Заболоченные территории занимают порядка 10 % территории Российской федерации. Освоение территорий неизбежно приводит к необходимости прокладывания дорог в болотистых местностях. Строительство дорог в данных условиях существенно осложняется, ввиду специфичности местности. В статье описаны принципы строительства дорог в заболоченных территориях, используемые методы и нюансы строительства.
Ключевые слова: болото, дорога, дорожное строительство, железная дорога, покрытие, строительство, насыпь.
Wetlands occupy about 10 % of the territory of the Russian Federation. The development of territories inevitably leads to the need to build roads in swampy areas. The construction of roads in these conditions is significantly complicated due to the specific nature of the terrain. The article describes the principles of road construction in wetlands, the methods used and the nuances of construction.
Keywords: swamp, road, road construction, railway, covering, construction, embankment.
Развитие страны неизбежно приводит к необходимости прокладка дорог в болотистых районах. Площадь заболоченных территорий России составляет около 10 %. Это примерно 1,4 млн км.
Водно-болотные угодья означают чрезмерно влажные участки территории, характеризующиеся преимущественно застоем воды.
Районы характеризуются наличием торфа, который происходит, когда растительность водно-болотных угодий умирает после разложения, что происходит в условиях повышенной влажности. Если толщина Слой торфа превышает 0,5 метра, тогда его называют торфяником [1].
Последовательность строительства новых железных дорог следует устанавливать, разделяя все работы на три периода: подготовительный, основной и заключительный.
В подготовительный период осуществляется техническая, производственная и хозяйственная подготовка строительства в соответствии с общими правилами, для обеспечения развертывания строительных и монтажных работ по возведению сооружений на начальных (головных) участках железной дороги.
В основной период строительства железная дорога (или отдельные ее участки) подготовляется к вводу во временную эксплуатацию; за этот период, должны быть закончены: возведение земляного полотна с водоотводными устройствами и необходимыми укрепительными работами, постройка искусственных сооружений, укладка и балластировка (на первый слой) пути, а также постройка других постоянных и временных сооружений в объеме, который позволяет открыть движение поездов согласно требованиям раздела 6 настоящей главы.
В заключительный период завершается строительство предусмотренных проектом сооружений, необходимых для сдачи дороги в постоянную эксплуатацию; при этом заканчиваются работы: по укреплению земляного полотна, замене всех временных сооружений постоянными, ликвидации обходов и отсыпке насыпей в местах с временно пониженным профилем, завершению путевого развития раздельных пунктов, балластировке путей (главных, станционных и др.) на второй слой, а также по строительству всех служебно-технических и жилых зданий [2,3].
Cложные природные условия: Наличие специфических по составу и состоянию грунтов и (или) риска возникновения (развития) опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий на территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения [4].
Строительство дорог в данных условиях существенно осложняется, ввиду специфичности местности. Для начала, необходимо рассмотреть классификацию болотистых местностей. Условно, можно выделить три типа болотистых местностей:
– I тип. Болота устойчивой консистенции, заполненные торфяным покровом до дна.
– II тип. Болота неустойчивой консистенции, заполненные слабым торфом.
– III тип. Болота с плавающим на поверхности торфяным слоем.
При проектировании дороги целесообразно обходить болотистые местности, однако если дорога значительно увеличивается в длину, сильно извивается, то приходится прибегать строительству в имеющихся условиях. В случае, если было принято решение пересекать болотистую местность при прокладывании дороги, приоритетом является пересечение в наиболее узком по длине месте и неглубоком месте [5].
Способ проведения земляного строительства включает в себя бурение вдоль строящихся скважин, заполнение скважин твердым строительством и сдерживание стволов свай, при укреплении земляного строительства, возведенного или возводимого на слабых или мерзлых грунтах, где бурят с подвижной платформы, поддерживать поддерживающие трубы, которые строят рядами с наружных сторон пути с верхней поверхности земляного сооружения с прорезкой тела конструкции, подстилающей его слой слабого или подвижного грунта и заглублением в подстилающий их прочный грунтовый слой.
Сущность изобретения заключается в устранении указанных проблем при одновременном сохранении всех преимуществ прототипа: снижении трудо- и материалозатрат, сокращении сроков производства работ, повышении надежности устойчивости и сохранении укрепляемых конструкций при обеспечении возможности выполнения работ по созданию земляных сооружений с откосами любой крутизны и в условиях строительства или Основание земляных сооружений основано на слабом, в том числе болотистом основании, а также уменьшении силы упругого сопротивления земляного строительства.
Техническим изобретением является ускорение процесса производства работ при одновременном сохранении преимуществ прототипа, а также обеспечение возможности применения изобретения в любых условиях слабых и подвижных грунтов [6].
Насыпи из дренирующих грунтов на болотах I — II, II типов глубиной до 3 м следует проектировать с расчетом полного удаления торфа устойчивой консистенции и посадки насыпи на минеральное дно болота, применительно к поперечным профилям
При проектировании насыпей на болотах с сохранением торфа в основании могут быть применены конструктивно-технологические мероприятия, направленные на обеспечение устойчивости насыпи, стабильности грунтов основания, снижение значения общих и упругих осадок и т. д.
Основными из этих мероприятий являются:
– устройство в основании вертикальных грунтовых свай или свай из других материалов, в том числе конструкций ростверкового типа;
– устройство настилов под насыпью или армирование самой насыпи, в том числе геотекстильными материалами;
– устройство дренажных прорезей или вертикальных дрен;
– увеличение высоты насыпи или глубины выторфовывания;
– мероприятия для предотвращения сползания насыпи при наклонном дне болота (выравнивание дна, устройство упорных каменных призм и др.);
– использование геотекстильных материалов, укладываемых непосредственно на поверхность болота или на выравнивающий слой грунта (для перераспределения нагрузки, выравнивания осадки и предупреждения локального продавливания насыпного грунта в основание) [7].
Таким образом, строительство дорог в болотистых местностях вызвано сложностями в связи с просадками торфа и возможностями разрушения дорожного полотна, в связи с чем должно производиться проектирование с учётом специфики конкретной местности.
Литература:
- Особенности возведения фундаментов на заболоченных грунтах: научное издание / Преснов О. М. Лозовая О. А. Рослик А. И. Жицкая Д. Г.
- Приемка и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта//СП 236.1326000.2015/ с.7,8.
- Приемка и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта//СП 236.1326000.2015/ с. 8.
- Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», с. 2, п.22.
- Проблемы строительства дорог в болотистой местности/ Зыбинский Е. А.// с. 3.
- Способность построить земляное строительство и устройство для его осуществления/ Кузнецова Е. Н.// RU2609505С1
- Проектирование земляного полотна железных дорог колеи 1520 мм/ СП 32–104–98// с. 8.