В статье анализируется опыт проведения Московским педагогическим государственным университетом мероприятий, направленных на развитие творческих способностей обучающихся, в рамках просветительского проекта «Университетские субботы».
Ключевые слова: творческие способности, творческая деятельность, история и культура России, гражданская идентичность, просветительский проект, университетские субботы, культурологические мастерские.
Условия жизни в современном обществе давно перестали основываться на шаблонных, привычных для человека действиях, требуя от него первичной ориентации и впоследствии активной адаптации, основанной на творческом подходе к решению возникающих задач разной степени сложности. Таким образом, в числе приоритетных направлений образования на сегодняшний день выделяется развитие разносторонней личности, готовой к самообразованию и инициативному взаимодействию с социально-культурной средой, а также «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» [8]. Особенность современного процесса обучения — его нацеленность на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов в их единстве, которое достигается через компетентностно-ориентированный подход в образовании, включающий универсальные знания, умения, навыки, формирование ключевых компетенций, в том числе через опыт творческой деятельности и опыт ценностного отношения.
Согласно педагогической энциклопедии, творчество — «высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека, оценивающаяся по его социальной значимости и оригинальности» [6]. Творчество является необходимым условием развития личности, которое открывает новое в человеке и совершенствует существующие формы культуры, при этом активность творческого процесса напрямую зависит от познавательных способностей человека, его мотивационной и ценностных сфер.
Элис Пол Торренс, создатель системы измерения творческого мышления, утверждал, что творческие способности присущи каждому ребёнку, вне зависимости от его наследственности — нужно лишь их раскрыть и разносторонне развивать. Вследствие этого основным показателем наличия и уровня творческого характера способностей и будущей творческой продуктивности являются условия жизни и развития, социально-культурная среда, в том числе семья, организации основного общего и дополнительного образования и др.
Важно отметить, что многие известные педагоги, например, Я. А. Коменский, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский и другие придавали большое значение развитию творческих способностей, но именно Л. С. Выготский сформулировал основной закон детского творчества — ценность детского творчества «следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении» [1].
В свое время такими психологами, как Э. Фромм, И. П. Волков, Р. Бернс и И. О. Мотков было установлено, что свойства психики человека, основа его интеллекта и духовной сферы главным образом возникают и постепенно формируются в период дошкольного и младшего школьного возраста, но результаты данного процесса видны лишь на более поздних этапах взросления и становления личности. Таким образом, наличие или отсутствие гармоничного развития творческих способностей в детском возрасте во многом определяет способность обучающегося к осознанию своего опыта и его нацеленность на открытие нового, уровень успешности в ходе интерпретации и усвоения материала, способность к решению нестандартных задач, проецированию новых идей уже в средней и старшей школе.
К основным показателям творческих способностей и их характеристики у детей младшего и среднего школьного возраста, по мнению А. А. Мелик-Пашаева, можно отнести:
1) Эстетическое отношение — способность понимать и воспринимать чувствительный облик вещей и явлений;
2) Творческое воображение — способность создавать образы предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления;
3) Практические умения и навыки в разных видах художественной деятельности — умение видеть цвет, форму, композицию и т. д., и применять различные изобразительные материалы при создании творческого продукта.
Для наиболее успешного вовлечения ребенка в творчество и постепенного развития данных показателей необходимо создание специальных условий, раскрывающих и в дальнейшем развивающих творческий потенциал. Одним из главных условий является наличие различных видов деятельности, как в границах образовательных дисциплин, так и во внеурочной деятельности. Например, знакомство с историей и культурой России, промыслами, традициями своего народа может стать не только прочным фундаментом системы ценностей, важным звеном социокультурной преемственности в укреплении духовного единства страны, но и основой для развития творческих способностей обучающихся и эстетического отношения к действительности.
В 2023 году на базе Центра развития открытого образования Московского педагогического государственного университета был проведен цикл культурологических арт-мастерских для московских школьников, их родителей и педагогов в рамках реализуемого с 2014 года при поддержке Департамента образования и науки города Москвы проекта «Университетские субботы МПГУ», основной целью которого является создание условий для профориентации обучающихся и удовлетворение их потребности в личностном развитии, социальном и профессиональном самоопределении, а также получении новых знаний.
Цикл культурологических арт-мастерских носил практико-ориентированный характер и был нацелен в первую очередь на повышение у обучающихся мотивации к дальнейшему изучению истории и культуры народов России, развитию творческих способностей и личностное самоопределение. Для разработки занятий использовался этнографический материал, собранные сотрудниками Центра во время экспедиций в рамках проекта “Россия — единство в многообразии” и реализации дополнительных общеразвивающих программ по культурно-познавательному туризму в регионах РФ “Малые города — в большой истории России”, “Дорогами Александра Невского” и др. Проведения арт-мастерских, участие в которых приняло более 400 обучающихся 1–8 классов московских школ, их родителей и педагогов, показало, что три четверти посетителей имеют низкий уровень знаний по истории и культуре народов России и лишь приближенное представление о хозяйственно-бытовом укладе населения народов Сибири, Урала и Европейской части России и их традиционных промыслах.
Отдельная серия цикла была объединена темой «История страны, история людей через историю вещей», в рамках которой была раскрыта интерпретация вещи как феномена культуры, требующего рассмотрения единства материальной формы, функции и содержания предмета. Например, изучение технологии изготовления свидетельствует о характере производства, а форма и декорирование — об эстетических, художественных предпочтениях и ценностях времени. Таким образом, любые вещественные источники требуют рассмотрения их в контексте взаимосвязи материального, духовного и художественного компонентов культур, так как их смысловая наполненность основана как на культурной принадлежности, так и на индивидуальных особенностях воспринимающих их людей, раскрывая информацию о себе, о владельце и культуре в целом.
В представленную серию вошли арт-мастерские: «Славянские ляльки — обереги из ткани», «Во что играли на Руси: игры наших бабушек и дедушек». «История обрусевших вещей: от кокошника до матрешки», «Возрождая традиции: традиционные куклы народов севера», «Всё начинается с игрушки: история богородской игрушки», «История одной вещи. Валенки, да валенки…». Каждое мероприятие носило завершенный, самостоятельный характер, так как на всех занятиях состав обучающихся был непостоянным. Каждая встреча — это сочетание интерактивной лекции, тематической выставочной экспозицией, где возможно взаимодействие с каждым экспонатом, и мастер-класса. Такая структура проведения культурологических арт-мастерских развивает воображение и умение создавать свой творческий объект на основе традиционных промыслов или образов вещей, учит уважать гениальность, находчивость, мастерство предков, чувствовать сопричастность к окружающему миру и не относится к нему, как к чему-то чуждому, а в завершении занятия помогает ответить на вопрос: «Если бы этого не было, что было бы?».., основываясь на изученном материале.
На арт-мастерских участниками были изготовлены обереговые и игровые куклы из ткани народов Севера, Поволжья и Приуралья, валенки-шептуны, ненецкая игрушка вывко, макет кокошника и богородская игрушка.
Культурологический подход, положенный в основу арт-мастерских, позволил участникам изучать человека в истории и культуре в контексте общечеловеческих и национальных ценностей, вооружил их ценностно — практическим опытом, погрузив в практику творческой деятельности.
Отсюда можно сделать вывод, что изучение истории страны, культуры народов России через вещь, способствует формированию у обучающихся чувства принадлежности к уникальному культурно-историческому наследию своих предков и народов нашей страны в целом. Внеурочная деятельность обучающихся, в первую очередь, ориентированная на освоение опыта творческой деятельности в интересующей человека области, способствующая проявлению увлеченности, во многом указывает на творческие задатки ребенка и определяет профессиональные ориентиры его будущей жизни. В этом случае участие в проекте «Университетские субботы МПГУ» может стать стартовой площадкой, где обучающийся, осваивая культурный опыт человечества, демонстрирует свою увлеченность, развивает творческие способности, вырабатывает индивидуальную жизненную стратегию, позволяющую личности действовать в соответствии с базовыми российскими ценностями. Можно уверенно сказать, что культурологические арт-мастерские в рамках проекта «Университетские субботы МПГУ» становятся эффективным средством не только формирования гражданской идентичности у подрастающего поколения через мастер-классы, интерактивные лекции, онлайн путешествия по истории и культуре России, и повышает их мотивацию к изучению истории и культуры Российской Федерации, в том числе в рамках основных общеобразовательных программ, но и способствуют развитию творческих способностей участников.
Литература:
- Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — СПб.: Союз, 1997. — 220, [2] с.; (Психология ребенка).; ISBN 5–87852–033–8
- Мелик-Пашаев, А. А., Новлянская З. Н. Психология художественного творчества. Развитие художественной одаренности детей в пространстве общеобразовательной школы. — Москва: Издательство Московского университета, 2022. — 239; ISBN: 978–5–19–011674–8
- Психология творческих способностей: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Д. Б. Богоявленская. — Москва: Academia, 2002. — 317, [1] с.: ил., табл.; ISBN 5–7695–0888–4
- Рон М. В. Вещь как источник истории культуры. некоторые проблемы историографии вопроса / Научное редактирование: Никифорова Л. В., Конева А. В.// Историография и источниковедение в культурологическом исследовании (Культурологические исследования’ 10)/ Сборник научных трудов. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена). — Санкт-Петербург: Центр научно-информационных технологий «Астерион», 2010. — С. 11–19; ISBN 978–5–94856–697–9
- Российская педагогическая энциклопедия: в 2 томах / главный редактор В. В. Давыдов. — Москва: Большая Российская энциклопедия, 1993–1999. — 27 см.; ISBN 5–85270–114–9 (в пер.). Т. 1: А — М. — 1993. — 608 с.: ил.; ISBN 5–85270–140–8
- Туник Е. Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Методическое руководство/ Е.Е Туник. — М.: Изд-тво: Иматон, 1998. — 170с.; ISBN 5–7822–0021–9
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. — Текст: электронный // Сайт Президента России: [сайт]. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 30.12.2023)