Привычные социокультурные практики и требует учета в процессе воспитания. Человек в процессе воспитания и социализации знакомится и овладевает нормами и правилами поведения в социуме. В контексте современного развития общества мы можем говорить о возникновении новой дополнительной социализации — цифровой [1].
Г. У. Солдатова утверждает, что «цифровая социализация — это опосредованный всеми доступными цифровыми технологиями процесс овладения и присвоения человеком социального опыта, приобретаемого в онлайн-контекстах, воспроизводства этого опыта в смешанной офлайн/онлайн-реальности и формирующего его цифровую личность как часть реальной личности» [2].
В современных условиях семья, школа и государство утрачивают свою социальную функцию и без цифровой социализации процесс формирования личности, ее адаптации и интеграции в социальную систему информационного общества сегодня затруднен [3].
Таким образом, перед школой, как одним из ведущих социальных институтов, стоит задача участия в управлении процессами традиционной и цифровой социализации для воспитания здоровой и успешной личности [4].
Вместе с тем увеличивается времяпровождение ребенка в виртуальном пространстве и в смешанной реальности, которые формируют новую, плохо регламентированную для него среду обитания.
Подростковый возраст обладает огромной значимостью в становлении личности, это особый динамичный период развития человека, и от того, как именно он будет развиваться в этот период, в дальнейшем во многом будет построено развитие следующего возрастного этапа. Именно поэтому этот период называется: переломным, переходным или же сенситивным [4].
«Чувство взрослости — это психологический признак начала подросткового возраста». Д. Б. Элькониным, чувство взрослости определяется в качестве новообразования сознания, через которое подросток сравнивает себя с окружающими его людьми, находит образцы для подражания, строит свои взаимоотношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность, видоизменяет своё поведение, стараясь делать вещи, которые, по его мнению, делают «взрослые», чтоб казаться старше и повышать свой авторитет в классе и компании [5].
Переходность подросткового возраста, безусловно, включает в себя и физиологический аспект. Это период полового созревания, интенсивность которого часто выделяется таким понятием, как «гормональная буря». Физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным, в том числе и для самого, стремительно вырастающего во всех смыслах, подростка [6].
Исходя из вышесказанного, можно сказать о том, что подросток понимает, что он уже не ребёнок, замечая сильные изменения в своём физическом, ментальном и половом развитии, чувствуя возможность проявлять социальную активность, влиять на общественно важные дела в семье и школе. Под социальной активностью В. Г. Маралов понимает способность ребенка включаться в специфическую для такого возраста деятельность по решению общественных задач, проявление уровня психической активности, который способствовал бы получению результатов, значимых для других и для себя в плане становления социально значимых черт личности [7].
Актуальность агрессивности, враждебности и их проявлений в поведении подростков является крайне значимой проблемой в силу возраста, как было замечено нами выше, и также об этом свидетельствует большое количество исследований в различных областях психологической науки и практики.
Таким образом, в взаимодействии со сверстниками процесс самоутверждения может проявляться в искаженных формах, приводить к неблагоприятным реакциям, которые будут являться первопричиной образования различных девиаций поведения, их усвоению и закреплению.
В современном мире социальные сети занимают важное место в жизни подростков, ставя перед ними задачу самопрезентации, экспериментирования с собственной идентичностью и реализации потенциала. Благодаря онлайн- контактам подростки значительно расширяют круг своих социальных связей в условиях сетевой открытости и легкой доступности [8]. Эта ситуация, однако, отличается от того, как интернет используют взрослые, что затрудняет создание определенной конфигурации детства онлайн и оставляет меньше возможностей для взрослых играть роль навигаторов в социальной адаптации подростков в онлайн-пространстве. Появляется также цифровой разрыв между поколениями детей и родителей, который снижает значимость фигуры взрослого и ее роли в отношениях между родителями и детьми [8].
В современном мире границы между реальным и виртуальным миром практически размыты. Интернет формирует взгляды нового поколения, а подростки являются активными пользователями во всем мире. Нельзя отрицать, что влияние информационных технологий повлияло и влияет по сей день на развитие подростков [9]. Цифровые технологии значительно меняют течение подросткового возраста и влияют на многие социальные процессы: на обучение и дружбу подростков, на формирование и поддержание социальных связей, на времяпровождение и взаимодействие с обществом в целом [10].
Киберагрессия особенно опасна тем, что в силу анонимности агрессор, как правило, остается безнаказанным и не чувствует вины, в то время как жертва испытывает тревогу и страх. В настоящее время среди подростков происходит значительное влияние глобальной цифровизации, в результате которого появляются новые особенности в их поведении. Одной из характеристик старших подростков является излишняя самоуверенность в интернет-пространстве и социальных сетях, которая может приводить к различным последствиям, включая столкновения с киберагрессией [11].
Интернет-пространство обладает определенной спецификой, что позволяет подросткам чувствовать себя уверенно при общении в социальных сетях, где они не находятся в прямом контакте с собеседником. Чувство безнаказанности, возможность свободно выражать свои мысли и эмоции может привести к необдуманным поступкам и привлечь внимание киберагрессоров.
Подростки, имеющие пониженную социальную активность в реальной жизни, также становятся более уязвимыми к киберагрессии. Интернет-пространство, в отличие от реального мира, существует без привязки к конкретному месту и времени, что позволяет общаться с любыми людьми в любое время. Однако, этот вид общения не способствует укреплению социального круга и может негативно сказаться на психологическом состоянии подростка [3].
Таким образом, глобальная цифровизация оказывает серьезное влияние на поведение и развитие личности подростков. Излишняя самоуверенность, пониженная социальная активность, клиповое мышление и обесценивание информации — это особенности, которые требуют дополнительного внимания и исследования.
Спусковым крючком для флейминга часто является разница во взглядах на проблему и представляет собой «спор ради спора». Поводом могут стать неудачные шутки, неаргументированная критика и насмешки. Подростки в силу своих психологических особенностей достаточно часто встречаются с ситуациями флейминга. О нем легко рассказать, поскольку он мало связан с чувством вины и стыда, его легко распознать, потому что он не так социально порицаем [12].
Троллинг достаточно распространенное явление среди подростков. В некотором роде, можно утверждать, что троллинговое поведение свойственно подросткам и они наиболее часто с ним встречаются. «Тролли могут стремиться разозлить участников общения, но их целью также может быть унижение конкретного человека. В этом случае троллинг может превратиться в целенаправленную травлю, или буллинг» [13].
Хейтинг проявляется как открытое проявление ненависти к собеседнику. Агрессоры используют ненормативную лексику, разговорные и ругательные слова, часто угрожают собеседнику. Данные особенности присущи подросткам, и поэтому они часто встречаются с данным видом киберагрессии. По продолжительности хейтинг может быть как спонтанным и одноразовым, так и регулярным и представлять полное преследование конкретного человека или целого сообщества [14].
Развитие информационных технологий, а также распространение социальных сетей как способа коммуникации подростков привело к распространению кибербуллинга. Благодаря ограниченной интернет-среде агрессор чувствует себя менее уязвимым и не чувствует ответственность за свои действия [6].
А. А. Баранов, С. В. Рожина выделяют причины кибербуллинга [1]. Стремление к превосходству является фундаментальным законом человеческой жизни, оно может принимать как деструктивное, так и конструктивное направление. Деструктивное направление проявляется у людей, борющихся за превосходство эгоистичным поведением и способами.
Комплекс неполноценности характеризуется нарушением психологических и эмоциональных ощущений человека. Кибербуллинг обеспечивает компенсацию собственной неполноценности, помогает создать «идеальный» виртуальный образ и самоутвердиться за счет другого [6].
Большинство подростков сталкиваются с проблемой киберагрессии, когда они становятся жертвами издевательств со стороны своих сверстников в сети (К. Варьяс, Э. Пиблз, Г. Штеффген и др.).
Частым распространенным мотивом является «мотивация мести». Подростки, ранее столкнувшиеся с издевательствами, могут искать способы отомстить, вместо того чтобы найти более конструктивное решение проблемы. Кроме того, зависть также может стать причиной онлайн-травли. Подростки могут почувствовать зависть к своим сверстникам из-за их успехов в жизни или в социальных сетях, и начать издеваться над ними в интернете. Важно понимать, что киберагрессия может иметь серьезные последствия для душевного здоровья жертвы, и в некоторых случаях даже привести к самоубийству. Поэтому необходимо обсуждать эту проблему с подростками и обучать их эмоциональной грамотности и уважению к другим людям в сети.
Некоторые агрессоры действуют, исходя из желания разнообразить свое свободное время в отсутствие хобби и интересов, их мотивом являются «скука и поиск развлечения».
Такая причина, как «давление сверстников», может побуждать подростков к использованию онлайн-травли, потому что они стремятся соответствовать мнению группы друзей, выступающих для них в качестве авторитета.
Мотивация, основанная на представлении подростков о том, что все хотя бы раз применяли издевательства по отношению к другим («участие каждого»), и «чувство безопасности» формируют у агрессоров уверенность, что их действия допустимы и останутся безнаказанными.
Выделяют причины, связанные с проблемами в семейных взаимоотношениях. Сюда можно отнести нехватку внимания со стороны родителей; отсутствие рамок дозволенного поведения ребенка; жесткая дисциплина [3].
Свидетели киберагрессии в силу своего равнодушия и молчаливого согласия — главные союзники агрессора, на них также оказывается значительное негативное психологическое воздействие. Наблюдение за киберагрессией создает негативную психодинамику у свидетелей, причинами которой являются: необходимость выбора между фигурами сильного и слабого, как правило, в пользу первой; повторение групповых моделей поведения, а не выработка индивидуальных траекторий; ослабление чувства сострадания по причине как частоты таких ситуаций, так и по причине отсутствия непосредственного наблюдения за реакцией жертвы; блокирование механизмов восприятия многообразия как нормы.
Агрессивное поведение со стороны подростка, можно объяснить способом самозащиты, отстаивания своих прав и границ. Выраженное в приемлемой форме, оно играет важную роль в способности адаптироваться к обстановке, познавать новое, формируя, в данном случае, социально-позитивное, динамическое поведение, способствующее сохранению и автономности личности при взаимодействии с социумом, сверстниками.
Однако, с другой стороны, агрессивность в подростковом возрасте может выражаться в форме враждебности, что в свою очередь будет формировать нежелательные черты характера, такие как: озлобленность, жестокость, высокомерие, мстительность и многие другие, что впоследствии трансформируется в делинквентное или криминальное поведение.
Таким образом, по итогам проведенного исследования мы пришли к выводу, что к основным причинам киберагрессии в подростковом возрасте можно отнести компенсацию собственной неполноценности, месть, зависть; желание разнообразить свой досуг и развлечься; стремление соответствовать нормам своей группы, давление сверстников; недостаток внимания со стороны родителей; отсутствие рамок дозволенного поведения ребенка; жесткая дисциплина.
Подростки-киберагрессоры чувствуют себя уверенно при общении в социальных сетях, их привлекает безнаказанность, возможность свободно выражать свои мысли и эмоции, ощущение превосходства, поддержка группы.
Литература:
- Баранов, А. А. Психологический анализ причин подросткового кибербуллинга / А. А. Баранов, С. В. Рожина // Вестник Удмуртского Университета. Философия. Социология. Психология. Педагогика. — 2015. — № 1. — С. 37–41.
- Белковец, О. С. Феномен кибербуллинга среди подростков в социальных сетях / О. С. Белковец // Весці БДПУ. — 2016. — № 2. — С. 46–49.
- Бочавер, А. А. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий /А. А. Бочавер К. Д. Хломов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2014. — № 3. — С. 177–191.
- Блау, М. Г. Удивительный интернет / М. Г. Блау — М: Энас-книга, 2016. — 432 с.
- Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. — 1971. — № 4. — С. 6–12.
- Вихман, А. А. Традиционные и цифровые возможности профилактики кибербуллинга / А. А. Вихман, Е. Н. Волкова, Л. В. Скитневская // Вестник Минского университета. — 2021. — № 4. — С. 10.
- Войскунский, А. Е. Психология и интернет / А. Е. Войскунский — М: Акрополь, 2010. — 439 с.
- Дегтева, Т. А. Профилактика кибермоббинга и кибербуллинга в среде несовершеннолетних: методическое пособие / Т. А. Дегтева — Ставрополь: Параграф, 2017. — 132 с.
- Выготский, Л. С. Педология подростка / Л. С. Выготский // Собр. соч. в 6 т. / Под ред Д. Б. Эльконина. — М.: Педагогика, 1984. — Т. Детская психология. — 132 с.
- Булатова, Е. И. Сетевые коммуникативные стратегии: троллинг / Е. И. Булатова // Вестник СПбГИК. — 2017. — № 2. — С. 75–78.
- Солдатова, Г. У. Цифровая компетентность подростков и родителей / Г. У. Солдатова, Т. А. Нестик, Е. И. Рассказова, Е. Ю. Зотова. — М.: Фонд Развития Интернет, 2013. — 144 с.
- Солдатова, Г. У. Флейминг как вид киберагрессии: ролевая структура и особенности цифровой социальности / Г. У. Солдатова, Е. И. Рассказова, С. В. Чигарькова // Психологический журнал. — 2021 — № 3. — С. 111–120.
- Булатова, Е. И. Сетевые коммуникативные стратегии: троллинг / Е. И. Булатова // Вестник СПбГИК. — 2017. — № 2. — С. 75–78.
- Солдатова, Г. У. Виды киберагрессии: опыт подростков и молодежи / Г. У. Солдатова, Е. И. Рассказова, С. В. Чигарькова // Национальный психологический журнал. — 2020 — № 2. — С. 3–20.