В статье авторы раскрывают наиболее эффективные формы работы с родителями в ДОО из опыта работы.
Ключевые слова: воспитание, семья, педагогика, взаимодействие.
Одним из приоритетных направлений работы в свете внедрения и реализации ФГОС является процесс взаимодействия семьи и детского сада. Этот процесс важно рассматривать как двухсторонний, с одной стороны это «детский сад — семье» — процесс направлен на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи; с другой стороны — это «семья — детскому саду» — процесс характеризуется включением родителей в воспитательно — образовательный процесс детского сада. Родители являются первыми педагогами в жизни детей, именно они закладывают основы физического, нравственного, психологического и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Но и дошкольные образовательные учреждения не уступают этой роли родителям, так как ребенок уже с раннего, младшего возраста начинает посещать детский сад, и педагоги ДОО вносят во всестороннее развитие ребенка большой вклад. Только при тесном, взаимном сотрудничестве родителей и педагогов результат развития ребенка, как успешной личности, будет положительно достигнут.
В чем заключается взаимное и тесное сотрудничество педагогов ДОО и семьи: совместное определение целей деятельности; планирование предстоящей работы; распределение сил, средств, предмета деятельности; планирование предстоящей деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника; совместный контроль и оценка результатов работы; прогнозирование новых целей, задач и результатов.
Вопрос о совместной работе детского сада и семьи по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников, особенно актуален на современном этапе. Согласно итогам анкетирования родители ДОО понимают важность музыкального воспитания в развитии ребенка, и стремятся обогатить эмоциональными впечатлениями, расширить его музыкальный опыт, посещая с ним концерты и музыкальные спектакли. Стараются заинтересовать ребенка занятиями музыкой в кружках, студиях, музыкальной школе. Поиск форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей, является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников.
Планирование, организация и реализация системы работы в данном направлении помогает решать следующие задачи:
– содействовать повышению уровня общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания детей;
– создать единое образовательное пространство с учетом изменения позиции родителей из «сторонних наблюдателей» в позицию «активные участники» в процессе музыкального развития детей;
– раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, духовной и эмоциональной восприимчивости;
– акцентировать внимание на сохранение преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального развития детей.
Для обеспечения качества музыкального образования, развития музыкальных и творческих способностей дошкольного возраста педагоги ДОО находятся в постоянном поиске новых идей, форм сотрудничества с родителями воспитанников.
Одной из наиболее творческой и проявленной формы взаимодействия с родителями является включение родителей в музыкально — образовательное пространство ДОО. С целью формирования культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада, другими детьми, и взрослыми, знакомство с детским музыкальным репертуаром, обучение совместному музицированию с детьми, владением родителей основами музыкальных знаний, необходимых для воспитания ребёнка родителям предлагается стать активными участниками совместных праздников, развлечений, концертов, совместных выступлений детей и родителей. Родители активно принимают участие в разных видах музыкальной деятельности в рамках мероприятий: играют различные роли, участвуют в театрализованных постановках, инсценировках, оркестрах, музыкально-подвижных играх.
Еще одной из интересных форм работы с родителями является участие родителей в тематических выставках: «Любимая игрушка — веселая погремушка», в рамках подготовки к выставке родители совместно с детьми изготавливали из бросового материала шумовые инструменты. Результатом данного совместного творчества стала не только выставочная композиция из всех выполненных работ, но и совместный оркестр шумовых инструментов на празднике, посвященном Дню Матери.
Так же одной из активных форм работы с родителями является проектная деятельность. Родители являются активными участниками педагогических и детских проектов ДОО. Одним из таких проектов является творческий проект «Колыбельная для дочки и сыночка». Итогом реализации проекта стал творческий вечер, на котором дети погрузились в тему «Колыбельная — один из древнейших жанров фольклора», педагоги представили интересный и насыщенный материал по этой теме, а мамы и бабушки исполняли колыбельные своим детям и внукам. Так же организован и успешно реализован с помощью родителей детско-творческий проект «Сказка, в гости приходи». Родители воспитанников оказали помощь в изготовлении костюмов и атрибутов. Результатом совместной работы над проектом стала постановка сказки «Волшебный цветок», которая заняла 1 место на городском конкурсе — фестивале детского творчества «Хрустальный ключик».
Самая эффективная форма работы по взаимодействию с семьями воспитанников стала организация и проведение семейного фестиваля «Счастливы вместе». Данный фестиваль стал замечательной, ежегодной традицией ДОО. Каждый год в феврале воспитанники совместно со своими членами семьи принимают активное участие в предлагаемых номинациях: творческий номер и декоративно-прикладное искусство. На первом этапе фестиваля семьи представляют презентации о себе, своих традициях, особенностях, хобби, а во втором этапе представляют свои конкурсные номера, согласно заявленной номинации. Совместные репетиции и выступления, подготовка ярких номеров и работ решают задачи детско-родительских отношений, придают детям уверенность в своих силах, повышения мотивации и устойчивого интереса к творческой и музыкальной деятельности.
Следующей формой взаимодействия с воспитанниками ДОО является организации работы группы кратковременного пребывания «Кроха». Родители совместно со своими детьми, в возрасте от 1 до 2 лет, имеют возможность посещать детский сад в целях дальнейшей успешной адаптации к ДОО. В рамках работы данной группы родители и дети посещают музыкальные занятия, на которых непосредственно участвуют в музыкальных видах деятельности: слушание музыки (детские песни), игра на музыкальных инструментах (погремушки, колокольчики, деревянные ложки, клавесы), музыкально-танцевальная деятельность и игровая. Родители становятся непосредственно активными участниками образовательного процесса и совместно со своими малышами погружаются в музыкальный, творческий, обучающий, развивающий процесс. Музыкальный руководитель выступает в роли просветителя и координатора в вопросах музыкального воспитания и развития детей: проводит консультации, дает рекомендации, делится музыкальным и игровым материалом, выстраивает партнерские отношения. Итогом данной работы является положительные результаты по адаптации детей, посещающих группу ГКП «Кроха», в то время как у родителей за время сотрудничества с педагогами складываются доверительные отношения и единые цели задачи для развития воспитанников.
Продуманная и систематизированная работа по взаимодействию с семьями воспитанников ДОО позволяет значительно повысить активность родителей в вопросах музыкального воспитания. Работая совместно с семьей, удается сформировать устойчивый интерес к музыкальной деятельности у большинства детей, повысить уровень музыкального развития как детей, так и их родителей. Родители, которые выбрали активную позицию сотрудничества и сотворчества, стали нашими соратниками, у них появилась мотивация, интерес к различным направлениям музыкального развития дошкольников.
В результате тесного сотрудничества ДОУ с родителями повышается качество музыкального воспитания детей. Сложившаяся система работы создает предпосылки для дальнейшего совершенствования музыкального воспитания детей.