В статье автор описывает свои формы и приемы работы для развития связной речи обучающихся.
Ключевые слова: методы, приемы, развитие речи.
Основная цель в работе словесника — это развитие речевой и мыслительной деятельности, а также коммуникативных навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения.
Следует отметить, что трудности в связной речи испытывают как сильные обучающиеся, так и слабоуспевающие ученики. Как показала практика, ученикам бывает очень сложно при сдаче устной части по русскому языку, так как они лишены навыков владения родной речью (14 декабря 2023/24 года в нашей школе проходил пробный устный экзамен для обучающихся 9 класса. Итог: 14 обучающихся участвовали, из них 3 не прошли итоговое собеседование, половина обучающихся набрала минимальный балл (10 баллов). Поэтому для развития устной и письменной монологической речи учащихся, а также навыка чтения использую творческие упражнения, применение которых на уроке поможет развить у учащихся скорость чтения, уменьшить количество ошибок при чтении, улучшить качество понимания прочитанного.
Приступая к работе по развитию речи, я определила, что включает она в себя, в первую очередь, формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха. Очень важно добиться, чтобы текст произведений не был прочитан монотонно, невыразительно.
Формирование произведений навыков устной и письменной речи велось на уроке, после уроков и в ходе индивидуальной самостоятельной работы учащихся.
В своей работе использую игровые технологии, личностно-ориентированное и дифференцированное обучение. Всё это помогает понять ученикам, что овладев тем или иным речевым умением, они расширяют свои возможности общаться. Дети на моих уроках пересказывают прочитанное, обсуждают различные вопросы, пытаются высказывать свое собственное мнение.
Я заметила, что создание на уроках русского языка атмосферы совместной творческой деятельности учителя и учащегося пробуждает интерес школьников к работе с текстом. Поэтому старалась подбирать задания на основе текста.
Я свою работу построила так:
В 5 классе учащиеся работают с готовым текстом и его структурными компонентами, создают свой собственный текст, преимущественно повествование или повествование с элементами описания.
В 6 классе происходит закрепление изученных понятий, связанных с текстом и его признаками. Но задания постепенно усложнялись, особое внимание уделялось редактированию текста, созданию собственного текста, преимущественно рассуждения, в том числе и на грамматическую тему.
На уроках русского языка в 5–6 классах я использовала следующие задания:
Пример: 5 класс
1. Прочитайте текст, выделите ключевые слова
Много есть озёр на свете — больших и малых, глубоких и мелких, суровых и живописных, но ни одно из них не может сравниться с Байкалом, и нет другого такого водоема в мире, который бы мог соперничать с ним столь широкой известностью и громкой славой. И ни о каком другом озере не сложено так много легенд и сказаний, песен и стихов, поэм и рассказов.
2. Прочитайте первую часть сказки. Проследите связь предложений в тексте, укажите сцепляющие слова. Продолжите сказку письменно так, чтобы основную мысль её можно было выразить пословицей: «Не добрый привет — добрый ответ»
6 класс
1. Докажите, соблюдая структуру рассуждения, что выделенное слово в предложении дополнение.
В саду на яблоню сирень отбрасывает тень.
2. Творческие работы (составляют сочинения). Сочинения-миниатюры
Сочинения-миниатюры — такой тип упражнений, который таит в себе неограниченные возможности для развития речи. Научившись писать миниатюры, ученик спокойнее подойдет к большим работам. Дети, надо сказать, охотнее пишут именно небольшие работы. Может быть, потому что в зарисовках, этюдах ребята делают свои открытия, пусть маленькие, но открытия. «Дети, попытайтесь показать свое, неповторимое видение дерева, неба, весеннего цветка» — обращаюсь я к ребятам.
К сочинению-миниатюре учащихся нужно готовить. Использую несколько приемов при подготовке учащихся к написанию небольшой творческой работы.
3. Языковые игры
В своей деятельности использую следующие языковые игры:
«Корректор»
«Вставь слово»
Продолжи рассказ по его началу.
Собери текст
1. Первый прием, который я использую в работе с текстом. Записываем начало текста — продолжение пишут учащиеся.
Например:
1. Кот Васька и старик часто рыбачили. Старик удил рыбу. Васька сидел рядом. Однажды…
Кот Васька и старик часто рыбачили. Старик удил рыбу. Васька сидел рядом. Однажды старик поймал красивую золотую рыбку, сняв ее с удочки, положил рядом с собой, потому что хотел отпустить ее. Кот Васька, увидев эту рыбу, подошел у ней и захотел ее понюхать. Но только он нагнулся, рыбка подпрыгнула, и Васька от испуга тоже отпрыгнул и зацепил ведро с пойманной рыбой. Ведро опрокинулось, дед рассердился и прогнал Ваську.
Таким образом, большой интерес у ребят на уроках вызывает именно работа с текстом. Проделав большую работу по развитию речи обучающихся, пришла к следующему выводу: систематическое использование различных методических приемов позволяет развивать речь учащихся.
Литература:
- Власенков А. И. Развивающее обучение русскому языку. — М.: Просвещение, 1982.
- Выготский А. С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997.
- Головин Б. Н. Введение в языкознание. — М.: Просвещение, 1997.
- Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной речи уч-ся. — М.: Просвещение, 1975.
- Никитина Е. И. Русская речь: Учеб. пособие по развитию связной речи для 5–7 кл. средней школы.
- Пленкин Н. А. Уроки развития речи. 5–9 кл. — М.: Просвещение, 1996.