В статье автор дает общее понятие компьютерным преступлениям, определяя их объект и специфический предмет. Исследуется комплекс мер противодействия компьютерным преступлениям, в том числе роль общих и специальных субъектов противодействия компьютерной преступности. Магистрант обращает внимание на необходимость принятия специального закона о противодействии компьютерной преступности, который бы регламентировал понятийный аппарат и правовые основы борьбы с компьютерными правонарушениями и преступлениями.
Ключевые слова: компьютерная информация, компьютерная преступность, обладатель информации, IT-технологии, уничтожение информации, блокирование информации, модификация информации, копирование информации.
Компьютерная преступность — это противоправное и негативное социальное явление, возникшее в результате использования людьми компьютерных и иных IT-технологий в личных, корыстных и иных преступных целях, что приводит к наступлению общественно опасных последствий. Уголовный кодекс Российской Федерации содержит главу 28 «Преступления в сфере компьютерной информации» 1, которая содержит составы преступлений, посягающие на общественные отношения, регламентирующие безопасное производство, хранение, использование или распространение информации и информационных ресурсов либо их защиту. Вместе с тем, многие авторы отмечают, что Уголовный кодекс Российской Федерации слишком узко трактует преступления, совершаемые в данной сфере, определяя их только как преступления в сфере компьютерной информации, что не соответствует современным реалиям постоянно расширяющегося перечня преступлений, совершенных с использованием высоких технологий 2.
Видовым объектом компьютерных преступлений является информационная безопасность Российской Федерации, под которой понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
В качестве дополнительных объектов могут выступать права и интересы граждан в сфере обеспечения личной, семейной, врачебной тайны, интересы собственности, защищенность государственной, коммерческой, банковской тайны.
Предметом преступления в сфере компьютерной информации является компьютерная информация, а также средства хранения, обработки или передачи охраняемой компьютерной информации, информационно-телекоммуникационные сети и оконечное оборудование, а также критическая информационная инфраструктура Российской Федерации.
В соответствии со статьей 272 Уголовного кодекса Российской Федерации под компьютерной информацией понимаются сведения (сообщения, данные), представленные в форме электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи.
Следует отметить, что особая важность предупреждения и пресечения преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий, отмечена на самом высоком уровне, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400. Так, в соответствии с подпунктом 11 пункта 47 Стратегии достижение целей обеспечения государственной и общественной безопасности осуществляется, в том числе, путем предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий, в том числе легализации преступных доходов, финансирования терроризма, организации незаконного распространения наркотических средств и психотропных веществ, а также использования в противоправных целях цифровых валют 3.
Полагаю, что в целях реализации стратегической политики, научное сообщество должно приложить усилия по теоретическому обоснованию системы мер, направленных на сдерживание, нейтрализацию и снижение роста компьютерных преступлений. Комплексная научно-обоснованная стратегия противодействия компьютерной преступности должна включать меры не только правового характера, но и научно-технические и организационные меры.
Так, в качестве общих научно-технических мер могут быть предложены — создание и применение российских технологий в сфере искусственного интеллекта, облачных и туманных вычислений, интернета вещей и индустриального интернета, обеспечения информационной безопасности и др. В сфере специально-правовых и организационно-технических мер должны быть применены — активизация международно-правового сотрудничества с целью принятия специальных международных конвенций о противодействии преступности в сфере высоких технологий; модернизация российского уголовного законодательства в части регламентации новых составов компьютерных преступлений; подготовка высококвалифицированных следователей и экспертов-криминалистов в сфере борьбы с высокотехнологичными преступлениями, оснащение их современной криминалистической техникой; привлечение специалистов в области IT-технологий для раскрытия и расследования сложных технотронных преступлений; создание единой для правоохранительных органов базы данных с элементами искусственного интеллекта по учету технотронных преступников, совершенных ими преступных деяний и обнаруженных следов преступлений; общественный контроль за контентом в киберпространстве и др. Как справедливо отмечает Т. В. Раскина: «Совершенно очевидно, что необходима полномасштабная система комплексного реагирования на преступность в сфере ИКТ с единообразным определением криминальных вызовов и угроз, четкой координацией работы по их нейтрализации, совершенствованием профилактики и раннего выявления преступлений в этой сфере» 4, с. 64.
На сегодняшний день ряд законодательных актов закрепляет субъектов системы противодействия компьютерной преступности общей и специальной компетенции. К субъектам общей компетенции отнесены органы власти и должностные лица, коммерческие и некоммерческие организации, граждане и их объединения, для которых противодействие компьютерной преступности не является основным направлением деятельности, но которые в силу своей компетенции должны принимать участие в реализации комплекса мер, направленных на борьбу с компьютерной преступностью. Например, Президент Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, органы власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, средства массовой информации и др.
К специальным субъектам противодействия компьютерной преступности закон относит: Совет Безопасности Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти (МВД, ФСБ, Роскомнадзор), органы судебной власти, органы прокуратуры Российской Федерации; следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, специализированные коммерческие и некоммерческие организации.
В частности, Генеральной прокуратурой Российской Федерации разработана система блокирования фишинговых сайтов с использованием возможностей специального программного обеспечения и электронного документооборота. В этой работе задействованы Банк России и Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Для укрепления системы борьбы с компьютерными преступлениями в 2022 г. в структуре центрального аппарата МВД России было создано Управление по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий. К числу основных задач Управления относятся предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений и иных правонарушений в сфере информационно-коммуникационных технологий; координация этой деятельности в системе МВД России; анализ данных, содержащихся в информационно-телекоммуникационных сетях, в целях выявления запрещенного контента и противодействия преступности; организация взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации с государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, учреждениями финансово-кредитной системы, организациями информационно-коммуникационной сферы, иными участниками информационного обмена, включая агрегаторы больших данных.
Необходимо отметить важную роль в борьбе с компьютерными преступлениями таких специальных субъектов противодействия компьютерной преступности как коммерческие организации. Они не наделены властными полномочиями в сфере противодействия компьютерной преступности, но на договорной основе могут оказывать коммерческие услуги физическим и юридическим лицам по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию компьютерных преступлений. К примеру, компании «Лаборатория Касперского» и Dr.Web обеспечивают кибербезопасность органов власти, организаций, предприятий, учреждений, граждан и их объединений, предоставляя им коммерческие услуги по защите компьютерных устройств, информационных сетей и автоматизированных систем управления от компьютерных вирусов, спама, хакерских атак и прочих киберугроз.
В практической области противодействия компьютерным преступлениям в 2022 году принято Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.12.2022 № 37 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях в сфере компьютерной информации, а также иных преступлениях, совершенных с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», позволившее обеспечить единообразие применения судами законодательства об уголовной ответственности за преступления в сфере компьютерной информации, предусмотренные статьями 272, 273, 274, 274.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также за иные преступления, совершенные с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет» 5.
Вместе с тем, в целях определения понятийного аппарата, систематизации правовых основ противодействии компьютерной преступности, определения субъектов профилактики, борьбы и нейтрализации проявлений компьютерных преступлений, их полномочия и ответственность, на наш взгляд необходимо принятие специального закона «О противодействии компьютерной преступности», который бы определил также профилактики и противодействия компьютерной преступности. Принятие данного закона содействовало бы систематизации и сокращению количества нормативных правовых актов в указанной сфере, способствовало совершенствованию системы противодействия компьютерной преступности.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации: УК: текст с изменениями и дополнениями на 27.11.2023 года: [принят Государственной Думой 24 мая 1996 года, одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года]. — Текст: непосредственный // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
- Фельдман, В. Е. Противодействие совершению бесконтактных преступлений с использованием цифровых технологий / Фельдман, В. Е. — Текст: непосредственный // Вестник УрФО. Безопасность в информационной сфере. — 2020. — № 2. — С. 18–28.
- О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400— Текст: непосредственный // Собрание законодательства РФ. — 2021. — № 27. — Ст. 5351.
- Раскина, Т. В. О некоторых аспектах организации противодействия преступлениям, совершаемым в сфере информационно-коммуникационных технологий в Российской Федерации / Т. В. Раскина. — Текст: непосредственный // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. — 2023. — № 2. — С. 61–69.
- О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях в сфере компьютерной информации, а также иных преступлениях, совершенных с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет». Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.12.2022 № 37. — Текст: непосредственный // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2023. — № 3.