Ключевые слова: ребенок, адаптация, классный руководитель, образовательный процесс, внеурочная деятельность, культурологический подход.
В современных условиях развития России, включая общественно-политические и социально-экономические аспекты, от любого современного педагога требуют такого уровня педагогической культуры и компетенций, которые смогут обеспечить оперативную и качественную интеграцию личности ребенка, прибывшего с вновь присоединенных территорий, в пространство образовательного учреждения.
По данным Министерства Просвещения Российской Федерации за последний год в Россию прибыло около 13 тысяч детей из Донецкой и Луганской Народных Республик, половина из которых — школьники. Задача образовательных учреждений, которые приняли в свои классы этих детей, — создать оптимальные условия для качественного обучения, воспитания и социализации. Сам по себе процесс социализации требует пристального внимания и должен протекать на основе ценностных ориентаций.
Вместе с тем, ясно, что сам по себе процесс приобщения личности к социальным ценностям, установленным в российском обществе, ее развитие должно осуществляться в границах государственной системы воспитания, на основе историко-культурных ценностей, целей и задач.
Соответственно, целью педагогической деятельности по адаптации детей с вновь присоединенных территорий является формирование эффективных средств и механизмов повышения уровня социальной компетенции и культурной адаптации в российской поликультурной образовательной среде.
Таким детям необходимо не просто приспособиться к окружающей среде, но и выполнять социальные функции: согласование с традициями, нормами, правилами, законами, принятыми в российском обществе [1].
Поставленная цель предполагает системное решение следующих задач:
— Совершенствование школьной толерантной среды в рамках образовательной и внеурочной деятельности;
— Организация эффективного взаимодействия всех субъектов образовательной среды;
— Предупреждение искажённого восприятия других культур, мировоззрения;
— Приобретение учащимися навыков объективного подхода к оценке событий в обществе, верного осознания места и роли народов России в истории.
Педагогическая деятельность учителей-предметников и классных руководителей должна строиться на следующих принципах:
Стоит обратить особенное внимание на культурологический подход в образовательном процессе. В современной теории и практике образования наблюдается поиск моделей, обеспечивающих непосредственные контакты личности и культуры в модусе образовательных программ. В педагогической науке обозначился концептуальный поворот в русло идей культурологии образования, складывается парадигма воспитания с позиций культуры (Л. А. Беляева, Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, Н. Б. Крылова, Б. Т. Лихачев, Н. Е. Щуркова) [2].
Ключевой фигурой в образовательном процессе с точки зрения культурологического подхода является педагог-носитель культуры и общечеловеческих ценностей, тот, кто осознает в полной мере важность культурной миссии образования, который понимает проблемы современного ребенка-школьника и ищет наиболее гуманные пути их решения. Исходя из этой концепции, педагог выступает в роли посредника между ребенком и культурой.
Итак, главной задачей образовательного учреждения, в состав которого принимается ребенок, прибывший из новых субъектов Российской Федерации, является создание благоприятной психологической обстановки. Ребенку важно ощутить создаваемую педагогами атмосферу заботы, поддержки и помощи в различных аспектах: и межличностном взаимодействии, и в образовательном процессе, и в построении досуговой деятельности, и в правовом сопровождении семьи ребенка.
В случае, когда в класс, в котором я являюсь классным руководителем, прибывает ребенок из нового субъекта РФ, например, Луганской Народной Республики, первоочередной задачей выступает проведение доверительной беседы с семьей учащегося, в ходе которой, мной будут выяснены интересы и увлечения ребенка, трудности, существующие на взгляд родителей у ребенка, его успехи и т. д. В ходе первой беседы становится ясно, в какой степени родители готовы помогать школе и классному руководителю в процессе адаптации школьника в общеобразовательной школе.
Для получения более детальной информации родителям можно предложить пройти анкетирование «Мой ребенок», в ходе которого они в вариативной форме отвечают на вопросы либо «ДА», либо «НЕТ» (Для разработки данной анкеты использовалась методика по Т. А. Немчинову и Тейлору).
Таблица 1
№ |
Формулировка вопроса |
ДА |
НЕТ |
1 |
Обычно мой ребенок спокоен, его сложно вывести из такого состояния. |
||
2 |
Мой ребенок часто чувствует утомление. |
||
3 |
Мой ребенок уверен в себе. |
||
4 |
Мой ребенок краснеет, когда попадает в неловкую ситуацию. |
||
5 |
Мой ребенок может стать агрессивным, когда попадает в неловкую ситуацию. |
||
6 |
Мой ребенок часто бывает активен, ему сложно усидеть на месте. |
||
7 |
Мой ребенок склонен принимать всерьез даже пустяки. |
||
8 |
Мой ребенок легко ладит со сверстниками, ему не составляет труда поиск новых друзей и приятелей. |
||
9 |
Мой ребенок сложно находит контакт со сверстниками, сильно привязывается к людям. |
||
10 |
Мой ребенок знаком с новым городом и его достопримечательностями. |
||
11 |
Мой ребенок записан на творческие кружки и/или спортивные секции. |
||
12 |
Мой ребенок испытал психологическую травму (видел смерть близких, был свидетелем проявления агрессии, боевых действий). |
После проведения анкетирования классный руководитель производит обработку и интерпретацию результатов, которые дадут возможность понять, насколько высока вероятность развития стресса у ребенка в процессе адаптации в новой школе.
Роль учителя заключается в стимулировании ученической инициативы посредством открытых вопросов: «Что бы вы хотели предложить, чтобы прибывшие дети смогли быстро оправиться от пережитого стресса?», «Какую помощь можно оказать детям, пережившим ужасы войны, чтобы они могли учиться комфортно и успешно вместе со всем классом?»
После начала обучения ребенка, знакомства с коллективом класса и педагогами изучение социально-педагогической ситуации должно быть продолжено в направлении выявления особых интересов и склонностей обучающегося с целью вовлечения во внеурочную деятельность [4]. Для меня как для руководителя школьного краеведческого музея участие ребенка в музейной деятельности является прекрасным подспорьем для обеспечения активной гражданской позиции учащегося. Ведь дети, приезжающие с территорий ЛНР и ДНР, зачастую не тесно знакомы с историей России, а тем более с историей Ростовской области.
Для учащихся младшего и среднего школьного возраста должен быть спланирован цикл бесед по их духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, основанному на ценностях православной и казачьей этнокультуры. В старших классах наиболее предпочтительно проводить дискуссии и дебаты по различным острым историко-культурным и нравственным проблемам, обсуждение телепередач и др. С целью ознакомления прибывших новичков с историей России, края Тихого Дона можно рекомендовать посещения музеев, памятных мест, туристические поездки по историческим и памятным местам Ростовской области [3].
Литература:
- Соколова, Л. С. Социально-психологическая адаптация и обучение детей беженцев в образовательной среде Российской Федерации / Л. С. Соколова // Формирование здорового образа жизни. Передовой опыт социально-педагогической работы с детьми и семьей: Материалы областной межведомственной научно-практической конференции, Коломна, 27 октября 2016 года. — Коломна: Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет», 2016. — С. 366–369
- Гайсина, Г. И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Гайсина Гузель Иншаровна. — Москва, 2002. — 366 с.
- ГАУ ДПО РО ИРО, Рекомендации педагогическим коллективам по оказанию помощи средствами воспитательной деятельности в адаптации учащихся, прибывших в образовательные учреждения из юго-восточных областей Украины https://www.ripkro.ru/rsoko/sistema-organizatsii/adresnye-rekomendatsii.php
- Ахметова, Д. З. Дети-мигранты в инклюзивной среде: Методическое пособие / Д. З. Ахметова, И. Г. Морозова. — Казань: Познание, 2015. — 39 с. — (Педагогика и психология инклюзивного образования)