Актуальность данной темы обусловлена тем, что для решения задач физического воспитания необходимо знать особенности детского организма в возрасте от 2 до 7 лет и правильно использовать соответствующие возрасту методы обучения и воспитания. Главной задачей дошкольного учреждения является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. В статье рассмотрено понятие физического воспитания в дошкольном образовании.
Ключевые слова: физическое воспитание, физкультура, физическая культура, дошкольники, дошкольное образование, укрепление здоровья.
Введение
Актуальность. Физическое воспитание является важнейшим средством приобщения каждого человека к физической культуре и спорту, а также важнейшим компонентом системы воспитания человека в обществе. В дошкольной образовательной организации физическое воспитание направлено на своевременное формирование двигательных умений и навыков детей дошкольного возраста. Основное содержание этой работы базируется на различных вариантах ходьбы, бега, прыжков, лазания, метания, некоторых видах спортивных упражнений, спортивных играх, общеразвивающих упражнениях, элементах акробатики и художественной гимнастики, подвижных играх.
Особое значение игры в данном контексте подчеркивали М. Газинддин и Дж. Греден, объясняя ее как влияние детей друг на друга в непосредственном взаимодействии и переживании общих эмоций. В. Э. Ремус убедительно показывает значение игры для всестороннего развития ребенка [1].
О необходимости организованной двигательной деятельности детей для полноценного развития их физических способностей заявляют и зарубежные ученые B. Gratty, J. Hughes. В частности, B. J. Cratty в исследовании«Movement behavior and motor learning» подробно представил особенности функционирования двигательной системы, описал специфику развития двигательных действий и двигательных умений. Из пяти физических качеств автор акцентировал внимание на ловкости [2]. Национальный консультант по физическому воспитанию J. D. Hughes наглядно путем традиционного проведения семинаров демонстрирует сотрудникам и студентам Университета Висконсин Ошкош, а также преподавателям физического воспитания творческий подход к организации и проведению уроков, игр и обучению начальному физическому воспитанию [3].
Цель: рассмотрение вопроса физического воспитания дошкольников. Задачи: изучение понятия физического воспитания в дошкольных учреждениях. Оценка физической активности детей. Разработка методик физического воспитания среди дошкольников.
Объект исследования: дети дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы, программы и организация физического воспитания в дошкольных учреждениях.
Основная часть
Главная особенность дошкольного периода заключается в том, что ребенок очень активно познает окружающий мир, приобретает различные знания, умения и навыки, расширяет и обогащает свой жизненный опыт. Главная цель ребенка — как можно быстрее войти во взрослую жизнь и стать самостоятельным.
Дошкольный возраст является ключевым этапом, оказывающим большое влияние на развитие ребенка.
Основная задача физического воспитания — укрепление здоровья ребенка. Оздоровительные задачи направлены на укрепление здоровья и сохранение жизни ребенка. Они способствуют всестороннему развитию, повышают защитные и резервные функции организма путем закаливания, повышают устойчивость к заболеваниям, неблагоприятным условиям окружающей среды, повышают работоспособность дошкольников [4].
В процессе физического воспитания ребенок дошкольного возраста учится:
— понимать свои двигательные возможности;
— приобретает знания о физических упражнениях и их структуре;
— усваивает терминологию физического воспитания (исходные положения и т. д.);
— приобретает необходимые знания о правильном выполнении движений и спортивных упражнений;
— знакомится с оборудованием и предметами, правилами их использования.
Физическое воспитание помогает детям познакомиться с основными видами спорта. Выполняя воспитательную задачу дошкольного физического воспитания, учитель готовит ребенка к школе. Необходимо подчеркнуть огромное значение физического воспитания как средства, способствующего воспитанию всесторонне развитой личности ребенка.
Физические упражнения являются важнейшим специфическим средством физического воспитания, оказывающим многогранное воздействие на личность. С их помощью решаются задачи физического воспитания: они способствуют реализации умственного и физического труда, являются средством лечения многих заболеваний. Физические упражнения играют и воспитательную роль. С их помощью человек приобретает умение владеть своим телом, эффективно использовать свои физические силы, вырабатывает важные для жизни двигательные навыки, практически усваивает законы движения. Преодолевая различные трудности и превозмогая эмоции в процессе физической активности, человек вырабатывает ценные для жизни качества и черты характера, такие как смелость, настойчивость, трудолюбие, внимательность, целеустремленность и другие.
В дошкольном возрасте дети должны осваивать основные движения, такие как:
— Ходьба, несмотря на кажущуюся простоту и естественность, является координационно сложным движением. В дошкольном возрасте ходьба отрабатывается во всех ее вариантах — на носках и пятках, на внешнем и внутреннем сводах стопы, в полуприседе и приседании, в выпадах, боковых и скрестных шагах.
— Бег — очень динамичный вид деятельности, поэтому воздействие на организм, особенно на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, значительно больше, чем при ходьбе. На уроках чаще всего выполняются различные виды бега: с высоким подниманием бедра, с отведением ног назад, с отведением ног вперед, назад, в сторону и другие.
— Прыжки. Большая группа полезных прыжков в высоту, в длину со скакалкой и так далее.
Физическая подготовленность характеризуется развитием двигательных и физических качеств детей и связанных с ними двигательных навыков.
Итак, был проведен эксперимент среди дошкольников. В проведении мини-эксперимента по оценке физического воспитания дошкольников можно использовать следующий план:
Цель эксперимента. Оценить уровень физического воспитания дошкольников на основе выполнения различных физических заданий. Были выбраны 10 участников.
Таблица 1
Результаты физического воспитания дошкольников
Участник |
Рост (см) |
Вес (кг) |
Тест «Бег» (сек) |
Тест «Прыжки» (раз) |
Тест «Ловкость» (баллы) |
1 |
105 |
18 |
15 |
10 |
8 |
2 |
98 |
16 |
18 |
8 |
6 |
3 |
110 |
20 |
12 |
12 |
7 |
4 |
95 |
15 |
20 |
6 |
5 |
5 |
102 |
17 |
14 |
9 |
9 |
6 |
108 |
19 |
16 |
11 |
7 |
7 |
100 |
16 |
17 |
7 |
6 |
8 |
115 |
22 |
13 |
13 |
8 |
9 |
97 |
14 |
19 |
5 |
4 |
10 |
112 |
21 |
11 |
14 |
10 |
В результате анализа данных таблицы физического воспитания дошкольников можно выделить индивидуальные различия в характеристиках каждого участника. На фоне этого, наблюдаются разные уровни физической подготовки, что подчеркивает важность индивидуального подхода в физическом воспитании. Положительные результаты в тестах ловкости и выносливости могут свидетельствовать о положительном влиянии физической активности на общее физическое состояние детей.
Можно предложить несколько методик для развития физических качеств. Описание некоторых интересных, физкультурно-оздоровительных программ и методик:
«Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Основной принцип программы: «Играя — оздоравливать, играя — воспитывать, играя — развивать, играя — обучать». Цель программы: через движение и игру — к воспитанию человека будущего. В программе изменена традиционная структура основных движений. Для развития двигательных способностей детей предлагается горизонтальный пластический балет «Пластик-шоу», где все упражнения выполняются из положения лежа.
«Здоровье»
Она представляет собой комплексную систему воспитания физически здорового, разносторонне развитого, инициативного ребенка-дошкольника. Задачи программы: укрепление здоровья, формирование потребности в здоровом образе жизни, развитие физических качеств, создание условий для реализации потребности в двигательной активности, приобщение к традициям большого спорта, выявление интересов, склонностей, способностей. Отличительной особенностью программы является то, что уделяется внимание организации групп реабилитации для часто болеющих детей. Представлены методика проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Заключение
Таким образом, физическое воспитание детей дошкольного возраста сегодня требует глубоких знаний и творческого подхода. Физическое воспитание принимает решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Основная задача физического воспитания детей дошкольного возраста — оздоровление ребёнка. Существует множество особенностей методики организации занятий в дошкольный период, например, основным должны быть разнообразные физические упражнения, основные виды движений, действия с предметами, а ведущей должна быть игровая деятельность.
Также педагогический контроль позволяет, с одной стороны, получать объективную картину о состоянии занимающихся, с другой — выбрать наиболее рациональные пути, формы, методы и средства для достижения запланированных результатов в перспективе.
Литература:
- Remus W. E. Who likes business games? // Simulation on and Games. — Vol. 12, 1981. № 1. Р.3–14.
- Gratty B. Movement behavior and motor learning. Philadelphia. Lee and Febliger. 1973. 347 p.
- Hughes J. No Standing Around in My Gym: Lessons plans, games, and teaching tips for elementary physical education. Human Kinetics. 2004. 168 р.
- Мазуренко О. В., Винокурова Н. В. Современное состояние и перспективы решения проблемы развития физических способностей дошкольников // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 04 (57). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-resheniya-problemy-razvitiya-fizicheskikh-sposobnostej-doshkolnikov.html