В данной работе рассмотрена особенность формирования связного высказывания у детей с заиканием. Охарактеризованы причины заикания, описаны особенности речевого развития дошкольников с заиканием, а также обоснованы пути речи у дошкольников с заиканием. Описаны этапы логопедической работы по формированию связной речи у детей.
Ключевые слова: заикание, особенность, дошкольный возраст, самостоятельная речь, нервная система.
Основные трудности в процессе формирования полноценной связной речи у дошкольников с заиканием:
1) Неумение ребёнка сразу правильно оформить словами свою мысль, которую он должен передать слушателям. Это может зависеть от: недостаточного понимания того или иного момента, явления, о которых он хочет рассказать (теряет логическую последовательность изложения, появляется сумбурность речи) от ограниченного словарного запаса (затрудняется в выборе нужного слова, выражения)
2) Неумение правильно распределить своё внимание при изложении материала, между его мысленным содержанием и речевым выражением.
3) Недостатки звукопроизношения мешают правильному оформлению и течению детской речи.
4) Влияние внешних условий, окружения ребёнка в момент речевого общения на возникновение речевых запинок. Степень фиксированности на своём речевом дефекте. Характер общительности ребёнка.
Проявления заикания связаны с тем, что дети начинают затрудняться в построении речи, не всегда могут быстро и точно подобрать нужные слова, иногда создается впечатление, что в момент высказывания они не могут вспомнить названия некоторых предметов, действий, качеств, хотя имеют достаточный по возрасту запас знаний и представлений. Самостоятельные высказывания детей начинают сопровождаться повтором слов, слогов, звуков, паузами при поиске слов.
При наличии нормального объема активного словаря и достаточной сформированности грамматического строя речь дошкольников изобилует вставными словами и звуками: ну, вот, как его, и, э и др. В самостоятельных развернутых высказываниях часто встречаются незаконченные предложения, неточные, приближенные по смыслу ответы на вопросы, часто их рассказы бывают непоследовательными. Подробно описывая малозначащие детали, дети упускают главное содержание мысли.
У заикающихся детей отмечаются специфические особенности общего и речевого поведения: повышенная импульсивность высказывания и, в связи с этим недоучет точного содержания речи собеседника, слабость волевого напряжения, замедленное или опережающее включение в деятельность, неустойчивость внимания, несобранность, неумение вовремя переключиться с одного объекта на другой. Все это проявляется на фоне быстрой утомляемости, повышенной истощаемости и ведет к различного рода ошибкам при выполнении заданий.
Причинами возникновения заикания могут быть как острые (шоковые и субшоковые) или подострые психические травмы — испуг, внезапно возникшее волнение, разлука с родителями, изменение привычного жизненного стереотипа, например, помещение в дошкольное детское учреждение, так и длительные психотравмирующие ситуации (конфликтные отношения в семье, неправильное воспитание, особенно гиперпротекция). Способствующими внутренними факторами являются невропатические состояния и семейная отягощенность патологией речи, заиканием.
До настоящего времени причины и механизмы развития заикания остаются предметом дискуссий специалистов различного профиля — логопедов, невропатологов, психологов и др. Именно поэтому эта проблема актуальна и в настоящее время.
Логопедические занятия для этой группы должны быть регулярными и осуществляться в течение длительного времени. В комплекс лечебных и психологических мероприятий обязательно включают методы, направленные на ритмизацию движений.
Этапы логопедической работы по формированию связной речи:
— Этап ограничения речи
— Сопряжённая речь
— Отражённая речь
— Вопросно-ответная речь
— Самостоятельная речь
— Этап рассказа
Этап ограничения речи (режим молчания и шепотная речь)
Развитие слухового внимания и слуховой памяти. Развитие зрительного внимания и зрительной памяти. Развитие произвольного поведения путём развития личностных качеств (выдержки, внимания, подражательности через обучение играм, правилам игр).
Сопряжённая речь
При сопряжённом произношении дети усваивают просодические компоненты речи: темп, ритм, мелодику, интонацию, выразительность, паузацию, логические ударения. Учатся сливать слоги, слова друг с другом так, чтобы фраза произносилась как одно слово, плавно, с выразительным интонированием.
Формирование сопряжённого произношения речевого дыхания; удлинения выдоха, мягкой голосоподачи, слитности гласных звуков в звукоподражаниях и словах, просодической стороны речи, подражательности, активности, элементов творчества через обучение правилам игр. Коррекция нарушений моторики, нарушений звукопроизношения. Активизация и пополнение словаря.
Отражённая речь
Формирование отражённой речи. Работа над фразой и просодическими компонентами речи (дыханием, голосом, слитностью, темпом и ритмом речи). Развитие моторики (умения расслабления мышц). Продолжение обучения играм и правилам игр (обучение общению с партнёром, умению следить за игрой других). Коррекция нарушений звукопроизношения. Активизация и пополнение словаря.
Вопросно-ответная речь
Ребёнок отвечает на конкретный вопрос полной фразой, его ответ начинается со слов спрашивающего. Фактически это усложнённая форма отражённой речи. Например: «Что купила мама?» ребёнок отвечает: «Мама купила овощи» Вопрос задаётся таким образом, что в него не включены все слова, необходимые ребёнку при ответе: «Что делают дети?» — «Дети собирают яблоки». В этот же период детей учат отвечать одним-двумя словами, т. е. приближённо к разговорной манере общения «Куда пришли дети?» — «В сад».
Задачи: Продолжение работы над просодическими компонентами речи. Развитие длительного выдоха, мягкого голосоначала, слитного произношения фразы, правильными паузами, темпа, ритма, интонационной выразительности. Формирование умения отвечать на вопрос полной фразой, далее, одним словом, работа над диалогической речью.
Самостоятельная речь
Развитие подготовленной самостоятельной речи на материале пересказа. Развитие самостоятельной речи на материале рассказа. Задачи: Развитие самостоятельной речи на материале пересказе: обучение дословному пересказу подготовленного текста с последующей драматизацией, пересказу событий, действий по материалам различных игр. Продолжение работы по коррекции нарушений звукопроизношения, по развитию лексико-грамматической стороны речи. Активизация и пополнение словаря.
Пересказ текста с использованием картинной схемы
Обучение описательному рассказу, рассказу по памяти, творческому рассказу. Описание внешнего вида какого-либо предмета, игрушки, растений, орудий труда. Описательный рассказ составляет по образцу рассказа логопеда. Используется приём сравнительного описания двух предметов или игрушек.
Составление описательного рассказа
Закрепление активного поведения и свободного общения детей. Задачи: содействовать дальнейшему раскрытию и закреплению организаторских качеств у детей, активного, творческого начала, дальнейшее воспитание умения анализировать поведение товарищей на занятиях и давать оценку, закрепление умения самостоятельно организовывать и проводить игры с речевым материалом любой сложности.
Литература
- Белякова Л. И. Логопедия. Заикание. Хрестоматия: учеб. пособ. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. — М.: Академия, 2003. — 304 с.
- Ворошилова Е. Л. Коррекция заикания у дошкольников / Е. Л. Ворошилова. — М: Сфера, 2011.
- Власова, Н. А. Методы работы по перевоспитанию речи у детей- заик дошкольного и преддошкольного возраста / Н. А. Власова, Е. Ф. Рау. — М.: Наука, 2015. — 34 с.
- Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С. А. Миронова. — М.: Просвещение, 2011. — 204 с.