Аудит в сфере закупок — один из видов аудита использования государственных (бюджетных) средств, который базируется на контроле правомерности и направлен на оценку достижения заказчиками запланированных целей и результатов возложенных на них функций, но также и разработку рекомендаций по устранению причин, которые препятствуют их достижению. В статье рассмотрены основные понятия аудита, исследованы функции и полномочия органов, осуществляющих аудит, также выявлены проблемы, возникающие при проведении аудита в сфере закупок.
Ключевые слова : Счетная палата РФ, контрольно- счетные органы, аудит в сфере закупок.
Понятие аудита закупочной деятельности закреплено в статье 98 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О Контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Закон № 44-ФЗ) [4].
Необходимо обратить внимание на то, что аудит в сфере закупок необходимо отличать от понятий «аудит» и «аудиторская деятельность», содержащихся в Федеральном законе от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В данном законе аудит определяется как независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Под аудиторской деятельностью понимается деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами [2].
Аудит в сфере закупок не является аудиторской деятельностью, он имеет иную цель и содержание. Его можно называть государственным аудитом, так как он осуществляется от имени государства и осуществляется государственными органами.
В соответствии с частью 1 статьи 98 Закона № 44-ФЗ к субъектам, осуществляющим аудит в сфере закупок, отнесены Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации, образованные законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и контрольно-счетные органы муниципальных образований, образованные представительными органами муниципальных образований.
Целями аудита закупок, осуществляемого указанными органами, исходя из толкования части 2 статьи 98 Закона № 44-ФЗ, являются анализ и оценка результатов закупок, достижения целей осуществления закупок.
Для достижения указанных целей субъекты, осуществляющие аудит в сфере закупок, наделены соответствующими полномочиями при проведении аудита закупок.
Так, статьей 2 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (далее — Закон № 41-ФЗ) определено, что Счетная палата является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля) [5].
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 13 Закона № 41-ФЗ к функциям Счетной палаты отнесено проведение аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля).
Только в части 8 статьи 14 Закона № 41-ФЗ указано что контрольная и экспертно-аналитическая деятельность по видам аудита (контроля) осуществляется в отношении предмета аудита, в том числе государственных программ Российской Федерации (федеральных целевых программ), государственной поддержки инновационной деятельности, инвестиционных проектов, федеральных информационных систем и проектов, закупок товаров, работ и услуг. В то время как в декабре 2022 года утратила силу часть 12 статьи 14 Закона № 41-ФЗ, которая предусматривала, что при проведении аудита закупок оценке должны подлежать выполнение условий по срокам, объему, цене контрактов, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг, а также порядок ценообразования и эффективность системы управления контрактами.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее — Закон № 6-ФЗ) [3] предусмотрено, что внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий.
В соответствии с частью 3 статьи 98 Закона № 44-ФЗ для достижения целей аудита органы аудита в сфере закупок осуществляют в соответствии экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность. Методами аудита являются проверка, анализ и оценка информации о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.
При этом органы аудита самостоятельно определяют форму проведения внешнего аудита — контрольное или экспертно-аналитическое мероприятие. Например, может быть выбрана форма внешнего аудита в форме контрольного мероприятия, по результатам которого будут сделаны анализ и оценка эффективности и результативности закупочной системы объекта аудита (контроля) в целом, включая все этапы закупочного процесса. А может быть проведен внешний аудит конкретной нормы Закона о контрактной системе в форме экспертно-аналитического мероприятия, например об эффективности закупок у субъектов малого предпринимательства.
В ходе деятельности, согласно части 4 статьи 98 Закона № 44-ФЗ, органы аудита в сфере закупок:
— устанавливают причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков;
— подготавливают предложения, направленные на устранение отклонений, нарушений, недостатков и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок;
— систематизируют информацию о реализации своих предложений;
— размещают в единой информационной системе на сайте zakupki.gov.ru обобщенную информацию о результатах.
При этом в Законе № 44-ФЗ не определены документы, оформляемые по результатам аудита в сфере закупок.
Только в статье 10 Закона № 6-ФЗ определено, что по итогам экспертно-аналитического мероприятия контрольно-счетным органом составляются отчет или заключение [3]. Составление иных документов не предусмотрено.
В рамках методологического обеспечения осуществления аудита в сфере закупок в 2014 году Коллегией Счетной паты Российской Федерации утверждены Методические рекомендации по проведению аудита в сфере закупок. В соответствии с ними в Свердловской области были разработаны и утверждены Коллегией Счетной палаты Свердловской области в 2017 году «Стандарт ВГФК № 4 «Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых объектами контроля» и «Методические рекомендации по проведению аудита в сфере закупок» [6].
Данными документами не предусмотрены ни форма отчета (обобщенной информации) о результатах аудита в сфере закупок, подлежащая размещению в единой информационной системе, ни критерии, ни показатели оценки эффективности, которые применяются при осуществлении аудита в сфере закупок.
Часто при проведении аудита в сфере закупок, в качестве оценки эффективности закупок принимается разница между начальной максимальной ценой контракта и ценой, по которой контракт был заключен [1, с. 232]. Такой подход является очень узким и позволяет определить только экономию бюджетных средств, но не позволяет провести анализ и оценку результатов закупок, достижения целей осуществления закупок.
Таким образом, аудит в сфере закупок — это действенный инструмент системы общественного регулирования, задачей которой является вскрытие нарушений принципов законности, эффективности, результативности и экономичности управления финансами, которому на данный момент требуется нормативное регулирование и конкретизация.
Литература:
1. Кравцова М. В. Методики оценки эффективности государственных закупок: экономия бюджетных средств [Текст]// Вестник АКСОР — 2017 — № 1 (41) — С. 231–234.
2. Об аудиторской деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ — Доступ из СПС «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru
3. Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ — Доступ из СПС «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru
4. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ — Доступ из СПС «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru
5. О Счетной палате Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ — Доступ из СПС «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru
6. Официальный сайт Счетной палаты Свердловской области www.spso66.ru