В статье рассмотрено понятие, значение, принципы и методы комплексного подхода к сенсорному воспитанию детей младшего школьного возраста и рассмотрены результаты эксперимента исследования эффективности комплексного подхода к сенсорному воспитанию детей младшего школьного возраста на базе МБДОУ Детский сад № 1 г. Елабуга.
Ключевые слова: комплексный подход, сенсорное воспитание, дошкольники, развитие, дидактические игры.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблемам сенсорного воспитания, как основе всестороннего развития личности ребенка, обобщаются психолого-педагогические данные, направленные на развитие сенсорных способностей и личностных качеств на этапе раннего и младшего дошкольного возраста.
Сенсорное воспитание — это развитие представлений ребёнка о свойствах предмета. Такое воспитание происходит через поощрение изучения окружающего мира: чем больше он видит и трогает разные предметы, слышит интересные звуки, тем активнее он учится разными органами чувств ощущать и воспринимать мир [2, с. 255].
Сенсорное воспитание играет важную роль в развитии детей младшего дошкольного возраста, способствуя развитию их чувственных ощущений, координации движений, способствует лучшему восприятию мира вокруг и развитию познавательных навыков.
Сенсорное воспитание способствует развитию и стимулированию всех пяти чувств — зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.
Сенсорное воспитание помогает формирует у детей способность воспринимать и интерпретировать информацию через чувства, что в свою очередь позволяет им лучше понимать окружающий мир и лучше взаимодействовать с ним. Кроме того, сенсорное воспитание способствует развитию моторики, позволяет улучшить координацию движений у детей.
Также один из возможностей сенсорного воспитания является развитие когнитивных навыков, таких как сосредоточенность, внимание, наблюдательность, способность анализировать и сравнивать. Игры с использованием разнообразных материалов и предметов помогают развивать логику, понимание причинно-следственных связей [1, с. 188].
Кроме того, сенсорное воспитание способствует развитию социально-эмоциональных навыков, развитию эмоционального интеллекта у детей. При проведении игр, дети общаются, совместно решают проблемы, что позволяет развивать эмпатию и уважение к другим, а также способствует улучшению коммуникационных навыков. Также необходимо отметить, что игры со сенсорными материалами способствуют развитию воображения детей, их артистических навыков, то есть стимулирует творческое мышление детей.
Таким образом, сенсорное воспитание стимулирует физическое, когнитивное, социально-эмоциональное и коммуникативное развитие детей [3, с. 490].
Комплексный подход к сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста включает в себя не только активности, направленные на развитие чувственных ощущений, но и учет всех других сфер развития ребенка.
Рассмотрим основные принципы комплексного подхода к сенсорному воспитанию, среди которых:
— игровая направленность. Игра помогает детям активно участвовать, исследовать и экспериментировать. В игре ребенок самостоятельно открывает и познает мир, развивает свои способности и умения;
— сенсорное воспитание должно охватывать все чувства — зрение, слух, осязание, обоняние и вкус;
— сенсорное воспитание должно быть интегрировано с другими областями развития ребенка, такими как моторика, когнитивные, социальные и эмоциональные навыки. Например, игры с использованием различных материалов и предметов могут одновременно развивать моторику и сенсорные навыки;
— персонализация и дифференциация. Комплексный подход к сенсорному воспитанию предполагает, что каждый ребенок уникален и имеет свои индивидуальные особенности и потребности. Педагоги должны учитывать эти особенности, предоставлять разнообразные задания и материалы, соответствующие возрасту, уровню развития и интересам каждого ребенка;
— сенсорное воспитание должно быть систематичным и постепенным. Развитие чувственных навыков требует времени и практики;
— взрослые должны быть активно включены в сенсорное воспитание и поддерживать детей в их исследованиях и экспериментах.
При реализации данного подхода рекомендуется предоставить детям разнообразные материалы для осязания. Дети должны иметь возможность исследовать разные текстуры, формы и размеры. Им стоит предложить различные материалы, такие как ткани разной фактуры, песок, воду, глину и другие материалы. Рекомендуется проводить игры с использованием тактильных ощущений. Например, создайте можно играть в «коробку с сюрпризом», в этой игре дети могут на ощупь определять разные предметы и угадывать их. Кроме того, можно проводить эксперименты с запахами, предлагая детям различные ароматы для угадывания. Также рекомендуется проведение двигательных игр. Различные виды физической активности, такие как ползание, ходьба босиком по траве, катание на велосипеде или бег, развивают координацию движений и тактильные ощущения [4, с. 424].
Как показывают результаты апробации и проведенного эксперимента на базе МБДОУ Детский сад № 1 г. Елабуга, гипотеза о том, что педагогическое сопровождение сенсорного воспитания младшего дошкольного возраста будет эффективным, если развивать восприятие детей младшего дошкольного возраста в процессе организации игровой деятельности в предметно пространственной развивающей среде нашла сове подтверждение.
Результаты диагностики уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста на контрольном этапе представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты диагностики уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста на контрольном этапе
Таким образом, показатели диагностики экспериментальной группы значительно выше показателей диагностики детей контрольной группы. Полученный результат обосновывает эффективность и целесообразность применения в образовательной и воспитательной деятельности разработанного комплекса дидактических игр с элементами сюжета как средства сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Полученные данные обосновывают эффективность и целесообразность применения в образовательной и воспитательной деятельности разработанного комплекса дидактических игр с элементами сюжета как средства сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Таким образом, комплексный подход к сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста способствует разностороннему развитию малышей, активизирует их умственное и физическое развитие, а также помогает им лучше понять и общаться с окружающим миром.
Литература:
- Кладова Е. С. Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации посредством нетрадиционных дидактических игр / Е. С. Кладова // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 188–190.
- Корнилова, А. Н. Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и пособий / А. Н. Корнилова. // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385). — С. 255–268.
- Кузьмина, Ю. И. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр / Ю. И. Кузьмина. // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 489–491.
- Лежанская, О. А. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста / О. А. Лежанская, Е. В. Ковалева. // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 424–425.