Проблемы строительства дорог и железных дорог на заболоченных грунтах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №1 (500) январь 2024 г.

Дата публикации: 05.01.2024

Статья просмотрена: 195 раз

Библиографическое описание:

Куприянов, В. Д. Проблемы строительства дорог и железных дорог на заболоченных грунтах / В. Д. Куприянов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 1 (500). — С. 35-38. — URL: https://moluch.ru/archive/500/109856/ (дата обращения: 15.11.2024).



Заболоченные территории занимают порядка 10 % территории Российской федерации. Освоение территорий неизбежно приводит к необходимости прокладывания дорог в болотистых местностях. Строительство дорог в данных условиях существенно осложняется, ввиду специфичности местности. В статье описаны принципы строительства дорог в заболоченных территориях, используемые методы и нюансы строительства.

Ключевые слова: болото, дорога, дорожное строительство, железная дорога, покрытие, строительство, насыпь.

Wetlands occupy about 10 % of the territory of the Russian Federation. The development of territories inevitably leads to the need to build roads in swampy areas. The construction of roads in these conditions is significantly complicated due to the specific nature of the terrain. The article describes the principles of road construction in wetlands, the methods used and the nuances of construction.

Keywords: swamp, road, road construction, railway, covering, construction, embankment.

Развитие страны неизбежно приводит к необходимости прокладка дорог в болотистых районах. Площадь заболоченных территорий России составляет около 10 %. Это примерно 1,4 млн км.

Водно-болотные угодья означают чрезмерно влажные участки территории, характеризующиеся преимущественно застоем воды.

Районы характеризуются наличием торфа, который происходит, когда растительность водно-болотных угодий умирает после разложения, что происходит в условиях повышенной влажности. Если толщина Слой торфа превышает 0,5 метра, тогда его называют торфяником [1].

Последовательность строительства новых железных дорог следует устанавливать, разделяя все работы на три периода: подготовительный, основной и заключительный.

В подготовительный период осуществляется техническая, производственная и хозяйственная подготовка строительства в соответствии с общими правилами, для обеспечения развертывания строительных и монтажных работ по возведению сооружений на начальных (головных) участках железной дороги.

В основной период строительства железная дорога (или отдельные ее участки) подготовляется к вводу во временную эксплуатацию; за этот период, должны быть закончены: возведение земляного полотна с водоотводными устройствами и необходимыми укрепительными работами, постройка искусственных сооружений, укладка и балластировка (на первый слой) пути, а также постройка других постоянных и временных сооружений в объеме, который позволяет открыть движение поездов согласно требованиям раздела 6 настоящей главы.

В заключительный период завершается строительство предусмотренных проектом сооружений, необходимых для сдачи дороги в постоянную эксплуатацию; при этом заканчиваются работы: по укреплению земляного полотна, замене всех временных сооружений постоянными, ликвидации обходов и отсыпке насыпей в местах с временно пониженным профилем, завершению путевого развития раздельных пунктов, балластировке путей (главных, станционных и др.) на второй слой, а также по строительству всех служебно-технических и жилых зданий [2,3].

Cложные природные условия: Наличие специфических по составу и состоянию грунтов и (или) риска возникновения (развития) опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий на территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения [4].

Строительство дорог в данных условиях существенно осложняется, ввиду специфичности местности. Для начала, необходимо рассмотреть классификацию болотистых местностей. Условно, можно выделить три типа болотистых местностей:

– I тип. Болота устойчивой консистенции, заполненные торфяным покровом до дна.

– II тип. Болота неустойчивой консистенции, заполненные слабым торфом.

– III тип. Болота с плавающим на поверхности торфяным слоем.

При проектировании дороги целесообразно обходить болотистые местности, однако если дорога значительно увеличивается в длину, сильно извивается, то приходится прибегать строительству в имеющихся условиях. В случае, если было принято решение пересекать болотистую местность при прокладывании дороги, приоритетом является пересечение в наиболее узком по длине месте и неглубоком месте [5].

Способ проведения земляного строительства включает в себя бурение вдоль строящихся скважин, заполнение скважин твердым строительством и сдерживание стволов свай, при укреплении земляного строительства, возведенного или возводимого на слабых или мерзлых грунтах, где бурят с подвижной платформы, поддерживать поддерживающие трубы, которые строят рядами с наружных сторон пути с верхней поверхности земляного сооружения с прорезкой тела конструкции, подстилающей его слой слабого или подвижного грунта и заглублением в подстилающий их прочный грунтовый слой.

Сущность изобретения заключается в устранении указанных проблем при одновременном сохранении всех преимуществ прототипа: снижении трудо- и материалозатрат, сокращении сроков производства работ, повышении надежности устойчивости и сохранении укрепляемых конструкций при обеспечении возможности выполнения работ по созданию земляных сооружений с откосами любой крутизны и в условиях строительства или Основание земляных сооружений основано на слабом, в том числе болотистом основании, а также уменьшении силы упругого сопротивления земляного строительства.

Техническим изобретением является ускорение процесса производства работ при одновременном сохранении преимуществ прототипа, а также обеспечение возможности применения изобретения в любых условиях слабых и подвижных грунтов [6].

Насыпи из дренирующих грунтов на болотах I — II, II типов глубиной до 3 м следует проектировать с расчетом полного удаления торфа устойчивой консистенции и посадки насыпи на минеральное дно болота, применительно к поперечным профилям

При проектировании насыпей на болотах с сохранением торфа в основании могут быть применены конструктивно-технологические мероприятия, направленные на обеспечение устойчивости насыпи, стабильности грунтов основания, снижение значения общих и упругих осадок и т. д.

Основными из этих мероприятий являются:

– устройство в основании вертикальных грунтовых свай или свай из других материалов, в том числе конструкций ростверкового типа;

– устройство настилов под насыпью или армирование самой насыпи, в том числе геотекстильными материалами;

– устройство дренажных прорезей или вертикальных дрен;

– увеличение высоты насыпи или глубины выторфовывания;

– мероприятия для предотвращения сползания насыпи при наклонном дне болота (выравнивание дна, устройство упорных каменных призм и др.);

– использование геотекстильных материалов, укладываемых непосредственно на поверхность болота или на выравнивающий слой грунта (для перераспределения нагрузки, выравнивания осадки и предупреждения локального продавливания насыпного грунта в основание) [7].

Таким образом, строительство дорог в болотистых местностях вызвано сложностями в связи с просадками торфа и возможностями разрушения дорожного полотна, в связи с чем должно производиться проектирование с учётом специфики конкретной местности.

Литература:

  1. Особенности возведения фундаментов на заболоченных грунтах: научное издание / Преснов О. М. Лозовая О. А. Рослик А. И. Жицкая Д. Г.
  2. Приемка и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта//СП 236.1326000.2015/ с.7,8.
  3. Приемка и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта//СП 236.1326000.2015/ с. 8.
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», с. 2, п.22.
  5. Проблемы строительства дорог в болотистой местности/ Зыбинский Е. А.// с. 3.
  6. Способность построить земляное строительство и устройство для его осуществления/ Кузнецова Е. Н.// RU2609505С1
  7. Проектирование земляного полотна железных дорог колеи 1520 мм/ СП 32–104–98// с. 8.
Основные термины (генерируются автоматически): земляное строительство, строительство дорог, III, болото, дорога, земляное полотно, местность, сооружение, специфичность местности, строительство, устойчивая консистенция.


Похожие статьи

Совершенствование системы проектирования автомобильных дорог в зонах распространения вечномерзлых грунтов

В данной статье рассматриваются основные причины возникновения деформаций, последствия, к которым данный фактор приводит, а также методы предотвращения допущения ошибок на этапе проектирования, что в свою очередь приведет к увеличению межремонтных ср...

Условия эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации

В данной статье приводится статистика изменения площадей земель сельскохозяйственного назначения, ввиду перевода как для нужд государства, так и нежелательного предоставления ценных угодий для строительства. Государство приняло немало мер для защиты ...

Особенности строительства в условиях плотной городской застройки

Краткий обзор проблем, возникающих при строительстве в условиях плотной городской застройки. Особенности организации строительной площадки в стесненных условиях, выбор машин и механизмов для ограниченной площади строительства объекта. Выбор конструкт...

Особенности инженерно-геологических условий при строительстве многоэтажных многоквартирных жилых домов в микрорайоне Глумилино г. Уфы

В статье рассматриваются инженерно-геологические особенности участка строительства многоэтажных многоквартирных жилых домов микрорайона «Глумилино» г. Уфа. Микрорайон активно застраивается домами, участки застроек расположены в карстовой территории и...

Оптимизация строительства внутрихозяйственных автомобильных дорог сельскохозяйственного назначения

В статье рассмотрены возможные способы оптимизации строительства автомобильных дорог сельскохозяйственного назначения с учетом динамического развития сельскохозяйственного комплекса Российской Федерации. Также рассматривается проблема малого межремон...

Соотношение понятий «прилегающая территория» и «придомовая территория» в вопросе обязанности капитального ремонта внутриквартального проезда

Авторы анализируют проблемы, связанные с терминами «придомовая территория» и «прилегающая территория» в современном законодательстве и практике применения. Основное внимание уделяется затруднениям в определении ответственности за обслуживание и ремон...

Рациональное использование земель в условиях развития сельскохозяйственной отрасли РФ. Предпосылки деградации и методы предупреждения земельных проблем

В статье рассматриваются земельный вопрос рационального использования земли в РФ. Динамика использования сельскохозяйственных земель в стране, причины включения земель в неиспользуемые и методы решения данной проблемы. Рассмотрен опыт вовлечения неис...

Локальные очистные сооружения и фильтр-патроны при строительстве автомобильных дорог

Данная статья посвящена исследованию особенностей применения локальных очистных сооружений и фильтр патронов при строительстве автомобильных дорог. В статье был проведен анализ целесообразности проектирования систем поверхностного водоотвода, как сос...

Экологические проблемы строительства трубопровода

Статья исследует текущее состояние и вызовы развития нефтегазовой отрасли в регионах с многолетнемерзлыми породами, ключевых поставщиках нефти и газа в России. Обсуждаются экологические проблемы, связанные с прокладкой и эксплуатацией трубопроводов в...

Анализ практического опыта железных дорог по решению проблемы железнодорожных переездов

Более высокие темпы автомобилизации и появление скоростных поездов создают дополнительные трудности для обеспечения безопасности дорожного движения через железнодорожные переезды. При проведении обследований железнодорожных переездов были выявлены н...

Похожие статьи

Совершенствование системы проектирования автомобильных дорог в зонах распространения вечномерзлых грунтов

В данной статье рассматриваются основные причины возникновения деформаций, последствия, к которым данный фактор приводит, а также методы предотвращения допущения ошибок на этапе проектирования, что в свою очередь приведет к увеличению межремонтных ср...

Условия эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации

В данной статье приводится статистика изменения площадей земель сельскохозяйственного назначения, ввиду перевода как для нужд государства, так и нежелательного предоставления ценных угодий для строительства. Государство приняло немало мер для защиты ...

Особенности строительства в условиях плотной городской застройки

Краткий обзор проблем, возникающих при строительстве в условиях плотной городской застройки. Особенности организации строительной площадки в стесненных условиях, выбор машин и механизмов для ограниченной площади строительства объекта. Выбор конструкт...

Особенности инженерно-геологических условий при строительстве многоэтажных многоквартирных жилых домов в микрорайоне Глумилино г. Уфы

В статье рассматриваются инженерно-геологические особенности участка строительства многоэтажных многоквартирных жилых домов микрорайона «Глумилино» г. Уфа. Микрорайон активно застраивается домами, участки застроек расположены в карстовой территории и...

Оптимизация строительства внутрихозяйственных автомобильных дорог сельскохозяйственного назначения

В статье рассмотрены возможные способы оптимизации строительства автомобильных дорог сельскохозяйственного назначения с учетом динамического развития сельскохозяйственного комплекса Российской Федерации. Также рассматривается проблема малого межремон...

Соотношение понятий «прилегающая территория» и «придомовая территория» в вопросе обязанности капитального ремонта внутриквартального проезда

Авторы анализируют проблемы, связанные с терминами «придомовая территория» и «прилегающая территория» в современном законодательстве и практике применения. Основное внимание уделяется затруднениям в определении ответственности за обслуживание и ремон...

Рациональное использование земель в условиях развития сельскохозяйственной отрасли РФ. Предпосылки деградации и методы предупреждения земельных проблем

В статье рассматриваются земельный вопрос рационального использования земли в РФ. Динамика использования сельскохозяйственных земель в стране, причины включения земель в неиспользуемые и методы решения данной проблемы. Рассмотрен опыт вовлечения неис...

Локальные очистные сооружения и фильтр-патроны при строительстве автомобильных дорог

Данная статья посвящена исследованию особенностей применения локальных очистных сооружений и фильтр патронов при строительстве автомобильных дорог. В статье был проведен анализ целесообразности проектирования систем поверхностного водоотвода, как сос...

Экологические проблемы строительства трубопровода

Статья исследует текущее состояние и вызовы развития нефтегазовой отрасли в регионах с многолетнемерзлыми породами, ключевых поставщиках нефти и газа в России. Обсуждаются экологические проблемы, связанные с прокладкой и эксплуатацией трубопроводов в...

Анализ практического опыта железных дорог по решению проблемы железнодорожных переездов

Более высокие темпы автомобилизации и появление скоростных поездов создают дополнительные трудности для обеспечения безопасности дорожного движения через железнодорожные переезды. При проведении обследований железнодорожных переездов были выявлены н...

Задать вопрос