В статье рассмотрен финансовый учет по движению денежных средств в правоохранительных органах. Определены положения учетной политики в казенных учреждениях. Обозначены контрольные функции Федерального казначейства за движением денежных средств в указанных органах.
Ключевые слова: денежные средства, правоохранительные органы, учет операций, бюджетная смета, контроль.
Правоохранительные органы РФ представляют собой государственные учреждения, целью которых выступает охрана прав и свобод населения, обеспечение законности и правопорядка в стране, недопущение проявлений экстремизма. Роль правоохранительных органов достаточно велика, так как именно они обеспечивают безопасность страны во всех её проявлениях. В состав указанных органов входит два исполнительных органа власти в лице Министерства внутренних дел РФ (МВД России) и Министерства юстиции РФ (Минюст России), судебная структура — Верховный суд Российской Федерации, а также Следственный комитет РФ (СК России), Военная полиция Вооружённых Сил РФ, Прокуратура РФ, Федеральные службы: исполнения наказаний (ФСИН России); безопасности РФ (ФСБ России); судебных приставов РФ (ФССП России); войск национальной гвардии РФ (Росгвардия) и Федеральная таможенная служба (ФТС России) [11]. Очевидно, что правоохранительные органы составляют значительную часть государственного аппарата, без которого сложно себе представить нормальное жизнеобеспечение страны.
Состав численности правоохранительных органов не только не сокращается, а напротив, растет. Президентом России установлен предельный штат сотрудников МВД, которая в 2023 году составляла 922 тыс. человек, в 2024 году вырастет на 12 тыс.человек и составит 934 тыс., в 2025 году рост составит 4 тыс.чел (938 тыс. чел.) Согласно Указу В. В. Путина, предельная штатная численность органов внутренних дел (ОВД) с 1 января 2023 года составляет свыше 922 тыс. единицы, в т. ч. 770,6 тыс. сотрудников ОВД, 17,82 тыс. федеральных государственных гражданских служащих, 133,64 чел. В 2023 году увеличена предельная штатная численность центрального аппарата МВД на 180 человек — с 6580 человек до 6760 [2].
Констатируем тот факт, что около миллиона человек выполняют свои обязанности в правоохранительных органах и от того, как налажена работа по движению денежных средств во многом зависит эффективность выполнения поставленных ими задач. И поэтому представляется весьма актуальным изучение финансового учета, оформления и контроля операций по движению денежных в правоохранительных органах.
Законодатель все государственные (муниципальные) учреждения делит на следующие типы: бюджетные, автономные, казенные [3].
Правоохранительные органы относятся к казенным учреждениям.
Для каждого типа государственных (муниципальных) учреждений действуют инструкции по применению плана счетов. Для казенных учреждений — это приказ Минфина России от 06.10.2010 № 162н [5].
Финансовый учет в указанных учреждениях в отличие от коммерческих организаций имеет свою специфику. Финансирование правоохранительных органов осуществляется на основе сметы, главным распорядителем финансовых потоков выступает МВД России, контроль за движением денежных средств находится в ведении территориальных органов Федерального казначейства.
Как справедливо отмечает Л. А. Свиридова, система правоохранительных органов РФ имеет достаточно сложную организационную структуру, которая обусловлена её целями и задачами в сложнейших геополитических условиях по поддержанию законности и правопорядка в стране [12]. Фрагмент организационной структуры системы правоохранительных органов РФ, во главе которой находится МВД России, представлена на рис.1.
Рис. 1. Фрагмент организационной структуры МВД России
Именно МВД России, являясь распорядителем бюджетных средств, решает ключевые вопросы, связанные с организацией финансового учета и контроля деятельности всех учреждений, которые входят в систему правоохранительных органов. Специфика финансового учета заключает в том, что унифицированная учетная политика в правоохранительных органах разрабатывается для всех структур, представленных на рис.1. Такой подход связан с тем, что главный распорядитель обязан решать вопросы, указанные в бюджетном законодательстве, используя единообразные приемы и способы бухгалтерского учета в представленной выше организационной структуре.
Финансовый учет в правоохранительных органах и основные положения учетной политики должны формироваться и базироваться на основе стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».
Процесс организации учетной политики для системы МВД России представлен на рис. 2.
Рис. 2. Регламентация процесса создания учетной политики для системы МВД
В табл. 1 представлены объекты бухгалтерского учета в учетной политике правоохранительных органов [12].
Таблица 1
Содержание методического раздела учетной политики правоохранительных органов для целей финансового учета
Отметим отличия, которые имеются в процессе ведения бухгалтерского учета в правоохранительных органах. Базисом данного учета выступают правила формирования и использования финансовых ресурсов, которые закреплены российским законодательством [8]:
1) осуществление расчетных операций посредством казначейской системы;
2) разработка, утверждение финансирования правоохранительной деятельности на основе бюджетных смет;
3) в процессе учета объектов хозяйственной деятельности используется единая бюджетная классификация.
Сегодня в бухгалтерском учете правоохранительных органов выделены новые объекты учета, среди которых «дебиторская задолженность по доходам», «имущество казны», «события после отчетной даты» и другие. Это позволило утверждать, что практически сформирована система учета нового типа, которая ориентирована на международные стандарты отчетности и учета [13].
Учет операций с денежными средствами, находящимися на счетах учреждений, открытых в кредитных организациях или органах Федерального казначейства (в финансовом органе соответствующего бюджета), а также операций с наличными денежными средствами и денежными документами осуществляется на счете 201 00 «Денежные средства учреждения».
Казенными учреждениями счет 0 201 11 000 применяется для учета операций на лицевых счетах по приносящей доход деятельности, открытых в органах казначейства, а также операций со средствами, полученными во временное распоряжение [7].
В табл.2 отражены группировка денежных средств для учета их движения в правоохранительных учреждениях.
Таблица 2
Виды групп денежных средств по счетам бухгалтерского учета в правоохранительных органах
Одновременно, движение денежных средств отражаются на забалансовых счетах:
– 17 «Поступление денежных средств на счета учреждения»;
– 18 «Выбытие денежных средств со счетов учреждения».
Правоохранительные учреждения не имеют права самостоятельно распоряжаться собственными доходами, причем доходы, полученные в результате коммерческой деятельности, подлежат зачислению на лицевой счет учредителя, а все расходы осуществляются в строгом соответствии со сметой.
На рис. 3 показан механизм отражения движения денежных средств в регистрах учета:
Рис. 3. Регистры учета по движению и правилам отражения денежных средств
Финансовой службой правоохранительных органов операции по безналичным расчетам денежными средствами проводятся через органы казначейства. Обязательным является открытие лицевых счетов в территориальном органе Федерального казначейства либо финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования).
В Приказе казначейства № 7н от 07.10.2008 года регламентирован механизм открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами [9].
Безналичные расчеты используются, когда имеют место быть следующие движение денежных средств [10]:
– бюджетное инвестирование в объекты государственной, муниципальной собственности;
– находящиеся во временном распоряжении (бюджетные деньги, выделенные участии в конкурсах);
– размещенные на ответственное хранение;
– изъятия в ходе предварительного следствия, дознания, когда они не представляют собой вещественные доказательства, при наложении ареста на имущество обвиняемого (подозреваемого), на которые может быть обращено взыскание в целях возмещения причиненного материального ущерба или исполнения приговора в отношении имущества, которое конфисковано и др.
На рис.4 представлена информация по учету денежных средств, поступивших во временное распоряжение:
Рис. 4. Информация по учету денежных средств, поступивших во временное распоряжение
Поступление денежных средств на лицевой счет правоохранительного учреждения оформляется посредством первичных (сводных) учетных документов, приложенных к выписке из лицевого счета. При этом используется код финансового обеспечения, который представляет собой показатель того, из каких источников получены денежные средства или иные материальные ценности, в данном случае используется 18-м разряд номера счета (рис. 5)
Рис. 5. Порядок определение 18-го разряда номера счета при поступлении денежных средств
18 разряд номера счета при поступлении денежных средств используется правоохранительными органами наряду с рабочим планом счетов (Инструкция к Единому плану счетов № 157 н).
В орган Федерального казначейства по месту обслуживания для осуществления кассовых выплат учреждением следует представить ряд платежных документов в любом виде, как в бумажном, так и в электронном [13].
Все кассовые выплаты осуществляются только после того, как орган Федерального казначейства проверит документы правоохранительного учреждения, которые подтверждают возникновение денежных обязательств и их соответствия целям предоставления субсидии. В бухгалтерском учете операции со средствами, изъятыми в ходе расследования правоохранительных органов, обозначаются кодом «3» — операции со средствами, находящимися во временном владении, отражаются следующими записями (табл. 3 и 4).
Таблица 3
Проводки по зачислению сумм принудительного изъятия на счета для учета средств, полученных органами предварительного следствия и дознания во временное распоряжение
Таблица 4
Проводки по возврату денежных средств правоохранительными органами законным владельцам
Выбытие денежных средств, принадлежащих правоохранительному учреждению с его лицевого счета, оформляются посредством заполнения первичных (сводных) учетных документов. В табл. 5 представлена корреспонденция счетов по учету выбытия денежных средств в казенных учреждениях.
Таблица 5
Выбытие денежных средств со счетов правоохранительного учреждения: корреспонденция счетов
Назначение счета 201 03 «Денежные средства учреждения в пути» — это учет денежных средств (как в рублях, так и в иной валюте), перечисленные учреждению, но подлежащие зачислению на его счета в следующем месяце. Равно как и средства, переведенные с одного банковского счета учреждения на другой счет при условии перечисления (зачисления) денежных средств более, чем в один операционный день [5].
Операции по выбытию денежных средств с банковского счета правоохранительного учреждения оформляются на основании первичных (сводных) учетных документов, приложенных к выписке по счету.
Учреждения имеют право самостоятельно устанавливать лимит остатка наличных денег, хранящихся в их кассе. Хранение лимита наличности в кассе сверх 5 рабочих дней, включая день получения их в банке возможно для следующих случаев: заработная плата, выплаты пособий по соцстрахованию работников; стипендий студентам.
Алгоритм получения наличности в органе Федерального казначейства, где открыт счет правоохранительного учреждения, следующий [6]:
– подача заявки на получение денег осуществляется отдельно по каждому источнику финансового обеспечения;
– оформление по каждой заявке денежного чека.
Механизм выдачи наличных денежных средств в обязательном порядке прописывается в учетной политике учреждения.
Неиспользованная наличность подлежит возврату в банк по форме 0402001. Возврат оформляется отдельно по каждому виду денежных средств (субсидий; бюджетных инвестиций; собственных доходов и т. п.).
В организационно-штатной структуре Межрегионального операционного управления Федерального казначейства присутствует отдел обслуживания силовых ведомств № 2, который целенаправленно осуществляет учет операций по движению денежных средств правоохранительных органов [11].
В результате передачи бухгалтерских полномочий в Федеральное казначейство имеется положительный эффект в нескольких направлениях — снижения рисков недостоверности учетных данных, повышение прозрачности и подотчетности, улучшение финансовой дисциплины и повышения эффективности и оптимизации ежегодных расходов бюджета на ведение бюджетного учета и формирования отчетности, в т. ч. и в правоохранительных органах.
На основании части 3 ст.157 Бюджетного Кодекса РФ Федеральное казначейство проводит анализ исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся исполнительными органами субъектов РФ (органами местных администраций), в соответствии с порядком, установленным Министерством финансов РФ [1].
В качестве объекта контроля правоохранительного органа выступает вся его финансовая сфера, как документация, так и управленческая, хозяйственная деятельность в целом. Внутренний контроль находится в ведении контрольно-ревизионных подразделений, деятельность которых курирует Минфин России.
Помимо контрольных мероприятий, которые делятся на предварительный, текущий, заключительный, в правоохранительных органах широко используется финансовый мониторинг. Последний осуществляется для проверки целевого использования бюджетных средств, движения денежных средств, правильности оформления транзакций и иных операций, связанных с финансовым обеспечением казенного учреждения.
Подводя итог, отметим, что движение денежных средств представляет собой необходимое условие деятельности организаций, в том числе и правоохранительного органа, т. к. их посредством обеспечивается бесперебойность снабжения, непрерывность осуществления своих прямых обязанностей и компетенций, своевременность поддержания правопорядка в стране. Специфика взаимоотношений правоохранительных органов с Федеральным казначейством по поводу использования денежных средств связана с контрольно-надзорными функциями последнего.
Литература:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 02.11.2023) — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/
- Указ Президента Российской Федерации 30 сентября 2022 года № 688 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации». — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48347/print
- Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ (ред.21.11.2022) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_100193/
- Приказ Казначейства России от 07.10.2008 № 7н (ред. от 25.11.2011) «О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.11.2008 N 12608). — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_81852/
- Приказ Минфина России от 06.10.2010 № 162н (ред. от 29.03.2023) «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107678/
- Арбатская, Т. Г. Современное состояние бухгалтерской отчетности организаций бюджетной сферы / Т. Г. Арбатская // Международный бухгалтерский учет. — 2022. — № 4. — С. 432–458.
- Бухгалтерский учет в бюджетных организациях: учебник для СПО / А. В. Глущенко, С. В. Солодова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 347 с.
- Кумехов, К. К. О механизме совершенствования бухгалтерского учета и отчетности подведомственных образовательных учреждений Министерства культуры Российской Федерации /К. К. Кумехов, М. В. Петровская, Г. К. Кумехов // Международный бухгалтерский учет. — 2023. — № 6. — С. 620–644.
- Официальный сайт Казначейство России. — URL: www. roskazna.ru
- Павлюченко, Т. Н. Новые требования к бухгалтерской отчетности организаций / Т. Н. Павлюченко // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2020. — № 8. — С. 2–12.
- Правоохранительные органы: курс лекций и учебно-методические материалы / Под ред. Ю. А. Лукичева. — Санкт- Петербург.: Астерион, 2020. — 336 с.
- Свиридова Л. А. Роль главного распорядителя бюджетных средств в создании учетной политики правоохранительных органов / Л. А. Свиридова // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — 2020. — № 3. — С. 61–70. DOI: 10.25198/2077–7175–2020–3–61.
- Цыбизова, В. В. Организация финансового учета и контроля безналичных расчетов финансовыми службами правоохранительных органов /В. В. Цыбизова // Естествознание, технические и гуманитарные науки: перспективы, тенденции, результаты: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 марта 2023 г.: Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 51–57.