В статье автор рассматривает основные аспекты проблемы взаимодействия ДОО и семьи в процессе формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Ключевые слова : культурно-гигиенические навыки, взаимодействие, семья, ДОО, младший дошкольный возраст.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) задачи формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников и формирования у них начальных представлений о здоровом образе жизни относятся к образовательной области «Физическое развитие», поскольку реализация этих задач ориентирована, прежде всего, на укрепление здоровья детей, их физическое, а также психологическое благополучие [3, c.8]. Владение культурно-гигиеническими навыками, выполнение детьми младшего дошкольного возраста правил личной гигиены способствует их правильному поведению в быту, общественных местах, соответствует социально одобряемым формам общения между людьми. Это значит, что сформированные культурно-гигиенические навыки не только оказывают значимое влияние на здоровье ребенка младшего дошкольного возраста, но и являются частью его успешной социализации.
Практика дошкольных образовательных организаций показывает, что поступающие младшие дошкольники не владеют этими навыками или владеют ими не в полной мере. В этой связи, кроме адаптации младших дошкольников к детскому саду, педагогам приходится тратить значительную часть своего времени на формирование у них культурно-гигиенических навыков.
Понятие «культурно-гигиенические навыки» является собирательным. В настоящее время в психолого-педагогической научной и методической литературе нет единого определения данного понятия. С одной стороны, исследователи рассматривают его в контексте навыков, которые укрепляют здоровье, а с другой стороны — в контексте общих культурных норм поведения в обществе.
По определению С. В. Петериной, культурно-гигиенические навыки — это «автоматизированный способ выполнения какого-либо действия, которое в целом регулируется сознанием, способствующий проявлению опрятности, чистоты лица, рук, тела, прически, одежды, обуви» [1, c.34].
Согласно Е. А. Алябьевой, культурно-гигиенические навыки — это доведѐнное до автоматизма умение соблюдать правила личной и общественной гигиены, правила поведения в быту и общественных местах [2, c.4].
В исследованиях Г. А. Урунтаевой представлена классификация культурно-гигиенических навыков дошкольников и сформулированы их показатели:
— культура еды — умение культурно принимать пищу (нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережевывая пищу, умение потреблять пищу с удовольствием, с аппетитом и опрятно);
— опрятность — содержание в частоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви, которое продиктовано не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений (выполнение элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки, полоскать рот, чистить зубы; умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять);
— культура поведения (умение правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой; прикрытие салфеткой рта при кашле, чихании) [3, c.4].
В работах Е. М. Белостоцкой культурно-гигиенические навыки рассматриваются как навыки соблюдения правил гигиены, являющиеся неотъемлемой частью культуры поведения, составляющие основу гигиенического воспитания как части общего воспитания. Е. М. Белостоцкая отмечает, что культурно-гигиенические навыки и привычки, которые необходимы для жизни, труда, сохранения здоровья, необходимо вырабатывать с раннего возраста [4, c.10].
Экспериментальное исследование позволило изучить особенности организации взаимодействия ДОО и семьи как условия формирования культурно-гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте. В качестве респондентов выступили воспитанники младшей группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 15 «Капелька» города-курорта Железноводска.
Цель констатирующего этапа эксперимента- вывить начальный уровень сформированности культурно-гигиенических навыков младших дошкольников. С этой целью были проведены следующие диагностические методики: диагностические задания «Моем ручки», «Кушай правильно», «Одень-сними» М. А. Васильевой. Результаты диагностики показали, что уровень сформированности культурно-гигиенических навыков младших дошкольников преимущественно средний.
На формирующем этапе эксперимента было организовано взаимодействие ДОО и семьи как условия формирования культурно-гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте через разнообразные формы и методы: анкетирование родителей, консультации «Как научить малыша мыть руки, одеваться?», «Как увлечь ребенка ежедневной гигиеной зубов?», родительское собрание «Единство требований в воспитании детей со стороны взрослых», оформление уголка «Советы родителям», мастер-класс «Баю-баюшки-баю», совместный праздник с родителями «В гостях у Мойдодыра».
Целью контрольного этапа эксперимента явилось повторно вывить уровень сформированности культурно-гигиенических навыков младших дошкольников; провести анализ результатов исследования. С этой целью были проведены те же диагностические методики, что и на констатирующем этапе эксперимента. Результаты диагностики показали, что уровень сформированности культурно-гигиенических навыков младших дошкольников стал выше на 16 %.
Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что организация взаимодействия ДОО и семьи через разнообразные традиционные и нетрадиционные формы и методы такого взаимодействия способствует более успешному формированию культурно-гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте.
Литература:
- Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С. В. Петерина // Дошкольное воспитание. — 2018. — № 7
- Андреева Н. В. Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста / Н. В. Андреева, А. Н. Ибо, И. Н. Репина, Ю. А. Яцуценко // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 10(27)
- Урунтаева Г. А. Как приобщить малыша к гигиене / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина // Дошкольная педагогика. — 2010. — № 3
- Мулик Н. Культурно-гигиенические навыки как средство укрепления здоровья / Н. Мулик // Воспитатель-методист дошкольного учреждения. — 2021. — № 9.