Духовное воспитание студентов в профессиональной образовательной организации как фактор развития нравственных ценностей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Таршилова, Е. М. Духовное воспитание студентов в профессиональной образовательной организации как фактор развития нравственных ценностей / Е. М. Таршилова, Т. А. Шматко, С. М. Горбачева, А. С. Колтакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 357-358. — URL: https://moluch.ru/archive/501/110065/ (дата обращения: 16.11.2024).



Огромное значение в формировании личности и повышении нравственности студентов имеет познание истории духовной жизни своего Отечества, родного края, жизни ушедших поколений, их дела и традиции, гражданственности.

Развитие духовной нравственности, культуры студентов в учебном заведении — значимое место образовательного процесса. Важность педагогической работы в этом направлении состоит в помощи студенту в раскрытии в себе морально-этических качеств и в достижении высокого уровня в самовоспитании. Духовно-нравственное воспитание всецело направлено на формирование морального сознания и развития нравственных чувств у студентов.

Важнейшая задача преподавателя в воспитании студентов — научить их возможности самим принимать решения, быть ответственным в делах и поступках, сформировать у них способности к самостоятельности и саморегулированию отношений. Моральные и этические требования к студентам должны быть в правилах, законах и уставах в техникумах. Преподаватель должен выбрать из этих документов выжимку из требований, с которыми необходимо сравнивать состояние духовной и нравственной воспитанности качеств личности студентов.

Наивысшие стороны нашего внутреннего мира называют духовностью, они выражаются в сердечности, любви к миру, человечности, доброте, искренности, теплоте. Необходимо создать такие условия для студентов, которые должны воспитывать в них духовно-нравственные качества человека. Для этого нужно создать новую среду воспитания студентов, в основе которой должно использоваться системное, компетентное, личностно-ориентированное, коммуникативное, культурологическое направление к подходу в обучении. Нужно разработать и внедрить инновационные материалы и технологию духовно-нравственного воспитания студентов, стоящие на принципах преемственности, альтруизма, демократизма, толерантности, сотрудничества и индивидуализации. Ввести в педагогические правила духовно-нравственного воспитания детей проявления стимулирующих, устойчивых, эмоционально-нравственных чувств, духовного поведения, творческой активности и гуманного поведения в общественных отношениях студентов. Привлечь к использованию новых форм и методов обучения и воспитания, разработать эффективные критерии духовности студентов. Использование носителей духовно-нравственных ценностей участниками педагогического процесса должно принести в результате к положительным показателям.

Мыслительные действия студентов, направленные на духовный и нравственный поиск, требуют от педагогов тщательно искать образовательную и воспитательную базу, опираясь на которую возможно было бы сформировать отношение к жизненной позиции будущих граждан России. Многие видят это в сохранении и развитии российских национальных и духовных традиций. Современное образование непосредственно влияет на формирование у студентов духовно-нравственного мировоззрения. Оно вносит немаловажный вклад в решение важных проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе, и воспитании молодежи так, чтобы нормы морали, правила и требования поведения в обществе были направлены к добру.

В настоящее время наша страна тратит много на поиски путей и методов возрождения государства российского. В Белгородской области разработано немало высокоэффективных социально-экономических программ. «Программа повышения качества жизни» — это главная губернаторская программа на Белгородчине. Выполнение этого грандиозного проекта невозможно без православной веры, возрождения духовности, исцеляющей сердце и душу. Человек, получивший от Бога священный сан, становится Его должником. Поэтому обязанность такого человека является, прежде всего, пастырство, то есть проповедь Слова Божия и совершение таинства. В истории Белгородской области примером истинного, искреннего служения Богу был святитель Иоасаф. Святитель уделял много времени, помогая нуждающимся, и чаще всего делал это незаметно. В жизни святой Иоасаф тайно помогал бедным. Накормит голодных, обогреет замерзающего человека, поговорит с наказанным за преступление, успокоит вдов и детей-сирот. Святой Иоасаф Белгородский не просто был «всепрощающим добрячком»: доброта его была строгим и справедливым милосердием христианского архипастыря. Он был прост и доступен для любого человека. Всегда был готов помочь словом и делом всем страдающим. Он всегда был справедливым человеком, невзирая на положение и статус, мог быть грубым и надменным с властью, притесняющей народ, пренебрежительно относящейся к Святому Православию. Человек, который любит Бога от всей души, кто ради великой любви к Нему не щадит своей жизни, святитель Иоасаф, чудотворец Белгородский был таким человеком, готовым оказать милосердие и помощь каждому, кто следует его наставлениям, обращается к нему. Актуальность обращения к духовному сознанию как способу гармонизации отношений человека с действительностью объясняется также и теми тенденциями, которые имеют место в развитии современного общества.

Святитель Иоасаф Белгородский прожил короткую жизнь — всего 49 лет, он не оставил после себя больших богословских трудов. Вся жизнь святого Иоасафа была посвящена вечному служению Господу. Учение Иисуса Христа о спасении являлось родной стихией святого. Всегда строгий к своей пастве, он еще более строгим был к самому себе. Он проповедовал нравственную чистоту, простоту и скромность и сам был их воплощением. Святитель Иоасаф имел незнающие границ милосердие и любовь к ближнему. Отличался благотворительными делами бедным и неимущим. Накануне больших православных праздников он посылал верного ему келейника к ним в жилища с денежным подаянием и хранил молчание о делах своих. Даже в годы гонений на православную церковь почитание святителя Иоасафа не прекращалось. Более того, в 1955 году в Трапезной церкви Свято- Троицкого Сергиевой лавры был построен и освящен предел во имя святителя Иоасафа Белгородского.

У человека в душе должна быть святыня, которую он берег бы, как свое величайшее сокровище, перед которой он искренно благоговел бы и которую любил бы всем своим сердцем. Которая возвышала бы его над повседневной житейской суетой, давала бы смысл и оценку его существованию, освящала ему жизненный путь, поддерживала и ободряла во всех испытаниях жизни. Только при наличии такой святыни жизнь человека не будет похожа на жизнь растения или животного, но будет полна глубокого внутреннего одушевления.

Литература:

  1. Белгородские Епархиальные Ведомости. — № 8, август 2005.
  2. Белоножко Е. П. Позволишь ли, мой Город Белый, напомнить славу прошлых лет…- Белгород.: Издательский центр ООО «Логия», 2005.- 158с.
  3. Кобец О. — Белгород.: Белгородская и Старооскольская епархия, 2006. — 400 с.; ил.
  4. Константинов Л. — Живое слово. Проповеди. Доклады. Статьи. — Белгород.: Белгородская и Старооскольская епархия, 2008. — 464 с.; ил.
  5. Святитель Иоасаф (Горленко). Перевод И. В. Кобелева. Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными. Церковнославянский текст и перевод. Белгород.: Крестьянское дело, 2002. — 96 с.; ил.
  6. Бушелева Б. А. Поговорим о воспитании. М., 2008 г.
  7. Журавлева А. И. Воспитываем профессионала и гражданина. СПО. — 2006
  8. Засухина А. Н. Патриотическое воспитание в ССУЗе. Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу “СПО”. — 2005. № 3.
  9. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков
Основные термины (генерируются автоматически): Белгородская область, святитель, студент.


Похожие статьи

Взаимодействие семьи и образовательной организации как фактор воспитания семейных ценностей

Формирование базовых национальных ценностей на основе коллективно-творческой деятельности обучающихся

Развитие личности и ее деятельности как основа реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании

Формирование гражданственности студентов как условие становления профессиональной компетентности

Развитие нравственно-правовой культуры студента в культурно-образовательном пространстве

Формирование личностно-творческого компонента созидательной культуры специалиста в среднем профессиональном образовании

Формирование нравственных качеств обучающихся на основе изучения традиций русского народа

Развитие культуры здоровья студентов как основа формирования культуры безопасности жизнедеятельности

Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе

Формирование духовно-нравственной культуры в процессе подготовки специалистов высшей школы

Похожие статьи

Взаимодействие семьи и образовательной организации как фактор воспитания семейных ценностей

Формирование базовых национальных ценностей на основе коллективно-творческой деятельности обучающихся

Развитие личности и ее деятельности как основа реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании

Формирование гражданственности студентов как условие становления профессиональной компетентности

Развитие нравственно-правовой культуры студента в культурно-образовательном пространстве

Формирование личностно-творческого компонента созидательной культуры специалиста в среднем профессиональном образовании

Формирование нравственных качеств обучающихся на основе изучения традиций русского народа

Развитие культуры здоровья студентов как основа формирования культуры безопасности жизнедеятельности

Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе

Формирование духовно-нравственной культуры в процессе подготовки специалистов высшей школы

Задать вопрос