В статье рассматриваются правовые основания в целях предотвращения и урегулирования конфликта интересов как одной из форм коррупции. При изучении данного вопроса в статье дается определение понятию «конфликт интересов», определенное на законодательном уровне, и приводятся вероятные конфликтные ситуации, которые могут возникнуть у государственного служащего при выполнении своих должностных полномочий. Также рассматривается вопрос о формировании состава комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов и ее роль в борьбе с коррупцией.
Ключевые слова: конфликт интересов, государственная служба, государственный служащий, коррупция, комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.
На сегодняшний день одной из основных проблем, возникающих в системе государственной службы, является борьба с коррупцией. Несмотря на то, что законодателем разработан внушительный перечень нормативно-правовой базы и сформированы механизмы и инструменты предотвращения коррупции, решение вышеуказанного вопроса до настоящего времени остается актуальным.
В подтверждение вышесказанного, в апреле 2023 г. заместитель начальника управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генпрокуратуры Аслан Юсуфов сообщил, что за 2022 год в России выявили 35 тысяч коррупционных преступлений. Ущерб от них составил 56,5 млрд руб. [8]
В своем выступлении 8 декабря 2023 года председатель Следственного комитета Российской Федерации Александр Бастрыкин отметил, что: «Только за девять месяцев 2023 года к уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности привлечено 336 лиц, обладающих особым правовым статусом. Это на 2 % больше по сравнению с таким же периодом прошлого года» [1].
По мнению А. Е. Киреевой, И. Г. Гришаевой, одной из «популярных» коррупциогенных ситуаций на государственной службе считается конфликт интересов — «хроническое заболевание» государственного аппарата.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ) под «конфликтом интересов» понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) [6].
Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ) дает аналогичное определение понятию «конфликт интересов, при этом устанавливая, что конфликт интересов — это также случаи возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, предотвращаются в целях недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации [4].
Вышеуказанные определения конфликта интересов определяют большую вариацию ситуаций, при которых у государственного служащего в связи с выполнением своих должностных обязанностей может возникнуть конфликт интересов. Учитывая разнообразие частных интересов государственных служащих, составить исчерпывающий перечень довольно-таки проблематично. Однако можно выделить ряд распространённых ситуаций, при которых вероятность возникновения конфликт интересов наиболее высока. Так, например, конфликт интересов может возникнуть в случае осуществление государственным служащим должностных полномочий, в целях оказания содействия в решении вопросов в отношении родственников или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность; выполнение иной работы, которая может приносить прибыль (предпринимательство); владение ценными бумагами; получение подарков за оказание каких-либо услуг; использование служебной информации в личных целях.
По мнению Кошкина А. А., Кузнецовой И. Л., Виссарова А. В., для того чтобы устранить конфликт интересов как один видов коррупции, государственному аппарату нужно разработать четкий механизм, который позволил бы предотвратить и урегулировать конфликт интересов, тем самым сформировав отдельный институт конфликта интересов, как самостоятельный элемент в системе профилактики коррупции.
Опираясь на практику, исследователями было выявлено, что наиболее эффективным методом борьбы с возникшей ситуацией конфликта интересов является не устранение образовавшейся конфликтной ситуации, а воздействие на условия и блокировать причины, благодаря которым может возникнуть конфликт интересов.
На основании вышеизложенного, в целях предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной службе статьями 16 и 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ были утверждены ограничения и запреты, связанные с гражданской службой. Также статьей 19 указанного Федерального закона и статьей 11 Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ был определен соответствующий порядок, который устанавливает основные требования для государственных служащих, в случае возникновения конфликтной ситуации.
На основании вышеуказанных норм, должностное лицо, являющееся стороной конфликта интересов, обязано принять меры по недопущению любой возможности возникновения конфликтной ситуации, уведомив об этом представителя нанимателя (работодателя), иное уполномоченное лицо. Последний, в свою очередь, также обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
В соответствии с частью 4 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ, предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов [6].
Невыполнение государственным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, или же государственным служащим, являющимся представителем нанимателя (работодателя) или иным уполномоченным лицом, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, соответствующих мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, соответствующих мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, указанное лицо, в соответствии с федеральным законодательством, влечет за собой увольнение государственного служащего.
Согласно части 5 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов в государственном органе, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов (далее — Комиссия по урегулированию конфликтов интересов) [4].
В своих работах Киреева А. Е., Гришаева И. Г. подчеркивают, что Комиссии по урегулированию конфликтов интересов играют важную роль, так как являются организационно-правовым механизмом, обладающим высоким потенциалам в борьбе с коррупцией в системе государственного управления и координирующим этические отношения на государственной службе.
Стоит отметить, что несмотря на то, что именно Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ впервые установил необходимость создания в государственных органах Комиссий по урегулированию конфликтов интересов, однако нормативный акт, регламентирующий состав данных комиссий и порядок их работы был принят позже.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ Комиссии по урегулированию конфликтов интересов определяются на основании Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 (далее — Указ Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821) [5].
Если опираться на буквальное толкование указанного Указа Президента Российской Федерации, то можно прийти к выводу, что положения данного нормативно-правового акта распространяются исключительно на федеральные органы государственной власти, но при этом также являются методической рекомендацией для органов государственной власти субъектов Российской Федерации (распоряжение Губернатора Нижегородской области от 15.08.2014 № 1386-р «О формировании высшей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Нижегородской области и урегулированию конфликта интересов» [7]).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821, основной задачей Комиссий по урегулированию конфликтов интересов, является содействие государственным органам:
а) в обеспечении соблюдения федеральными государственными ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также в обеспечении исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ, другими федеральными законами;
б) в осуществлении в государственном органе мер по предупреждению коррупции [5].
Комиссия по урегулированию конфликтов интересов формируется на основании нормативно-правового акта органа государственной власти, которым также утверждается ее состав и порядок работы.
Согласно пункту 8 Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821, в состав Комиссии по урегулированию конфликтов интересов входят:
а) заместитель руководителя государственного органа (председатель комиссии), руководитель подразделения кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностное лицо кадровой службы государственного органа, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (секретарь комиссии), государственные служащие из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения, других подразделений государственного органа, определяемые его руководителем;
б) представитель Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы, кадров и противодействия коррупции или соответствующего подразделения Аппарата Правительства Российской Федерации;
в) представитель (представители) научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с государственной службой [5].
Также, на основании решения руководителя органа государственной власти в данную комиссию могут быть включены: представители общественного совета, общественной организации ветеранов, созданной в государственном органе, а также профсоюзной организации, действующей в установленном порядке в государственном органе. Например, в состав высшей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Нижегородской области и урегулированию конфликта интересов входят представители Нижегородского института управления — филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» и Приволжского филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» [7].
Соответствующий состав сформирован исходя из того, чтобы исключить любую возможность возникновения конфликта интересов при принятии решения Комиссии по урегулированию конфликтов интересов.
По мнению многих исследователей, основным минусом Комиссий по урегулированию конфликтов интересов является тот факт, что данные комиссии собираются крайне редко, так как находятся в постоянном «режиме ожидания», то есть, в зависимости от поступления информации от государственного служащего о возможном возникновении конфликта интересов. Таким образом, режим работы соответствующих комиссий выглядит следующим образом: «есть информация — есть комиссия, нет информации — нет комиссии».
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что формирование механизма предупреждения коррупции, выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе составляет одну из наиболее актуальных и важных задач государственного строительства и реформирования, и рассматриваются в качестве самостоятельного направления антикоррупционной политики государства. Но несмотря на то, что действующее законодательство имеет довольно обширный перечень нормативно-правовых актов в целях предотвращения коррупции в системе государственного управления, однако механизм по борьбе с коррумпированностью в государственном аппарате далек от идеала и имеет много пробелов. Борьба с конфликтом интересов на государственной службе — очень сложное комплексное мероприятие. Склонностью к коррупции пронизаны практически все сферы жизнедеятельности. Поэтому с рассматриваемой проблемой необходимо бороться и правильно использовать механизм для ее ликвидации.
Литература:
- Бастрыкин: почти 8 тыс. дел о коррупции направлено в суды за девять месяцев 2023 года. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://tass.ru/interviews/19484225.
- Киреева А. Е., Гришаева И. Г. Проблемные аспекты деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов / А. Е. Киреева, И. Г. Гришаева // Актуальные проблемы защиты прав и свобод личности: теория, история, практика: материалы 21-й заоч. Всерос. науч.-практич. конфер-ии. — Воронеж. — 2023. — С. 56–59.
- Кошкин А. А., Кузнецова И. Л., Виссаров А. В. Роль комиссии по урегулированию конфликта интересов в предотвращении конфликта интересов на государственной службе / А. А. Кошкин, И. Л. Кузнецова, А. В. Виссаров // Марийский юридический вестник. — 2020. — № 4 (15). — С. 119–120.
- О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2004 № 79-ФЗ (в ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 31. — Ст. 3215; 2023. — № 2154. — Ст. 4766.
- О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов: Указ Президента Российской Федерации от 1.07.2010 № 821 (в ред. от 26.06.2023). — СПСКонсультантПлюс. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (с изм. и доп. от 19.12.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2008. — № 52. — Ст. 6228; 2023. — № 3. — Ст. 3445.
- О формировании высшей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Нижегородской области и урегулированию конфликта интересов: распоряжение Губернатора Нижегородской области от 15.08.2014 № 1386-р. — СПСКонсультантПлюс. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- СК выявил 336 коррупционеров с особым правовым статусом за год. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/65727f149a7947a4321ddf80?from.