В статье автор рассматривает особенности системы территориального планирования и управления в сфере культуры и искусства городской формы расселения.
Ключевые слова: система территориального планирования и управления, культура, искусства, городская форма расселения.
Система территориального планирования и управления является совокупностью взаимосвязанных элементов. В их числе субъекты, объекты и методы взаимодействия между ними, которые обеспечивают реализацию поставленных целей и задач, которые образуют организационную структуру регионального управления и планирования (рисунок 1) [3, с.34].
Рис. 1. Система территориального планирования и управления
Субъект управления имеет прямые связи с объектом, тем самым имея воздействие на объект управления, который имеет обратный канал для передачи текущего состояния.
Методы и формы являются неким инструментом, для формирования системы координирования, повышения эффективности и поиска альтернатив для принятия решения. Исходя из выше представленного рисунка, мы можем сделать вывод о том, что субъектами территориального планирования и управления в сфере культуры и искусства выступают органы государственной власти, специализирующиеся в данной деятельности, а также юридические и физические лица.
На примере города Санкт-Петербург мы можем рассмотреть схему органов управления в области культуры РФ (рисунок 2). Правительство РФ подчинено Президенту РФ, а Министерства подчинены Правительству. Наблюдается вертикальная государственная власть. В каждом регионе существуют отдельные территориальные органы субъектов РФ (Комитеты, департаменты, управления) подотчетные министерствам, а также имеются подведомственные организации (клубы, дворцы, комплексы, концертные залы и т. д.) [2].
Согласно Конституции РФ статье 77, система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ. Таким образом, субъект территориального планирования и управления и определяется спецификой объекта и носит в общем случае многоуровневый характер. Применительно к городу, ядром выступают органы местного самоуправления, однако, как мы видим из опыта зарубежных стран, многие зависят от государственной власти [1, ст. 77].
Не стоит забывать о том, что неотъемлемой частью субъекта является и население региона, которое делегирует права управления региональным органам власти и непосредственно участвующие в принятии стратегического решения с использованием институтов гражданского общества. В итоге, региональное общество является конечным субъектом территориального планирования и управление, а органы власти — непосредственным.
Рис. 2. Схема органов управления в области культуры РФ
Территориальное планирование и управление охватывает следующие объекты:
- Административные территории, такие как администрации, районы, области, края и республики;
- Зоны, предназначенные для экономического развития;
- Природные территории и территориальные зоны с ограниченным использованием;
- Территории, занимаемые национальными сообществами.
Наибольшее внимание обратим на такой объект как город или городское поселение. Город — это населенный пункт с высоким уровнем благоустройства, с определенным количеством населения (не занятым в сельском хозяйстве), выполняющий специализированные административно-политические функции. Согласно Градостроительному кодексу РФ, существуют два уровня территориального планирования: государственный и муниципальный. Государственный уровень охватывает всю страну в целом и ее субъекты, а муниципальный уровень включает в себя муниципальные районы, города и сельские поселения.
Стоит отметить, что документация по территориальному планированию и управлению имеет следующую структуру: анализ современного состояния объекта планирования — районирование — перспективное предложение.
Организация территориального планирования и управления базируется на применении совокупности методов и форм исследования. В практике большинства стран различаются секторальные (сельскохозяйственное, транспортное, природоохранное, рекреационное планирование), общие формы территориального планирования. Так же существует функциональное зонирование — это законодательно закреплена форма территориального планирования, при котором территории различаются по свойствам, целевым назначениям и режимом охраны [5, с. 56].
Таким образом, планирование — это программирование органами государственной власти и органами местного самоуправления отдельных сторон использования земель в определенной сфере (в данном случае в сфере культуре и искусстве) [3, с. 89].
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)" // Собрание законодательства РФ — 2020.
- Стратегия государственной культурной политики до 2030 г. (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29.02.2016 N 326-р) — [Электронный ресурс] — URL: https://culture.gov.ru/documents/strategiya-gosudarstvennoy-kulturnoy-politiki-do-2030-g-utverzhdena-rasporyazheniem-pravitelstva-rf-/ (Дата обращения: 06.01.2024)
- Культурология: учебное пособие для вузов/С. Н. Иконникова, В. П. Большаков — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2023 [Электронный ресурс]// Юрайт. Электронная библиотека. URL: https://urait.ru/viewer/kulturologiya-512606#page/1 (Дата обращения: 26.12.2023)
- Региональное управление и территориальное планирование: учебник и практикум для вузов/Ю. Н. Шедько — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2023 [Электронный ресурс]// Юрайт. Электронная библиотека. URL: https://urait.ru/viewer/regionalnoe-upravlenie-i-territorialnoe-planirovanie-530291#page/1 (Дата обращения: 29.12.2023)
- Урбанистика. Городская экономика, развитие и управление: учебник и практикум для вузов/ Л. Э. Лимонова — М.: Издательство Юрайт, 2023 Электронный ресурс]// Юрайт. Электронная библиотека. URL: https://urait.ru/viewer/urbanistika-gorodskaya-ekonomika-razvitie-i-upravlenie-518026#page/1 (Дата обращения: 06.01.2024)