На обложке
изображен Станислав Теофилович Шацкий
(1878–1934), российский и советский
педагог-новатор, родоначальник дополнительного образования, основатель
экспериментальной опытной станции-школы нового типа в духе
гуманистического воспитания.
Станислав
Теофилович родился в селе Воронино Смоленской губернии. Он происходил из
дворянской семьи, многолюдной и религиозной.
В 1885 году он был
принят в 6-ю Московскую гимназию, считавшуюся в то время одной из лучших
в Москве. Вспоминая об учёбе в ней, он писал потом в своей книге
«Годы исканий», что в ней шла постоянная война учителей и учеников,
ненадолго прерывавшаяся лишь во время экзаменов, когда интересы тех и других
сближались. Характерный отрывок: «После учебного года ученики группами идут
и жгут или топят учебники». Возможно, поэтому Шацкий потом всю жизнь
проводил педагогику сотрудничества. «Моя педагогическая вера выросла из
отрицания того, как меня учили и воспитывали», — писал Станислав
Теофилович позднее.
В 1893 году Шацкий
окончил гимназию с отличием, что позволило ему в 1896 году поступить на
математический факультет Императорского Московского университета. Вскоре он
перевелся на медицинский факультет, с 1898 года стал обучаться на отделении
естественных наук физико-математического факультета, а уже в 1902 году
ушёл из университета.
В 1892–1900 годах
занимался в классе сольного пения У. Мазетти, затем продолжил обучение
у него же в Московской консерватории (с 1899 г. по 1901 г.).
Занятия музыкой были настолько успешными, что, хотя он и не окончил
консерваторию, его пригласили в оперную группу Большого театра. В консерватории
он познакомился со своей будущей супругой Валентиной Николаевной.
В 1903 году Шацкий
окончил естественный факультет Московского университета, в 1905-м —
Московский сельскохозяйственный институт (ныне Московская сельскохозяйственная
академия имени К. А. Тимирязева).
Общественно-педагогическая
деятельность Шацкого, начавшаяся в 1905 году, проходила до революции в основном
в области внешкольной и дошкольной работы с детьми. Совместно
с А. И. Зеленко и другими были учреждены первые в России
детские клубы (общество «Сетлемент», «Детский труд и отдых», летняя
трудовая колония «Бодрая жизнь»).
С 1919 по 1932 год
Станислав Теофилович руководил созданной им Первой опытной станцией по
народному образованию. Опытная станция состояла из двух отделений: городского —
в Москве и деревенского — в Калужской области. Сельское
отделение станции в Калужской губернии включало 13 школ первой ступени,
школу второй ступени и четыре детских сада.
Директором станции
стал Шацкий, а заведующим — его жена Валентина Николаевна.
Школа-колония к концу 20-х годов имела большое подсобное хозяйство.
Колонисты сами обрабатывали земли, ухаживая за посевами, получали неплохие
урожаи. Трудовые занятия детей имели и образовательное значение: они были
источником знаний o природе, сельскохозяйственном производстве,
способствовали выработке трудовых навыков.
Основной
педагогический принцип Шацкого заключался в признании ценности трёх форм
опыта: индивидуального, приобретённого ребёнком самостоятельно; специально
организованного взрослыми; готового, представляющего собой накопленный опыт
человечества. Опыт представляет собой основной фундамент для организации
умственной деятельности, и Станислав Теофилович считал, что задачей
педагогов является интеграция всех этих форм опыта в единый педагогический
процесс.
Главная цель
воспитания, по мнению Шацкого, — проектирование процесса развития личности
ребёнка. Он предлагал на первой ступени школы знакомить ребёнка с жизнью
семьи с целью расширения его кругозора и обогащения новыми знаниями. На
второй ступени ребёнку следовало ознакомиться с экономикой, культурой
и особенностями района, города или деревни, где он проживал. В старших
классах ученикам предлагалось познакомиться с макросредой, включая её
экономические, политические и культурные аспекты. Таким образом, ребёнок
развивался за счет расширения пространства культуры, самостоятельно учился
решать постоянно усложняющиеся задачи. Цель воспитания должна быть согласована
с целями социальной среды, в которой осуществляется педагогический
процесс.
В 1927 году СССР
посетил Д. Дьюи, который высоко оценил советскую школу. Побывав на Первой опытной
станции Наркомпроса, которой руководил Шацкий, он был в восторге: «Я не
знаю ничего подобного в мире, что могло бы сравниться с ней. Я имел
счастье ознакомиться с влиянием её на весь окружающий район. Школа,
которая учитывает динамику среды и активно участвует в перестройке
жизни, — это одно из самых интересных педагогических новшеств, которые
я знаю».
Успех советской
системы воспитания, по мнению Д. Дьюи, был связан с прогрессивностью
российской интеллигенции, у которой появилась уникальная возможность
заниматься передовыми идеями своего времени.
В 1932–1934 годах
Станислав Теофилович руководил Центральной экспериментальной лабораторией
Наркомпроса РСФСР и в то же время с 13 февраля 1932 года был назначен директором
Московской консерватории. В августе 1932 года в Московской
консерватории по инициативе Шацкого и профессора Гольденвейзера было
создано детское отделение для подготовки способных учеников к поступлению
в музыкальный вуз — будущая центральная музыкальная школа.
Умер Шацкий
в Москве 30 ноября 1934 года, похоронен на новом Донском кладбище.