В данной статье рассматривается отношение курсантов к здоровому образу жизни, а также роль физической подготовки в их повседневной жизни. В статье раскрывается сущность средств физической подготовки и спорта, которые ведут к улучшению интеллектуальной и физической трудоспособности курсантов.
Ключевые слова: спорт, физическая подготовка, курсант, здоровый образ жизни, работоспособность, активность, спортивное воспитание.
Физическая подготовка занимает значительную часть в повседневной жизни курсанта. Стоит сказать, что средства физической культуры являются некой профилактикой переживаний, а также увеличивают уровень производительности и выносливости в рутине повседневной учебной деятельности. Повышение интенсивности физической нагрузки позволит стабилизировать эмоциональное состояние и повысить эмоциональную устойчивость, а также повысить уверенность в себе, однако нужно учитывать уровень нагрузок, поскольку чрезмерность может привести к травмам, и негативным эмоциональным состояниям. [1]
Подтверждая важность в жизни курсантов физической культуры в результате исследований С. В. Красивой и С. Г. Серена было выявлено, что спорт — это особый элемент в развитии здорового образа жизни молодежи, а также средство повышения мозговой активности в процессе обучения. [2]
На основе мнений различных ученых можно сказать, что занятия спортом способствуют повышению коэффициента эффективности учебы, поддерживают гормональный баланс и нервную систему человека, а также укрепляют мышечный тонус и психофизиологическую активность. Различного рода стимулирующие воздействия оказывают положительное влияние на психические функции, такие как внимание, память, мышление, умственная работоспособность и другие. Это следует из того, что любая деятельность выступает как раздражитель, непосредственно взаимодействует с когнитивными функциями, так как реализуется за счет них. Главенствующей функцией является внимание, отвечающее за скорость реакции и объем усвоенного материала в период учебной деятельности. [3]
В социологии физическая культура и спорт рассматриваются как социальный феномен, образ жизни молодежи, механизм социализации и, безусловно, как ценностная ориентация. Определение спорта дает С. Жуковская, говоря о том, что это уникальный социальный институт развития физического типа деятельности человека, основными признаками которого являются соперничество, повышение двигательной активности, укрепление иммунитета и повышение работоспособности, использование специальных приемов, комплексов упражнений. [4]
В жизни курсанта, как и в жизни каждого студента или человека в целом существует тесная взаимосвязь между умственной и физической деятельностью. То есть следует сказать о том, что систематические занятия физической подготовкой, спортом наилучшим образом отражаются на личности, при этом снимая негативный эмоциональный фон. Не секрет, что на снижение уровни работоспособности в большей части влияет умственное утомление. Если мы рассмотрим индивидуальные показатели, то можно заметить такую тенденцию, что под влиянием одинаковых физических и психических нагрузок у разных курсантов работоспособность изменяется неоднородно.
Обычно при незначительных и нормальных нагрузках работоспособность повышается. Однако в случае с курсантами после интенсивной нагрузки активность существенно снижается. Учитывая это, стоит отметить, что стимулирующее воздействие в виде физической активности, организованной на достаточном уровне, устраняет негативные последствия и помогает поддерживать организм в полноценном состоянии функционирования. В основном активность курсантов в течение семестра обладает цикличными свойствами. Это значит, что в определенной последовательности обладает такими периодами как подъем, поддержание и спад.
Стоит сделать акцент на физическом воспитании, которое представляет собой педагогический процесс, направленный на создание условий у обучающегося для достижения хорошего здоровья, физического и двигательного развития. Педагог осуществляет данный процесс с позиции целостности и гармонизации задач разностороннего развития (умственного, нравственного, эстетического, трудового). [5] Педагогически продуманная система физического воспитания в учебных заведениях будет способствовать как оздоровлению подрастающих поколений, так и закреплению умений и навыков, которые были заложены во время учебного процесса. [6]
Особое внимание уделяется направленности физической активности и ее различным формам. Следует отметить, что упражнения сложной активности, требующие времени на подготовку, оказывают большее влияние на интеллектуальную работоспособность, чем упражнения простые и не требующих особых навыков. Ориентирование нагрузок на умеренность и стабильность, а также фокусирование на определенных группах мышц в течение продолжительного периода времени демонстрируют большую эффективность, чем комплексные упражнения, затрагивающие все тело. Таким образом, можно сказать, что занятия спортом высокой интенсивности и короткой длительности положительно влияют на высшие психические функции. Этот эффект проявляется спустя несколько часов и проявляется в лучшем запоминании и усвоении информации.
Итак, на основе всего вышесказанного, можно сделать краткий вывод о том, что самой результативной формой занятий у курсантов является утренняя физическая зарядка, которая в свою очередь направлена на развитие выносливости, силы, ловкости, а ее интенсивность в небольшой временной отрезок только повышает данный эффект. Следует отметить и ее постоянность, что позволяет курсантам быть готовым к нагрузкам.
Литература:
- Петрушевский И. И. Исследование влияния физических нагрузок на некоторые стороны умственной работоспособности военнослужащих: автореф. дис.... канд. пед. наук. Л., 1993. 21 с.
- Фурманов, А. Г. Оздоровительная физическая культура / А. Г. Фурманов. — Минск: Юспа, 2003. — 528 с.
- Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: ФиС, 1998. 223 с.
- Емельяненко, Т. В. Методы межкультурных исследований ценностей / Т. В. Емельяненко Т. В. // Социология: методология, методы, математические модели. –1997. –№ 9. –.С.37–43.
- Певицына, Л. М. Спортивно ориентированное физическое воспитание — основа инновационной деятельности в общеобразовательной школе / Л. М. Певицына // Физическая культура и спорт в XXI веке: актуальные проблемы и их решения: Сборник материалов Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Волгоград, 21–22 октября 2020 года. — Волгоград: Волгоградская государственная академия физической культуры, 2020. — С. 232–242.
- Антонова, М. А. Здоровый образ жизни как основа современного развития системы физического воспитания / М. А. Антонова, А. Ю. Бабенко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 440–442.