Приспособление к постоянно меняющимся условиям информационного общества требует мгновенного реагирования, а также постоянного внедрения актуализированных подходов по развитию таможенной службы Российской Федерации, отвечающим нынешним реалиям.
Стратегической целью развития Федеральной таможенной службы является формирование качественно новой, насыщенной «искусственным интеллектом», «умной» таможенной службы, незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства [1]. Для достижения поставленной цели было разработано 23 целевых ориентира, первым из которых является полномасштабная цифровизация и автоматизация деятельности таможенных органов. Одним из направлений реализации данного ориентира является применение интегрированных механизмов межведомственного информационного взаимодействия, что обеспечивает актуальность системы межведомственного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти. Совершенствование данной сферы происходит без промедления, это подтверждается тем, что на регулярной основе происходит заключение новых соглашений о координации действий, составляются технологические карты межведомственного взаимодействия и совершенствуются электронные ресурсы, с помощью которых федеральные органы исполнительной власти могут осуществлять регулярный обмен сведениями, необходимыми для осуществления своих полномочий.
Использование современных информационных технологий определяет характер и направления модернизации Федеральной таможенной службы и деятельности уполномоченных субъектов в области таможенного дела. Внедрение информационного механизма «единого окна» является центральным элементом системы, создающим благоприятные условия для совершения внешнеторговых операций. Основным элементом технологии «единого окна» является система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
Система межведомственного взаимодействия представляет собой федеральную государственную информационную систему, позволяющую органам и организациям осуществлять информационный обмен на основе унифицированных правил взаимодействия между информационными системами органов и организаций [2].
За последние годы ФТС России проведена колоссальная работа по модернизации таможенной службы, в том числе путем введения таможенного декларирования товаров в электронной форме и внедрения механизма автоматической регистрации декларации, а также выпуска товаров в автоматическом режиме. В целях совершения вышеописанных мероприятия была активно задействована система межведомственного электронного взаимодействия: были заключены Соглашения об информационном взаимодействии с отдельными федеральными органами исполнительной власти, и разработана документация, регламентирующая порядок осуществления технологических процессов в рамках межведомственного взаимодействия — технологические карты межведомственного взаимодействия.
Так, функционирование СМЭВ позволяет осуществить следующие функции:
1. Направлять запросы, документы, а также содержащиеся в них сведения, которые необходимы для предоставления услуг, запрашиваемых физическим лицом или организацией через единый портал в электронном виде.
2. Обеспечить передачу сообщений между участниками механизма межведомственного взаимодействия в электронном виде.
3. Передавать на единый портал по запросу документы, а также содержащиеся в них сведения, которые содержат информацию относительно хода предоставления услуги, ответа на запрос, в том числе результат оказания услуги [2].
Система межведомственного электронного взаимодействия необходима для обеспечения должного уровня информационного взаимодействия между органами исполнительной власти за счет повышения достоверности, скорости и безопасности обмена данными.
По данному направлению в последние годы в целях обеспечения соблюдения запретов и ограничений внешнеторговой деятельности ФТС России проделана действительно огромная работа. Так, важнейшим этапом развития таможенного администрирования в области лицензирования стало завершение работы по полноценному переходу к использованию информационной системы таможенных органов для осуществления контроля за исполнением лицензий Минпромторга в автоматическом режиме. Эта технология является достаточно эффективной в части возможности постановки лицензии на контроль в электронном виде, без необходимости представления ее на бумажных носителях в таможенный орган. Тем самым минимизируются не только временные, но и финансовые ресурсы участников ВЭД. С помощью информационного ресурса «Разрешительные документы» российские экспортеры и импортеры могут оперативно получать информацию о поступающих и используемых информационной системой таможенных органов документах, выданных им различными государственными органами для таможенных целей, абсолютно на безвозмездной основе. Также осуществлено совершенствование системы управления рисками в целях повышения надлежащего уровня контроля за соблюдением установленных запретов и ограничений.
Конечная результативность таможенного администрирования, минимизация существования избыточных административных барьеров, ускорение темпов совершения таможенных операций без потери эффективности их совершения, все это в современных реалиях влияет на оценку условий ведения бизнеса участниками ВЭД. Со своей стороны, Федеральная таможенная служба продолжает активную работу по автоматизации совершения таможенных операций, в том числе, по внедрению технологий и элементов искусственного интеллекта в работу таможенных органов. В дальнейшем это позволит перейти на принципиально новый уровень развития в рамках полномасштабной цифровизации и автоматизации деятельности таможенных органов.
Литература:
1. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года»
2. Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 № 697 (ред. от 13.07.2022) «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия»
3. Мантусов В. Б. Основы таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Таможенное дело», направлениям подготовки «Юриспруденция», «Экономика» / под ред. В. Б. Мантусова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. 495 с.
4. Мозжегорова, О. А. Меры нетарифного регулирования внешней торговли товарами и таможенный контроль за их соблюдением: учеб. пособие / О. А. Мозжегорова.— Москва: Изд-во Российской таможенной академии, 2017.— 109 с.