выполнению служебной деятельности является «Опросник экспресс-оценки психологической готовности военнослужащих к выполнению служебной деятельности» разработанный А. Ю. Акимовой и М. Д. Созиновой [7]. Преимуществами данного опросника являются: оперативность оценки готовности к деятельности; целостность подхода к указанной оценке; возможность определения особенностей и противоречий компонентов готовности в реальных условиях; возможность применения как перед приёмом на службу, так и на ней.
Физическая готовность к военной службе определяется различной методикой в зависимости от направления служебной деятельности подразделения, в котором военнослужащий проходит службу или собирается поступать.
Например, нормативные требования по физической подготовке к гражданам, поступающим на военную службу по контракту в органы ФСБ России определены Приказом ФСБ России от 14 апреля 2016 г. № 253 «Об организации проверки физической подготовки граждан, поступающих на военную службу по контракту в органы федеральной службы безопасности» [8]. А требования Министерства обороны определены в Приказе Министра обороны РФ от 20.04.2023 N 230 [9].
Анализируя ход основной мысли статьи, можно сделать вывод, что готовность кандидата и военнослужащего к успешному выполнению служебных и боевых задач определяется его психологической и физической готовностью.
Военная история содержит богатейший опыт использования военно-психологических знаний. Успешные полководцы, используя закономерности проявления психики в бою, обладая меньшими боевыми ресурсами, побеждали более сильного противника. Примером применения на практике данных знаний является великий полководец А. В. Суворов. Подвиги которого, служебная деятельность и полководческая практика, описаны в книге Зверева С. Э. «Наука жить и побеждать: актуальные уроки Суворовского наследия» [10].
Во всех войнах и военных конфликтах военная психология проявила себя как сила, способная оказывать значительное влияние на морально-психологическое состояние противоборствующих сторон. Учитывая, что современная война приобретает все более психологический характер, все чаще используются психологические средства поражения противника.
Отсюда делается вывод, что командирам и военнослужащим необходимо полноценно овладевать военно-психологическими знаниями и умениями. За счет высокой моральной и психологической готовности военнослужащего, его психологической устойчивости к любым факторам обстановки — победа в бою будет достигнута с наименьшими потерями и в кратчайший срок.
Комплексный подход модернизации психологической подготовки военнослужащих к выполнению служебных и боевых задач должен осуществляться в процессе тесного взаимодействия командиров, военных психологов, преподавателей военных учебных заведений, а также других лиц занимающихся изучением и организацией готовности военнослужащих к выполнению поставленных задач. Модернизация подходов к организации психологической подготовки должна проходить в процессе взаимодействия всего комплекса факторов военной службы.
Литература:
- Военная психология. — Текст: электронный // Официальный сайт МО ВС РФ.: [сайт]. — URL: https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/ dictionary/details.htm?id=12809@morfDictionary (дата обращения: 23.12.2023);
- Курс лекций по военной психологии. — Текст: электронный // Военное образование в России: [сайт]. — URL: https://www.voenobr.ru/uchmaterial/lections/163–2011–11–22–13–42–53 (дата обращения: 23.12.2023);
- Бондарь Н. Г. Психологическая готовность юношей к службе в вооруженных силах Российской Федерации / Н. Г. Бондарь // Гуманитарные науки. — 2008. — № 6. — С. 91–94;
- Караяни А. Г. Военная психология / А. Г. Караяни. — М.: Юрайт, 2022. — 593 с. ISBN 978–5–534–12209–1;
- Полянский В. Н. Моральный элемент в области фортификации. СПб.,1910, С. 53–54;
- Теория и практика западной военной психологии: психотерапия стрессовых расстройств военнослужащих и членов их семей / под общ. ред. С. Э. Зверева. — СПб.: Алетейя, 2021. — 392 с.;
- Акимова А. Ю., Созинова М. Д. / «Опросник экспресс-оценки психологической готовности военнослужащих к выполнению служебной деятельности». / Теоретическая и экспериментальная психология. 2019 г. / Т.12. № 3. С. 6–17;
- НФП. — Текст: электронный // Официальный сайт ФСБ РФ: [сайт]. — URL: http://www.fsb.ru/fsb/supplement/employ/doc3.htm (дата обращения: 24.12.2023);
- Приказ Министра обороны РФ от 20.04.2023 N 230 «Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации». — Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_450143/ (дата обращения: 24.12.2023);
- Наука жить и побеждать: актуальные уроки суворовского наследия. Историко-педагогическое исследование / С. Э. Зверев. — СПб.: Алетейя, 2022. — 320 с.