В статье автор исследует факторы, влияющие на эффективность первичного публичного размещения акций компании на фондовом рынке (IPO).
Ключевые слова: IPO, первичное публичное размещение акций, эффективность.
Первичное публичное размещение акций (IPO) — это процесс, посредством которого частные компании позволяют общественности инвестировать и участвовать в их росте посредством продажи акций. Это меняет статус компании с частного на публичный и имеет большое значение для основателя. IPO не только предоставляет компаниям доступ к капиталу и возможностям роста, но и повышает интерес инвесторов, создавая для них возможность получить высокую отдачу от инвестиций.
Однако провести IPO на самом деле не так просто, как может показаться. Это требует досконального понимания процесса, глубокого анализа финансовых показателей компании, а также предварительной подготовки, чтобы обеспечить успешный и плавный переход.
Ниже представлены факторы, которые оказывают влияние на эффективность IPO.
Готовность компании.
Первое и самое важное, что вам нужно, — это понять, готова ли компания к IPO. Сюда входит анализ финансового состояния, стабильности и масштабируемости бизнеса. Ответственность учредителя за обеспечение того, чтобы финансы компании были в порядке, и чтобы внутренние процессы были достаточно надежными, чтобы выдержать повышенный контроль, связанный с публичной компанией.
Рыночные сроки
Несвоевременное IPO может создать непредвиденные проблемы. Неблагоприятные финансовые рынки в течение ожидаемой даты выпуска могут негативно повлиять на дебют компании на биржах. Любая попытка выйти на биржу в условиях волатильности на рынке или во время экономических спадов может оказаться рискованной. Становится чрезвычайно важным внимательно следить за рынком и общими экономическими условиями. IPO часто успешно проводится на бычьих рынках (рынке, на котором цены на акции растут, стимулируя покупки).
Соответствие законодательству и нормативным актам
Учредители должны быть хорошо осведомлены о юридических требованиях, связанных с выходом на биржу, например, о соблюдении положений Комиссии по ценным бумагам и биржам, подготовке подробной финансовой информации и обеспечении соответствия практики корпоративного управления стандартам публичных компаний.
Оценка и ценообразование
Завышение цен может привести к падению интереса к инвестициям, в то время как занижение цен заставит вас упустить возможности для привлечения капитала. Баланс между ними необходим. Соблюдение справедливой оценки и ценообразования обеспечит успех IPO.
Отношения с инвесторами
Отношения с инвесторами (IR) связаны с распространением ключевой информации, которая позволяет инвесторам решить, является ли компания достаточно хорошей инвестицией для их нужд или нет. Это также гарантирует честную торговлю публичными акциями компании. После того, как компания станет публичной, успех деятельности будет оцениваться на основе ее способности выполнять свои обязательства перед инвесторами, как в отношении выполнения своего бизнес-плана, так и в отношении обращения с миноритарными акционерами. Вот почему важно обеспечить надлежащую работу органов корпоративного управления в соответствии с самыми строгими стандартами рынка и создать службу по связям с инвесторами, которая позволит им оставаться в курсе событий. Стратегия IR, обеспечивающая прозрачность, необходима для поддержания позитивных отношений с акционерами и аналитиками после процесса IPO.
Стратегия выхода и период фиксации
Учредители должны иметь в виду четкую стратегию выхода, которая включает в себя принятие решения о том, планируется ли немедленно продать акции или подождать более длительный период после IPO. Многие IPO проходят в соответствии с соглашением о сроке блокировки, которое ограничивает продажу на определенный период, обычно на шесть месяцев. Следовательно, необходима тщательная оценка соответствующих условий соглашения, чтобы обеспечить его соответствие стратегии выхода.
Брендинг компании
Влияние компании на рынке и ее брендинг играют значительную роль в успехе IPO, поскольку оно привлекает интерес инвесторов, что, в свою очередь, приводит к более высокой оценке. Создание положительного имиджа бренда является первостепенной задачей, которая находит отклик не только у инвесторов, но и у общественности. Важно показать преимущества компании, ее уникальность, позитивный опыт потребителей. Зачастую инвесторам важно, кто именно стоит во главе организации. Представление общественности сильного менеджмента также является ключевым моментом.
Какие IPO можно считать успешными?
Рынки IPO переживают взлеты и падения с точки зрения количества IPO и привлеченного капитала за год, секторов, пользующихся спросом у инвесторов, и доходности после IPO. Макроэкономические условия действуют либо как встречный ветер, либо как катализатор, но великие компании часто могут стать публичными практически на любом рынке. Конечный успех каждой компании будет разным, но определенные элементы успешного IPO являются общими для большинства организаций. И путь к успеху строится на подготовке, которая в большинстве случаев определяется кварталами и годами, а не неделями и месяцами.
Без сомнения, шансы на успех IPO компании во многом зависят от привлекательности инвестиционного предложения, представленного компанией, ее акционерной истории. Другими словами, компания должна предоставить такое предложение, которое будет способно привлечь потенциальных инвесторов.
Оценить эффективность проведенного IPO можно по нескольким показателям. Один из таких — улучшение или ухудшение общественного мнения и доверия к компании, то, насколько выполнила организация свои имиджевые цели.
Еще один показатель — это размер привлеченного капитала. Успех для эмитента заключается в получении денег, которые он запрашивает, лучшая ситуация — получить больше. Такое IPO называют переподписанным, эмитент получает больше денег, чем количество акций в предложении. В декабре 2023 года на российском рынке можно было наблюдать пример избыточного предложения. Речь про IPO Совкомбанка. Книга заявок данного IPO достигла шестикратного переподписания.
Неудача эмитента — это когда в течение периода открытия IPO получено недостаточно средств. Это называется недостаточной подпиской и свидетельствует об отсутствии доверия инвесторов к компании-эмитенту или плохой работе консультантов, иногда и о том, и о другом. В случае недостаточной подписки андеррайтер обязуется выкупить все оставшиеся акции, которые не были приобретены общественностью. Андеррайтерами обычно являются крупные пенсионные фонды, страховые компании или другие институциональные инвесторы.
Таким образом, изменение статуса компании с частного на публичный посредством IPO является определяющим шагом, требующим тщательного анализа и подготовки. Основательная оценка вышеупомянутых факторов обеспечит долгосрочный успех.
Литература:
1. Багиров Р. Успешное IPO. Алгоритм анализа, который осилит каждый. — М: «Издательские решения», 2021.
2. Веденеев Д. А. Фондовые рынки: концепции, модели, проблемы. — М: Юрайт, 2016.
3. Гвардин С. В. IPO: стратегия, перспективы и опыт российских компаний. 2007.
4. Официальный сайт Московской биржи [Электронный ресурс] URL: https://www.moex.com/fsn/ru-index-RVI (дата обращения: 05.01.2024).