Эффективные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в рамках музыкального воспитания и развития (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (501) январь 2024 г.

Дата публикации: 11.01.2024

Статья просмотрена: 153 раза

Библиографическое описание:

Григорьева, Т. Ю. Эффективные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в рамках музыкального воспитания и развития (из опыта работы) / Т. Ю. Григорьева, А. А. Фролова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 316-317. — URL: https://moluch.ru/archive/501/109993/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье авторы раскрывают наиболее эффективные формы работы с родителями в ДОО из опыта работы.

Ключевые слова: воспитание, семья, педагогика, взаимодействие.

Одним из приоритетных направлений работы в свете внедрения и реализации ФГОС является процесс взаимодействия семьи и детского сада. Этот процесс важно рассматривать как двухсторонний, с одной стороны это «детский сад — семье» — процесс направлен на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи; с другой стороны — это «семья — детскому саду» — процесс характеризуется включением родителей в воспитательно — образовательный процесс детского сада. Родители являются первыми педагогами в жизни детей, именно они закладывают основы физического, нравственного, психологического и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Но и дошкольные образовательные учреждения не уступают этой роли родителям, так как ребенок уже с раннего, младшего возраста начинает посещать детский сад, и педагоги ДОО вносят во всестороннее развитие ребенка большой вклад. Только при тесном, взаимном сотрудничестве родителей и педагогов результат развития ребенка, как успешной личности, будет положительно достигнут.

В чем заключается взаимное и тесное сотрудничество педагогов ДОО и семьи: совместное определение целей деятельности; планирование предстоящей работы; распределение сил, средств, предмета деятельности; планирование предстоящей деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника; совместный контроль и оценка результатов работы; прогнозирование новых целей, задач и результатов.

Вопрос о совместной работе детского сада и семьи по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников, особенно актуален на современном этапе. Согласно итогам анкетирования родители ДОО понимают важность музыкального воспитания в развитии ребенка, и стремятся обогатить эмоциональными впечатлениями, расширить его музыкальный опыт, посещая с ним концерты и музыкальные спектакли. Стараются заинтересовать ребенка занятиями музыкой в кружках, студиях, музыкальной школе. Поиск форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей, является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников.

Планирование, организация и реализация системы работы в данном направлении помогает решать следующие задачи:

– содействовать повышению уровня общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания детей;

– создать единое образовательное пространство с учетом изменения позиции родителей из «сторонних наблюдателей» в позицию «активные участники» в процессе музыкального развития детей;

– раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, духовной и эмоциональной восприимчивости;

– акцентировать внимание на сохранение преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального развития детей.

Для обеспечения качества музыкального образования, развития музыкальных и творческих способностей дошкольного возраста педагоги ДОО находятся в постоянном поиске новых идей, форм сотрудничества с родителями воспитанников.

Одной из наиболее творческой и проявленной формы взаимодействия с родителями является включение родителей в музыкально — образовательное пространство ДОО. С целью формирования культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада, другими детьми, и взрослыми, знакомство с детским музыкальным репертуаром, обучение совместному музицированию с детьми, владением родителей основами музыкальных знаний, необходимых для воспитания ребёнка родителям предлагается стать активными участниками совместных праздников, развлечений, концертов, совместных выступлений детей и родителей. Родители активно принимают участие в разных видах музыкальной деятельности в рамках мероприятий: играют различные роли, участвуют в театрализованных постановках, инсценировках, оркестрах, музыкально-подвижных играх.

Еще одной из интересных форм работы с родителями является участие родителей в тематических выставках: «Любимая игрушка — веселая погремушка», в рамках подготовки к выставке родители совместно с детьми изготавливали из бросового материала шумовые инструменты. Результатом данного совместного творчества стала не только выставочная композиция из всех выполненных работ, но и совместный оркестр шумовых инструментов на празднике, посвященном Дню Матери.

Так же одной из активных форм работы с родителями является проектная деятельность. Родители являются активными участниками педагогических и детских проектов ДОО. Одним из таких проектов является творческий проект «Колыбельная для дочки и сыночка». Итогом реализации проекта стал творческий вечер, на котором дети погрузились в тему «Колыбельная — один из древнейших жанров фольклора», педагоги представили интересный и насыщенный материал по этой теме, а мамы и бабушки исполняли колыбельные своим детям и внукам. Так же организован и успешно реализован с помощью родителей детско-творческий проект «Сказка, в гости приходи». Родители воспитанников оказали помощь в изготовлении костюмов и атрибутов. Результатом совместной работы над проектом стала постановка сказки «Волшебный цветок», которая заняла 1 место на городском конкурсе — фестивале детского творчества «Хрустальный ключик».

Самая эффективная форма работы по взаимодействию с семьями воспитанников стала организация и проведение семейного фестиваля «Счастливы вместе». Данный фестиваль стал замечательной, ежегодной традицией ДОО. Каждый год в феврале воспитанники совместно со своими членами семьи принимают активное участие в предлагаемых номинациях: творческий номер и декоративно-прикладное искусство. На первом этапе фестиваля семьи представляют презентации о себе, своих традициях, особенностях, хобби, а во втором этапе представляют свои конкурсные номера, согласно заявленной номинации. Совместные репетиции и выступления, подготовка ярких номеров и работ решают задачи детско-родительских отношений, придают детям уверенность в своих силах, повышения мотивации и устойчивого интереса к творческой и музыкальной деятельности.

Следующей формой взаимодействия с воспитанниками ДОО является организации работы группы кратковременного пребывания «Кроха». Родители совместно со своими детьми, в возрасте от 1 до 2 лет, имеют возможность посещать детский сад в целях дальнейшей успешной адаптации к ДОО. В рамках работы данной группы родители и дети посещают музыкальные занятия, на которых непосредственно участвуют в музыкальных видах деятельности: слушание музыки (детские песни), игра на музыкальных инструментах (погремушки, колокольчики, деревянные ложки, клавесы), музыкально-танцевальная деятельность и игровая. Родители становятся непосредственно активными участниками образовательного процесса и совместно со своими малышами погружаются в музыкальный, творческий, обучающий, развивающий процесс. Музыкальный руководитель выступает в роли просветителя и координатора в вопросах музыкального воспитания и развития детей: проводит консультации, дает рекомендации, делится музыкальным и игровым материалом, выстраивает партнерские отношения. Итогом данной работы является положительные результаты по адаптации детей, посещающих группу ГКП «Кроха», в то время как у родителей за время сотрудничества с педагогами складываются доверительные отношения и единые цели задачи для развития воспитанников.

Продуманная и систематизированная работа по взаимодействию с семьями воспитанников ДОО позволяет значительно повысить активность родителей в вопросах музыкального воспитания. Работая совместно с семьей, удается сформировать устойчивый интерес к музыкальной деятельности у большинства детей, повысить уровень музыкального развития как детей, так и их родителей. Родители, которые выбрали активную позицию сотрудничества и сотворчества, стали нашими соратниками, у них появилась мотивация, интерес к различным направлениям музыкального развития дошкольников.

В результате тесного сотрудничества ДОУ с родителями повышается качество музыкального воспитания детей. Сложившаяся система работы создает предпосылки для дальнейшего совершенствования музыкального воспитания детей.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, родитель, ребенок, музыкальная деятельность, музыкальное воспитание, музыкальное воспитание детей, музыкальный руководитель, образовательный процесс, совместная работа, устойчивый интерес.


Похожие статьи

Сетевое взаимодействие с социальными партнерами в решении задач программы воспитания дошкольной образовательной организации

В статье автор раскрывает механизмы сетевого взаимодействия с социальными партнерами для реализации Программы воспитания ДОУ.

Инновационные технологии в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста: робототехника (из опыта работы)

В статье автор исследует методы работы на музыкальных занятиях в ДОУ.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках решения задач ФГОС ДОУ (из опыта работы)

В данной статье предлагается опыт работы по реализации инновационных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Представлен проект «Экологическое воспитание через использование инновационных технологий».

Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО

Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в соответствии с ФГОС: новые вызовы и решения

Современное дошкольное образование акцентирует большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Освоение инновационных форм взаимодействия педагогов с семьей является приоритетным в совершенс...

Взаимодействие ДОО и семьи в формировании мотивированной потребности в освоении ценностей ЗОЖ посредством проектной деятельности

Данная статья раскрывает систематическую разноплановую работу педагогов и семьи в формировании у дошкольников потребности в ЗОЖ средствами проектной деятельности.

Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры личности дошкольников в условиях семьи и ДОО: партнерство, сотрудничество и взаимодействие

В статье описывается опыт работы детского сада по развитию взаимодействия детского сада и семьи через выстраивание партнерских отношений с родителями по формированию культуры личности дошкольника.

Детско-родительские проекты как форма вовлечения в образовательный процесс семей воспитанников ДОУ

В статье автор пытается раскрыть необходимость сотрудничества семьи и образовательного учреждения в интересах ребенка.

Средства реализации задач воспитания в детском саду: традиции и инновации

В статье рассмотрены понятия сущности, содержания, структуры и методики проведения коллективных проектов в свете реализации программы воспитания.

Инновационные методики воспитания в свете ФГОС

Статья посвящена перспективным направлениям развития воспитательной работы, внедрению инновационных педагогических методик в систему воспитания, развитию творческого потенциала воспитанников.

Похожие статьи

Сетевое взаимодействие с социальными партнерами в решении задач программы воспитания дошкольной образовательной организации

В статье автор раскрывает механизмы сетевого взаимодействия с социальными партнерами для реализации Программы воспитания ДОУ.

Инновационные технологии в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста: робототехника (из опыта работы)

В статье автор исследует методы работы на музыкальных занятиях в ДОУ.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках решения задач ФГОС ДОУ (из опыта работы)

В данной статье предлагается опыт работы по реализации инновационных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Представлен проект «Экологическое воспитание через использование инновационных технологий».

Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО

Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в соответствии с ФГОС: новые вызовы и решения

Современное дошкольное образование акцентирует большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Освоение инновационных форм взаимодействия педагогов с семьей является приоритетным в совершенс...

Взаимодействие ДОО и семьи в формировании мотивированной потребности в освоении ценностей ЗОЖ посредством проектной деятельности

Данная статья раскрывает систематическую разноплановую работу педагогов и семьи в формировании у дошкольников потребности в ЗОЖ средствами проектной деятельности.

Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры личности дошкольников в условиях семьи и ДОО: партнерство, сотрудничество и взаимодействие

В статье описывается опыт работы детского сада по развитию взаимодействия детского сада и семьи через выстраивание партнерских отношений с родителями по формированию культуры личности дошкольника.

Детско-родительские проекты как форма вовлечения в образовательный процесс семей воспитанников ДОУ

В статье автор пытается раскрыть необходимость сотрудничества семьи и образовательного учреждения в интересах ребенка.

Средства реализации задач воспитания в детском саду: традиции и инновации

В статье рассмотрены понятия сущности, содержания, структуры и методики проведения коллективных проектов в свете реализации программы воспитания.

Инновационные методики воспитания в свете ФГОС

Статья посвящена перспективным направлениям развития воспитательной работы, внедрению инновационных педагогических методик в систему воспитания, развитию творческого потенциала воспитанников.

Задать вопрос