В данной статье рассматриваются главные вопросы сущности и принципы планирования на предприятии в изменяющихся условиях рынка.
Ключевые слова: планирование, сущность планирования, выполнение планов, гособоронзаказ.
В условиях современного экономического рынка любое предприятие или организация сталкиваются с возможностью достижения успеха или же потери бизнеса. Для того чтобы избежать краха, предприятие разрабатывает планы. Планирование необходимо для определения целей, формирования видения результатов деятельности предприятия или организации, а также для нахождения оптимальных решений для решения каких-либо проблем.
В условиях рынка ни один хозяйствующий субъект, предприниматель, гражданин или государство в целом не могут рассчитывать на правильность своих действий без заранее составленного плана. Планирование является отправной точкой для любой целенаправленной экономической деятельности — будь то коллективная или корпоративная в процессе производства и потребления материальных благ, или индивидуальная, связанная с ведением домашнего хозяйства или собственным бизнесом. [1].
Целью планирования является постановка задач и определение наилучших способов и ресурсов для их решения, а также предотвращение ухудшения эффективности предприятия или организации.
Основная цель планирования заключается в поиске оптимальных решений для преодоления проблем и предугадывания будущего положения предприятия или организации.
Военно-экономические потребности влияют на изменение подходов к стратегическому планированию работы производств и в приоритет выходит выполнение гособоронзаказов. Формирование и выполнение госзаказа являются ключевыми этапами военно-экономических отношений. При формировании госзаказа планируются объемы поставок и качество необходимой техники и вооружений для различных частей войск.
В системе военно-экономических отношений формирование заказов является первым шагом, а их выполнение — заключительным этапом передачи от заказчика к исполнителю.
При формировании госзаказов планируются объемы поставок и качество техники и вооружения, необходимых различным частям и соединениям войск. Формирование заказов создает потенциальные возможности, а их выполнение — реальные возможности для удовлетворения потребностей военных подразделений.
Ввод новых образцов техники в эксплуатацию способствует развитию производственных мощностей и создает условия для устойчивого развития предприятий оборонно-промышленного комплекса (далее — ОПК) и удовлетворения военно-экономических потребностей. Прогрессивные сдвиги в материально-технической базе предприятий ОПК подтверждают фундаментальные выводы экономической науки о постоянном развитии производственных сил и соответствующих им производственных отношений.
Планирование и организация производства внутри отрасли создают основу для выполнения оборонных заказов на основе современных научно- технических разработок. Стратегическое планирование цифрового производства дает новые возможности для модернизации предприятий и обеспечения необходимой техники для военных целей.
Предлагается использовать промышленную экосистему, основанную на системообразующем оборонном предприятии, как базис для современных военно-промышленных комплексов. При этом промышленная экосистема должна развиваться на основе принципов цифровой экономики, подходов ESG, промышленного симбиоза (мутуализации) и концепции индустрии 5.0 с применением платформенного подхода. [2–4].
В этом случае комплексный многоуровневый матричный подход для стратегического управления формированием и реализацией гособоронзаказа промышленных экосистем, включающий в рамках вертикальной интеграции позволяет разделить:
1) уровни интеграции человеко-машинных систем;
2) уровни интеллектуализации предприятия (кластера);
3) структурно-иерархические уровни;
4) уровни системы стратегического управления;
5) уровни агрегирования математических моделей;
6) уровни агрегирования показателей оценки.
Преимущество этого концептуального подхода заключается в его основе на научном анализе, который отражает выводы экономической теории о необходимости усиления государственного регулирования и планирования деятельности предприятий, связанных с оборонным комплексом и гражданскими отраслями экономики в условиях цифровой трансформации. Как часть военно-экономического процесса, формирование и выполнение государственного заказа отражают общие закономерности военного производства и его специфические особенности, обусловленные политическими, технологическими и ресурсными факторами.
Литература:
1. Драпкина Г. С., Дикарёв В. Н. Планирование на предприятии. — Кемерово: Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. 2006. — 132 с.
2. Панфилова. Е. Е. Формирование экосистем и платформ в цифровой экономике / Е. Е. Панфилова // Московский экономический журнал. — 2021. — № 1. — с.632–642.
3. Федоров А. А. Либерман И. В. Корягнн С. И. Ктачек П. М. Технология проектирования нейро-цифровых экосистем для реализации концепции Индустрия 5.0 // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2021. Т. 14, № 3. С. 19–39. DOI: 10.13721/JH. 14302.
4. Беляцкая Т. Н. Фещенко С Л. Цифровая прослеживаемость: понятие и направления развития // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2021. Т. 14, № 4. С. 7–19. DOI: 10.18721/JE. 14401.