В статье автор исследует особенности влияния воздушной и морской транспортной логистики на стимулирование развития субъектов малого и среднего предпринимательства в регионах Арктической зоны Российской Федерации (РФ). Определены актуальные проблемы, с которыми сталкиваются небольшие предприятия при организации транспортной логистики и ведения эффективной экономической деятельности.
Ключевые слова: транспортная логистика, морская логистика, воздушная логистика, Арктическая зона, субъекты малого и среднего предпринимательства.
Арктическая зона РФ — суровая территория, обладающая географическими и природно-климатическими барьерами, препятствующих развитию субъектов малого и среднего предпринимательства. Ключевым направлением проблем экономической деятельности небольших фирм является организация транспортной логистики, поскольку цепи поставок при закупках товарно-материальных ценностей и реализации продукции характеризуются длительными транспортными маршрутными путями.
Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Арктической зоне РФ обеспечивает региональную экономическую безопасность северных регионов страны и степень формирования конкурентной политики. С целью обеспечения экономического развитие данных региональных субъектов РФ важно стимулировать деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих производственную и деловую активность, создание предложения товаров и услуг на рынках. Это позволяет развивать конкурентную политику, повышая инвестиционную привлекательность национальной и региональной экономики.
Благодаря экономической деятельности малого и среднего бизнеса формируются такие социально-экономические процессы, как [1]:
1) стимулируется экономический рост и экономическое развитие;
2) формируются новые рабочие места и увеличивается занятость населения;
3) повышается конкурентоспособность территории и ее инвестиционной привлекательности для частных инвесторов;
4) увеличивается поступление доходов в бюджеты разных уровней, обеспечивая финансирование социальной сферы.
Однако есть проблемы управления экономическим развитием субъектов малого и среднего предпринимательства, о которых не стоит молчать [2]:
– наличие естественных монополий, которые увеличивают барьеры малым предприятиям для входа в рынок;
– низкий потенциал экономического развития бизнеса, его масштабирования и увеличения рыночной доли;
– высокий уровень конкуренции в отдельных сферах экономической деятельности (в особенности, сферы услуг), где ограниченные покупательные возможности (спрос) потребителей;
– барьеры в привлечении внешнего финансирования, где отсутствуют альтернативные источники капитала, кроме банковского кредитования;
– сохранение высокой административной нагрузки органов власти на бизнес-деятельность молодых предпринимателей и небольших фирм;
– международные торгово-экономические санкции, которые создают барьеры для реализации международных коммерческих операций;
– строгие отношения органов системы налогового администрирования к малым и средним предприятиям, что выражает в частой блокировке счетов.
Важнейшим направлением стимулирования развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Арктической зоне РФ является формирование транспортно-логистической инфраструктуры морского и воздушного транспорта.
Актуальность этого обусловлена тем, что благодаря оптимальной организации процесса проектирования устойчивых цепей поставок обеспечивается бесперебойная логистическая деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике северных регионов РФ. С учетом текущих условий экономической нестабильности внешней среды, многие прежние цепи поставок были нарушены по причине влияния международных торгово-экономических санкций стран Запада. Однако применение комплексных транспортных систем позволяет повысить устойчивость и надежность проводимых цепей поставок предприятий российской экономики.
Примером является «Северный морской путь». Его развитие выступает крупнейшим инфраструктурным проектом морской логистики в мире, где основное место занимают северные регионы Арктической зоны РФ [4].
На рис. 1 изображена схема Северного морского пути, где продемонстрировано, что основные транспортные пункты морской логистики в Арктической зоне проходят через порты северных регионов РФ.
Рис. 1. Северный морской путь [3]
На развитие Северного морского пути, как комплексной транспортной системы, изначально влияли следующие факторы, как:
– удачное географическое расположение, соединяющее Китай и Европу;
– рост экономической и деловой активности субъектов китайского и российского предпринимательства, заинтересованных в экспорте и импорте продукции, товаров и ресурсов;
– присутствие разнообразия различных морских портов, обеспечивающих бесперебойный процесс морской транспортной логистики;
– наличие в РФ соответствующего персонала, который обеспечивает кадровыми ресурсами экипаж морских судов, передвигающихся по транспортному коридору;
– высоко развивая сеть железнодорожных путей и станций, прилегающих к основным портам Северного морского пути;
– развитый парк ледоколов у РФ, где свыше 40 суден, способных прокладывать транспортные маршруты для грузовых судов в транспортном коридоре Арктической зоны.
Что касается воздушного транспорта в Арктической зоне РФ, то сбалансированная система воздушного транспорта относится к обязательным элементам хозяйственного освоения территорий, привлечения инвестиций в регион и обеспечения высокого качества жизни населения. Роль гражданской авиации в освоении Арктических территорий, с учетом заявленной государственной политики, характеризуется рядом особенностей, в числе которых скорость перевозки пассажиров и доставки грузов, невысокие, в сравнении с другими видами транспорта, затраты на строительство инфраструктуры, а также обеспечение мобильности, безальтернативность перемещения пассажиров в ряде труднодоступных местностей.
Также следует отметить тот факт, что строительство посадочных площадок для приема воздушных судов малой вместимости и вертолетов имеет меньшую капиталоемкость, чем строительство автомобильной сети и железнодорожной магистрали, что иногда является невозможным в силу труднодоступности и суровых климатических условий наибольшей части арктических территорий [5].
Таким образом, формирование транспортно-логистической инфраструктуры воздушного и морского транспорта в северных регионах Арктической зоны РФ позволяет создать инфраструктурную поддержку организации эффективных цепей поставок субъектов малого и среднего предпринимательства, позволяя им проводить оптимальную закупочную деятельность и сбыт продукции.
Литература:
1. Абултаирова Д. Р., Савельева Е. В. Налогообложение малого бизнеса в России: проблемы, специфика и приоритеты развития // Флагман науки. 2023. № 3 (3). С. 525–532.
2. Нафиков Р. В. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РФ // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 5–4 (68). С. 173–178.
3. Северный морской путь. URL: https://regnum.ru/pictures/2322191/2.html (дата обращения: 04.01.2024).
4. Журавель В. П., Назаров В. П. Северный морской путь: настоящее и будущее // Вестник МГОУ. 2020. № 2. С. 140–158.
5. Зайцева И. В., Бородулина С. А. Исследование авиационной системы Арктической зоны Российской Федерации // ТДР. 2022. № 1. С. 159–161.