Методы общения и взаимодействия с ребенком в зависимости от типа репрезентативной системы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (501) январь 2024 г.

Дата публикации: 11.01.2024

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Афонина, С. А. Методы общения и взаимодействия с ребенком в зависимости от типа репрезентативной системы / С. А. Афонина, А. В. Слепенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 411-412. — URL: https://moluch.ru/archive/501/109997/ (дата обращения: 18.12.2024).



Сколько загадок таит в себе мир ребенка… Индивидуальная неповторимость, значимое отличие от других детей, своеобразие психики и личности проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, в качестве познавательных процессов ребенка. Не всегда опыт и интуиция способны помочь в понимании некоторых его поступков. Как разобраться в сложном калейдоскопе детских шалостей капризов, непонимания и не усвоения знаний и опыта ребенком?

Знание особенностей индивидуальных различий детей очень важен психологам, воспитателям, педагогам, поскольку ни один метод воздействия не будет эффективен, если он обращен к детям вообще, а не каждому конкретному ребенку. Многие осложнения в обучении нормально развитого ребенка является следствием его интеллектуальной дисгармоничности. Её типичный пример — доминирование той или иной репрезентативной системы, приводящее к существованию «крайних» визуалов, аудиалов и кинестетиков. Важное условие правильного общения и взаимодействия с детьми, нужно знать к какому типу репрезентативности относится ребенок. Для того чтобы что-то понять, визуалу надо увидеть; аудиалу — услышать, проговорить; кинестетику — проделать, ощупать. Осторожное, разумное, основанное на четких критериях наблюдение поможет узнать индивидуальный тип ребенка.

Ребенок-аудиал характеризуется быстрой живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Высокая психическая активность проявляется в живости ума, он быстро «схватывает» информацию, часто задает разнообразные вопросы в стремлении к частой смене впечатлений. Такой ребенок очень общителен, часто становится лидером в группе, однако привязанности его не глубоки. Он не любит исправлять ошибки, улучшать свои рисунки, убирать игрушки, долго не фиксирует внимание на неприятных переживаниях, быстро забывает свои обиды.

Взрослым при организации его жизни, игры и занятий следует помнить, что ребенок-аудиал легко отвлекаемый, рассеянный. Необходимо в процессе игр и занятий активизировать воображение, чем активнее работает фантазия, тем дольше ребенок сосредоточен на одном занятии.

В последнее время широкое распространение видеокультуры привело к значительному увеличению визуально ориентированных детей (50 %). Например, воспитатель использует иллюстрированный материал, при рассказывании той или иной сказки. Понятно, что это идеальная форма усвоения для визуалов и аудиалов, хуже всего дела обстоят у кинестетиков, которые вообще оказываются вне учебного процесса.

Ребенок-кинестетик характеризуется тем, что он все время сидит с отсутствующим видом, занимается своими делами, не понимает и не работает вместе с группой. «Хулиган, тупица» — это тот ярлык, который чаще всего приписывают таким детям. Однако в играх, на занятиях лепки и изодеятельности, физкультуры они могут оказаться в числе лучших.

Если особенности поведения ребенка при психодиагностическом обследовании говорят о доминировании кинестетической модальности, ему требуется занятия с логопедом для развития речи и освоения навыка чтения. Такого ребенка надо учить правильно, говорить и строить предложения, ему нужно объяснять значения различных слов. С ним нужно буквально заучивать слова, фразы и речевые обороты для того, чтобы в дальнейшем он мог ими пользоваться.

Кроме того, ребенка-кинестетика надо научить переводить аудиальную информацию на свой язык (язык ощущений). Для этого у него необходимо сформировать привычку проговаривать и объяснять вслух все свои действия после того, как он их выполнит. Использование ребенком во время проговаривания жестов, мимики или ощупывание (смятие) игрушки, говорит о том, что он так пытается усвоить информацию.

По мере дальнейшего созревания и развития мозга его функционирование приспособляется к норме, а вместе с этим исчезают отклонения в поведении ребенка. Нужно лишь, чтобы его окружали терпеливые и понимающие взрослые. В противном случае проявится патология в характере, которая может даже усилиться с возрастом.

Ребенок-визуал характеризуется настойчивостью, упорством, осторожностью. В играх предпочитает соблюдение традиций и порядка. На занятиях следует несколько раз повторять одно и то же, поскольку информация входит в него медленно, но «навсегда». Любит и охотно выполняет поручения (кормить рыбок, полить цветы). Круг общения узок, чувства глубоки и искренне, так как живут в мире своих образов. При организации игр и занятий нужно помнить о том, что такие дети плохо усваивают словесную информацию, им нужны визуальные подтверждения или инструкции.

  1. По движениям глаз ребенка можно выявить модальность восприятия.

Движение глаз. Умственные процессы часто сопровождаются автоматическими бессознательными движениями глаз, что указывает на участие в процессе одной репрезентативных систем.

V K — визуально конструируемые образы;

V е — визуальная память.

Дефокусированный и неподвижный прямой взгляд идентифицирует визуальную память;

А в — аудиальная память;

А к — аудиальное конструирование;

К — кинестетика (чувства);

А вд — внутренний диалог

Языковые паттерны . Основной метод заключается в поиске конкретных лингвистических форм, таких как «предикаты», указывающие на конкретную нейрологическую репрезентативную систему или субмодальность и на то, как данная система или субмодальность используется в мыслительном процессе. К предикатам относятся такие части речи, как глаголы, наречия и прилагательные, которые обозначают действия и качества в противоположность предметам.

Предпочтение тех или иных предикатов, как правило, из репрезентативных систем, осуществляется бессознательно и, таким образом, речь выявляет процессы, происходящие в человеке, его глубинные структуры

Визуальные, аудиальные и кинестетические предикаты

Визуальные предикаты

Аудиальные предикаты

Кинестетические предикаты

Посмотрите

Представьте, как выглядит

Правильно написанное слово...

Вспомните, как выглядит правильно написанное

слово...

Послушайте

Проговорите

Как звучит

Вы слышите это слово и...

Ощутите

Чувство

Ощущение

Какие ощущения вы испытываете...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, визуальная память, занятие, предикат.


Похожие статьи

Способы установления взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и эмоциональной креативностью

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Индивидуальный подход к детям в процессе обучения и воспитания

Условия формирования эстетически развитой личности в дошкольном возрасте

Особенности развития детской одаренности посредством совместного сотрудничества с родителями

Интерактивные формы работы с родителями как основа успешной социализации детей дошкольного возраста

Особенности и тенденции развития стрессоустойчивости в подростковом возрасте

Социальные навыки и взаимоотношения с людьми у детей с расстройствами аутистического спектра

Анализ подходов к сегментации потребителей на основе стилей их покупательского поведения

Особенности формирования привязанности у детей в условиях домов ребенка

Похожие статьи

Способы установления взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и эмоциональной креативностью

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Индивидуальный подход к детям в процессе обучения и воспитания

Условия формирования эстетически развитой личности в дошкольном возрасте

Особенности развития детской одаренности посредством совместного сотрудничества с родителями

Интерактивные формы работы с родителями как основа успешной социализации детей дошкольного возраста

Особенности и тенденции развития стрессоустойчивости в подростковом возрасте

Социальные навыки и взаимоотношения с людьми у детей с расстройствами аутистического спектра

Анализ подходов к сегментации потребителей на основе стилей их покупательского поведения

Особенности формирования привязанности у детей в условиях домов ребенка

Задать вопрос