В настоящее время наблюдается дефицит квалифицированных кадров. Особенно остро ощущается дефицит кадров в сельских населенных пунктах. Чтобы вовлечь и удержать квалифицированных специалистов, важны действенные методы привлечения персонала, один из методов — сильный HR-бренд.
Ключевые слова: HR-бренд, ценностные предложения, внутренний и внешний HR-бренд.
История «бренда работодателя» началась в России в 2000-х годах. В России понятие «бренд работодателя» стало использоваться под формулировкой «HR-брендинг». В 2008 года компания HeadHunter зарегистрировала авторское право на термин «HR-брендинг».
По мнению М. Армстронга и С. Тейлора, главной характеристикой бренда работодателя является репутация компании как работодателя, то есть того, как она относится к людям, насколько честно ведет дела, обеспечивает возможности роста, баланса между работой и личной жизнью, качество управления и гармоничное взаимодействие с коллегами [2]. Если говорить простым языком, HR-бренд — это образ компании, «нарисованный» в головах людей.
В статье «HR-бренд как стратегия работодателя в привлечении молодых специалистов» Иванова-Швец Л. Н. предложила следующее определение: «HR-бренд — это лицо компании на рынке трудовых ресурсов, и его формирование осуществляется и поддерживается на протяжении всей жизни компании» [4].
Процесс создания и развития бренда работодателя, или управление брендом называется брендинг или HR-брендинг. «Для формирования образа работодателя в настоящее время стал активно применяться такой инструмент как HR-брендинг — это комплекс целенаправленных мероприятий по формированию положительного имиджа работодателя среди работников, причем как уже работающих в организации (то есть удержание), так и потенциальных, с целью привлечения лучших специалистов в данной отрасли» — писала Готовац С. [3]
HR-бренд состоит из элементов, которые между собой согласованы:
— миссия и ценности компании;
— условия для работы, развития, карьерного роста;
— фирменный стиль компании;
— официальный сайт и социальные сети;
— единый стиль общения;
— отзывы сотрудников;
— корпоративная культура;
— репутация и др.
Одним из основных составляющих элементов является миссия и ценностные предложения компании. Под миссией понимается краткая цель, которая раскрывает смысл существования компании.
Ценностные предложения компании могут включать (Рисунок 1):
Рис. 1. Ценностные предложения компании
Ценностные предложения компании раскрывают простым языком преимущества компании, которые потребитель получит при выборе той или иной компании.
HR-брендинг позволяет привлечь и удержать сотрудников не заработной платой, а созданием привлекательного места работы. Потенциальные работники будут активнее рассматривать возможность трудоустройства в компанию, которая «славится» положительными отзывами о работодателе.
В HR-брендинге существует два направления: внутреннее и внешнее (Рисунок 2).
Рис. 2. Виды HR-брендинга
Внутренний HR-бренд — направлен на удержание работающего персонала, а внешний — на привлечение потенциальных работников в компанию. Одним из инструментов влияния внутреннего HR-бренда на внешний является поощрение сотрудников премированием за привлечение своих знакомых на работу в компанию. Другой инструмент «выходное интервью» — работа с увольняющимися сотрудниками, поскольку от их негативных или позитивных отзывов во многом зависит репутация работодателя на рынке труда [5].
Таким образом, HR-бренд — это корпоративная культура, общие принципы и ценности компании. Грамотно и непрерывно развивающийся HR-бренд компании позволит добиться следующих результатов:
- Высокая производительность труда;
- Стабильность компании;
- Снижение текучести кадров;
- Повышение уровня удовлетворенности и лояльности клиентов;
- Инициативные, творческие работники и др.
Литература:
- Бабикова, А. А. HR-бренд — стратегия работодателя / А. А. Бабикова // Наука и образование: Сохраняя прошлое, создаем будущее: сборник статей XXV Международной научно-практической конференции: в 2 ч., Пенза, 10 декабря 2019 года. Том Часть 1. — Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г. Ю.), 2019. — С. 180–182. — EDN IQSVJK.
- Белкин Владимир Никифорович, Белкина Надежда Андреевна, Антонова Ольга Анатольевна Теория и практика HR-бренд работодателя // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. 2019. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-i-praktika-hr-brend-rabotodatelya (дата обращения: 06.11.2023).
- Готовац С. Клиентоориентированность формирует будущее компании // Управление персоналом. — 2012. — № 11. — С. 39–41.
- Иванова-Швец, Л. Н. HR-бренд как стратегия работодателя в привлечении молодых специалистов / Л. Н. Иванова-Швец, Е. А. Медведева // Инновационные HR-технологии для современной России: кадры решают все!: Материалы научно-практической конференции, посвященной 10-летию кафедры Управления человеческими ресурсами МФПУ «Синергия», Москва, 10 июня 2014 года. — Москва: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2015. — С. 126–132. — EDN VKPIBT.
- Пуляева, В. Н. Конкурентоспособность HR-бренда организации / В. Н. Пуляева // Теория и практика развития предпринимательства: современные концепции, цифровые технологии и эффективная система: Материалы VI Международного научного конгресса, Москва, 24–25 мая 2018 года / Под научной редакцией А. В. Шарковой, О. Н. Васильевой, Б. Оторовой. Том Часть 1. — Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2018. — С. 347–351. — EDN XRWBVJ.