Сегодня присутствует устойчивое увеличение числа судов, использующих газомоторное топливо. Как и всё мировое сообщество, Россия также стремится актуализировать использование природного газа на флоте, однако переход на сжиженный газ вызывает необходимость формирования и доработки присутствующих нормативно-правовых актов обеспечения и регламентации технологических процессов. Сегодня различные грузовые операции, а также бункеровка судов сжиженным природным газом относительно нормативно-правового регулирования недостаточно проработаны, что требует большего внимания к этой проблеме. Актуализация нормативно-правовой области обслуживания судов с применением сжиженного газа требует задействования зарубежного законодательства и международных инициатив.
Ключевые слова: стандарт, сжиженный природный газ, технологический процесс, судно, бункеровка.
Today there is a steady increase in the number of ships using natural gas fuel. Like the rest of the world community, Russia is also striving to update the use of natural gas in the fleet, however, the transition to liquefied natural gas creates the need for the formation and refinement of existing regulatory legal acts to ensure and regulate technological processes. Today, various cargo operations, as well as bunkering of ships with liquefied natural gas, regarding regulatory regulation, have not been sufficiently developed, which requires more attention to this problem. Updating the regulatory field of servicing ships using liquefied natural gas requires the involvement of foreign legislation and international initiatives.
Keywords: standard, liquefied natural gas, technological process, vessel, bunkering.
Среди приоритетных задач, которые сегодня связаны с совершенствованием рынка сжиженного природного газа на флоте РФ, можно назвать повышение количества судов, применяющих его в виде топлива.
Основные и наиболее актуальные технические вопросы в этой области обусловлены формированием и развитием типов двигателей, которые работают на сжиженном природном газе (СПГ).
В целом, природный газ используется в виде бункеровочного топлива, чаще всего, в сжиженном состоянии, это связано с:
— отсутствием необходимости поддержания и обслуживания большой площади для хранения газа;
— физико-химическими свойствами данного газа.
Исследование зарубежной нормативно-правовой базы использования СПГ на флоте, на которой основывается и законодательство РФ в этой области, выявляет отдельные группы документов:
— международные стандарты;
— международные директивы и кодексы;
— рекомендации и руководства ассоциаций, администраций морских портов [2, с. 343–344].
Международный кодекс безопасности судов отмечается базовым документом и нормативно-правовым инструментом, который обеспечивает регулирование оптимальности и безопасности эксплуатации морских судов, которые реализуют деятельность на СПГ. Международный кодекс постройки и оборудования судов, которые перевозят сжиженные газы наливом, создают важность соответствия типов судов всем опасным свойствам тех грузов, которые ими перевозятся. В данном случае, нормативно-правовая область регулирует правильность обеспечения безопасности в рамках оборудования и конструкции судна.
Также можно выделить международные стандарты, которые также используются в рамках нормативно-правового регулирования применения СПГ на флоте РФ:
— ISO 20519:2017 Суда и морские технологии. Здесь присутствуют требования к применению СПГ в виде топлива на судах, определены требования к конструкции имеющихся бункеровочных систем, а также процедуры бункеровки, обучения персонала;
— ISO/TS 18683:2015 — руководство по системам, установкам для передачи СПГ на суда в виде топлива. Это — базовый международный документ, который формирует и регламентирует порядок строительства бункеровочных станций, а также осуществления процедуры разобщения, соединения отдельных бункеровочных систем;
— ISO 28460:2010 — стандарт, регламентирующий процесс взаимодействия «судно-берег» в плане установки обособленного оборудования, обслуживающего применение СПГ [3, C. 20–26].
Рассматривая российскую нормативную базу, можно сказать, что приоритетными документами здесь будут являться:
— Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта;
— Общие правила плавания и стоянки судов в морских портах РФ и подхода к ним.
Основные положения нормативно-правового регулирования здесь распространяются на осуществляемые судами действия с применением сжиженного природного газа:
— управление движением судов на подходе к морским портам и в их акварториях;
— бункеровка судов;
— поддержание безопасности, а также сохранности портовых гидротехнических сооружений;
— процедура захода судов в морские порты, а также выход из них;
— обеспечение экологической безопасности.
Также стоит выделить ГОСТ Р 59021–2020 [5], который регулирует процедуры грузовых операций и бункеровки сжиженным природным газом. С помощью него актуализируется процесс применения сжиженного природного газа в виде топлива морскими судами и судами внутреннего водного плавания. С помощью него регулируются правила и процедуры осуществления обеспечения высокого уровня безопасности эксплуатирования СПГ на судах, а также планирования, реализации бункеровки СПГ.
Совершенствование газотопливного судоходства, даже при присутствии разного рода преимущества, тормозится недостаточным развитием современной нормативно-правовой базы. Не в полной мере рассматриваются и регламентируются вопросы, которые касаются:
— особенности жизненного цикла и применения СПГ газотопливными судами;
— особенности обслуживания объектов инфраструктуры газотопливного судоходства;
— осуществление транспортировки СПГ;
— применение технологических решений в плане обеспечения безопасности, менеджмента качества и информационного обмена при применении СПГ;
— обучение, подготовка специалистов, принимающих участие в жизненном цикле газотопливных судов, несении вахт.
В целом, базовыми для задействования и учета в рамках применения сжиженного природного газа на флоте РФ, согласно IMO, являются:
— Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов;
— Международный кодекс безопасности судов, применяющих газы и иное топливо с низкой температурой воспламенения;
— Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несению вахты [6].
Помимо этого, важно использование положений правил функционирования портов, директивы о формировании инфраструктуры альтернативного топлива. Важную роль в формировании нормативно-правовых документов для регламентации СПГ-флота, имеют различные международные неправительственные организации, среди которых, стоит выделить:
— Международная ассоциация портов и гаваней — IAPH;
— Европейское морское агентство по безопасности — EMSA;
— Общество применения газа в виде топлива для морских судов — SGMF.
Чтобы реализовывать применение СПГ на флоте, важна оптимальная нормативно-правовая база, которая в РФ на сегодняшний день представлена лишь стандартами и некоторыми регламентами, однако, они не охватывают все области реализации бункеровки и эксплуатации судов на СПГ. При присутствии многочисленных различий в технологии осуществления бункеровки судов СПГ, невозможен прямой перенос имеющейся практики и нормативно-правового обеспечения. Здесь важно формирование иного нормативного обеспечения, а также регламентов осуществления технологических процессов, процедуры бункеровки судов СПГ.
В России и мировом сообществе реализуются мероприятия и задействуются большие усилия для формирования стандартов и обеспечения соответствующей государственной поддержки в плане нормативно-правового регулирования области применения сжиженного газа на флоте. Но, присутствующая нормативная база, даже при присутствии опыта и реализованной работы, в целом, недостаточная для практического применения, соответственно, требует срочной актуализации.
Здесь необходимо осуществление инициативного формирования текстов стандартов, а также принятие участия в доработке и обсуждении иных стандартов.
Литература:
- Бакатин А. Н. Оценка факторов, влияющих на развитие СПГ-флота и инфраструктуры в Российской Федерации// Региональная и отраслевая экономика. — 2023. — № 2. — С. 45–53;
- Беседин С. Н. Васильева Е. В. Применения сжиженного природного газа на флоте// Труды Крыловского государственного научного центра. — 2021. — № 2. — С. 343–344;
- Буянов А. С., Семенов В. Е., Лобанов А. В., Вераксо К. С., Першин Н. В. Нормативно-правовое регулирование бункеровки судов сжиженным природным газом в морских портах России// Газовая промышленность. — 2020. — № 3. — С. 20–26;
- Русинов И. А. Чемерис О. С. Алексеенко Н. В. Уами А. Тенденции развития и проблемы регулирования на рынке морских перевозок природного газа// Экономика. Информатика. — 2022. — № 2. — С. 294–307;
- Национальный стандарт Российской Федерации — Грузовые операции и бункеровка сжиженным природным газом (ГОСТ Р 59021–2020) — https://docs.cntd.ru/document/1200175365?ysclid=lr7mf9av3s992928111 (Дата доступа: 10.01.2024);
- Информационно-справочный материал о мировых тенденциях развития применения СПГ в качестве топлива на водном транспорте (Газпром) — https://international.gazprom.ru/d/textpage/9b/155/mirovye-praktiki-primeneniya-spg-na-vodnom-transporte.pdf?ysclid=lr7mlwrws9452048821 (Дата доступа: 10.01.2024).