В данной статье рассматриваются современные особенности организации сбыта в организациях животноводческой деятельности, с фокусом на птицефабриках. Основные темы, затронутые в статье, включают развитие онлайн-каналов продаж, расширение ассортимента и диверсификацию продукции, участие в процессе сертификации и стандартизации. Также статья упоминает важность анализа статистических данных в контексте понимания современных особенностей организации сбыта. В целом, статья предлагает основные стратегии и подходы, которые птицефабрики могут использовать для эффективной организации сбыта своей продукции.
Ключевые слова: сбыт, организация сбыта, птицеводство, онлайн-каналы продаж, ассортимент, сертификация, стандартизация.
Животноводство, и в особенности птицеводство, является одной из важнейших отраслей сельского хозяйства в Российской Федерации. Спрос на птице продолжает расти, и это создает поле для развития и модернизации организации сбыта в птицефабриках. Современные технологии и изменения в потребительских предпочтениях требуют от организаций животноводческой отрасли изменения стандартных подходов к организации сбыта и применения новых стратегий [1].
Резкий геополитический поворот вынуждает отечественное птицеводство искать новые точки опоры, развивать свою генетику, искать новых партнеров.
В 2022 году уровень самообеспеченности стран ЕАЭС по производству мяса птицы составил 101 %, производство мяса птицы составило 6,1 млн т, из них 6 млн т потребляется в Союзе. Экспорт мяса птицы в 2021 году, по сравнению с 2017 годом, вырос в 4 раза. В настоящее время ЕАЭС экспортирует в 57 стран. Основной страной-потребителем является Китай, занимающий в экспорте стран Союза 59 %, на 2 месте — Саудовская Аравия.
В 2023 году показатель продовольственной обеспеченности в ЕАЭС находится на достаточно хорошем уровне — 93 % по всем основным категориям.
По данным «Анализа рынка мяса уток в России», подготовленного BusinesStat в 2023 г, в 2020–2022 гг. его продажи в стране выросли в 3,1 раза и составили в 2022 г 35,5 тыс. т. Драйвером роста продаж был возрастающий интерес россиян к нетрадиционным для отечественного рынка видам мяса птицы, поскольку рынок традиционного для страны мяса курицы уже практически достиг насыщения.
Быстрый рост продаж в 2020–2022 гг. объясняется еще и тем, что этот рост носил восстановительный характер. В 2019 г уровень продаж мяса уток был очень низким — 11,5 тыс. т, что на 41 % меньше значения 2018 г. Падение продаж в 2019 г объяснялось резким снижением предложения вследствие ухода с рынка лидера отрасли, ООО «Донстар». В 2018 г на предприятии было зафиксировано несколько вспышек птичьего гриппа. Во второй половине 2018 г стали поступать сообщения о нехватке у компании оборотных средств, что привело в 2019 г к прекращению деятельности предприятия и впоследствии — к его банкротству.
В 2020–2022 предложение мяса уток на российском рынке не только восстановилось, но и выросло относительно 2018 г. В 2019 г начали производство мяса уток птицефабрики «Улыбино» (Новосибирская область) и «Центральная» (г. Владимир). В 2020–2022 гг. эти предприятия значительно нарастили объемы производства. В 2020 г. на российский рынок мяса уток вышел еще один производитель: выпуск продукции на производственной базе ООО «Донстар» был возобновлен силами ГК «Дамате», создавшей для этих целей компанию «Новые Утиные фермы».
Дополнительный объем предложения встретил соответствующий платежеспособный спрос, в результате чего продажи мяса уток в 2020–2022 гг росли темпами 19,3–78,6 % в год.
По оценкам BusinesStat, введенные в 2020–2022 гг. производственные мощности позволят и далее наращивать объемы выпуска и продаж мяса уток в России. Однако такого быстрого роста, как в 2020–2022 гг., ожидать не стоит. Ограничивающее влияние на продажи будут оказывать такие факторы, как высокая цена мяса уток в сравнении с куриным мясом и конкуренция с другими видами мяса птицы (индейка, гусь) [2].
Рассмотрим современные особенности организации сбыта в организациях птицеводства [3]:
1. Развитие онлайн-каналов продаж
Одной из основных особенностей современной организации сбыта в птицефабриках является развитие онлайн-каналов продаж. Интернет и электронная коммерция предоставляют возможность прямого взаимодействия с клиентами и сокращения числа посредников на пути от производителя к потребителю. Птицефабрики активно разрабатывают свои веб-сайты, на которых предоставляют информацию о своих продуктах, ценах, а также принимают заказы от клиентов. Также птицеводческие предприятия начинают использовать онлайн-платформы для привлечения новых клиентов и увеличения объемов продаж.
2. Расширение ассортимента и диверсификация продукции
Современные птицефабрики стараются создать более широкий ассортимент продукции и диверсифицировать свою линейку товаров. Это делается для удовлетворения различных потребительских предпочтений и требований рынка. Кроме того, диверсификация продукции позволяет разнообразить и расширить рынок сбыта.
3. Участие в процессе сертификации и стандартизации
В современных условиях потребители все больше обращают внимание на качество продукции и соблюдение экологических и этических норм. Поэтому птицефабрики активно участвуют в процессе сертификации и стандартизации своей продукции. Это позволяет им подтвердить качество своих товаров и повысить доверие клиентов.
Для более полного понимания современных особенностей организации сбыта в птицефабриках был проведен анализ статистических данных.
Рис. 1. Доля продаж через онлайн-каналы в птицеводческом секторе [4]
Согласно исследованию, проведенному ведущей аналитической компанией, объем продаж птицеводческих предприятий через онлайн-каналы вырос на 30 % за последний год. Это свидетельствует о росте популярности онлайн-продаж и важности развития этого канала в организации сбыта для птицефабрик.
Также статистические данные показали, что процент потребителей, предпочитающих продукцию с сертификатами качества, и экологически чистую птицу, увеличился на 25 %. Это обозначает растущую ответственность покупателей и их ожидания по отношению к качеству и экологичности продукции.
Рис. 2. Доля продукции с сертификатами качества [4]
Таким образом, современные особенности организации сбыта в птицефабриках требуют от предприятий активного использования онлайн-каналов продаж, расширения ассортимента и диверсификации продукции, а также участия в процессе сертификации и стандартизации. Анализ статистических данных подтвердил актуальность этих изменений и их положительное влияние на объемы продаж и удовлетворение потребительских запросов. Развитие организации сбыта в животноводческой деятельности будет способствовать росту и успешному развитию птицефабрик.
Литература:
- Бахарева, А. С. К вопросу о совершенствовании сбытовой деятельности / А. С. Бахарева // Молодой ученый. — 2022. — № 46(441). — С. 403–406.
- Международный форум птицеводов. — [Электронный ресурс]. — URL: https://www.pticegrad.ru/news/2023/analiz-rynka-myasa-utok-v-rossii/ (дата обращения: 26.12.2023)
- Бекетова О. Н., Жулев Ф. С. Экономическое обоснование стратегии оптимизации системы сбыта предприятия //Горизонты экономики. 2021. № 6 (65). С. 13–18.
- Лахтюхов, С. В. Российское птицеводство: итоги, прогнозы и тренды / С. В. Лахтюхов // Международная конференция «Лидеры АПК. Итоги года 2023» форум «Птицеводство». — Стамбул. — 2023