В статье автор рассматривает процесс делегирования полномочий в Университетском колледже ОГУ. Важность делегирования в менеджменте заключается в выполнении работы, прежде всего другими людьми — своими подчиненными.
Ключевые слова: делегирование, образовательное учреждение, полномочия, колледж.
Делегирование означает расширение горизонтальных связей в организации. Данный процесс в образовательном учреждении осуществляется через функционирование отделений, предметно-цикловых комиссий, советов колледжа с различным правовым статусом (методического совета, Совета колледжа), методическое объединение кураторов, общее собрание работников и обучающихся.
Предметно-цикловые комиссии возглавляют высококвалифицированные специалисты — преподаватели, кроме того, работу предметно-цикловых комиссий курируют заведующие отделениями. Предметно-цикловые комиссии несут ответственность за качество преподавания и качество знаний обучающихся по тем дисциплинам и профессиональным модулям, которые курируют, за воспитательную и внеучебную работу, за создание и освоение новых технологий обучения, за повышение квалификации членов предметно-цикловой комиссии и организационно-методической работы с ними. Персональная ответственность за организацию работы предметно-цикловой комиссии возлагается на ее председателя.
Заместитель директора по учебной работе делегирует заведующим отделениями и председателям предметно-цикловых комиссий проведение мониторинга качества и уровня знаний, обучаемости и обученности, уровня сформированности профессиональных и общих компетенций обучающихся по своим дисциплинам или образовательной области, а также мониторинг уровней профессионального роста и профессиональных затруднений преподавателей своего отделения и предметно-цикловых комиссий. Кроме того, заведующие отделением и председатели предметно-цикловых комиссий принимают активное участие во внутриорганизационном контроле и инспектировании и имеют полномочия привлекать к такому контролю педагогов своих отделений и предметно-цикловых комиссий.
Таким образом, отделение это элемент управляющей системы колледжа, а заведующие отделениями и председатели предметно-цикловых комиссий образуют средний уровень управления, занимаясь всеми вопросами управления, связанными с организацией, методикой и технологией преподавания курируемых специальностей, а также качеством знаний обучающихся по этим профилям.
В Университетском колледже функционирует методический совет колледжа, в который входят все заведующие отделениями, председатели предметно-цикловых комиссий, преподаватели и лаборанты, работающие в колледже. Методический совет колледжа решает все вопросы, связанные с инновационной деятельностью образовательной организации, вопросы методического характера, руководит научно-методической работой в колледже.
Предметно-цикловую комиссию, входящую в состав колледжа, возглавляет председатель, избираемый советом колледжа путем тайного голосования сроком до пяти лет из числа лиц, отвечающих квалифицированным требованиям, и утверждаемый в должности приказом директора образовательной организации. Процедура избрания председателя предметно-цикловой комиссии определяется локальным нормативным актом колледжа, принимаемым на заседании совета колледжа и утверждаемым директором Университетского колледжа. Председатель предметно-цикловой комиссии несёт персональную ответственность за уровень и результаты научной и учебно-методической работы предметно-цикловой комиссии.
Заместитель директора по сетевому взаимодействию с работодателями делегирует заведующим отделениями, председателям предметно-цикловых комиссий и преподавателям, курирующим учебную и производственную практики мониторинг заключения договоров на прохождение производственной практики с предприятиями города и области, а так же сам процесс прохождения практик.
Председатель методического совета колледжа делегирует председателям предметно-цикловых комиссий составление учебных планов для специальностей, входящих в состав данных комиссий на следующий учебный год.
Делегирование полномочий осуществляется руководителями колледжа при планировании работы образовательной организации на следующий учебный год. Проект плана работы колледжа составляется не только директором и его заместителями, но всеми субъектами управления (каждый готовит проект «своего» курируемого раздела).
Преподаватели, кураторы учебных групп анализируют собственную деятельность и планируют ее на новый учебный год, определяя для себя цели и задачи работы, исходя из целей задач образовательной организации. Заведующие отделениями, председатели предметно-цикловых комиссий, председатель методического совета колледжа, руководители других коллегиальных органов управления анализируют и планируют деятельность своих структур, исходя из общеорганизационных целей и задач. Далее выстраивается «дерево целей», которое уточняется в процессе планирования со всеми субъектами в индивидуальном или групповом порядке.
Следующий этап коллективной деятельности по планированию — обсуждение и корректировка плана работа в коллективе. Предварительный план раздается всем структурам для ознакомления, обсуждения и корректировки, уточнения целей и задач. Это снимает многие недочеты, дублирование и мотивирует всех участников планирования на успешное его выполнение, так как они становятся заинтересованными лицами. Кроме того, как показала практика, составление плана работы снизу вверх с последующим обсуждением и корректировкой всеми, по возможности, членами педагогического коллектива, делает его оптимальным, т. е. выполнимым.
Весьма важное создание инновационного климата в колледже, внесение соответствующих изменений в корпоративную культуру. Все сотрудники должны понимать и разделять идею становления и функционирования инновационного колледжа. Мотивация сотрудников является мощным побудительным мотивом к эффективной деятельности колледжа. В процессе внедрения новации инициаторам ее внедрения следует принимать во внимание восприятие сотрудниками предложенной инновации и их принципиальное отношение к самому инновационному процессу [3].
Особое внимание уделяется организационной культуре, прежде всего, тому, чтобы ценности и убеждения принимались всеми членами коллектива колледжа, чтобы все знали, понимали и принимали цели образовательной организации, стремились достичь успеха при их достижении.
Таким образом, практическая ценность этого принципа управления очевидна. Существенным недостатком метода является возможность появления барьера между руководителем и объектом управления, т. к. его подчиненным не всегда выгодны контакты руководителя с низовыми уровнями управленческой структуры. Соблюдая последовательность этапов делегирования и какое-то время, отслеживая соблюдения всех параметров, в будущем появится возможность автоматически фиксировать многие шаги и ставить задачи своим подчиненным быстро и получать ожидаемый результат.
Литература:
- Гарифуллин Р. Г., Рогова Д. И. Управление инновационным развитием колледжа // Вестник Казанского технологического университета. 2012. № 8 С.341–343.
- Свищева Т. Н. Прогнозирование как инструмент делегирования полномочий // Инновационные технологии в науке и образовании: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 март 2016 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. 2016. № 1 (5) С. 239–241.
- Свищева Т. Н. Делегирование полномочий как эффективный принцип управления профессиональным колледжем / Т. Н. Свищева // Актуальные проблемы психологии и педагогики [Электронный ресурс]: Материалы международной научно-практической конференции Оренбург. Гос ун-т.-Электрон.дан.- Оренбург: ОГУ, 2016.