Статья посвящена вопросам физического воспитания дошкольников с низким уровнем готовности к обучению в школе. Авторы рассматривают важность физической подготовки для успешного обучения и развития ребенка, а также предлагают методы и подходы, которые могут помочь улучшить физическую форму и координацию детей с низким уровнем готовности.
В статье описываются основные аспекты физического воспитания, такие как развитие моторики, координации движений. Автор также подчеркивает важность индивидуального подхода к каждому ребенку и создания благоприятной атмосферы для занятий.
Автор подчеркивает, что физическое воспитание является важным компонентом общего развития ребенка и способствует его успешной адаптации к школьной жизни. Так же в статье описаны результаты проведённого в МБДОУ «Детский сад»78 «Исток» в Смоленске исследования, которое показало, как применение методов круговой тренировки развитию у детей интереса к самостоятельному выполнению сложных физических упражнений.
Ключевые слова: воспитание, самостоятельность, здоровье, физический, активность, формирование.
The article is devoted to the issues of physical education of preschoolers with a low level of readiness to study at school. The authors consider the importance of physical fitness for the successful learning and development of a child, and also suggest methods and approaches that can help improve the physical fitness and coordination of children with low levels of readiness.
The article describes the main aspects of physical education, such as the development of motor skills, coordination of movements. The author also emphasizes the importance of an individual approach to each child and creating a favorable atmosphere for classes.
The author emphasizes that physical education is an important component of a child's overall development and contributes to his successful adaptation to school life. The article also describes the results of a study conducted at MBDOU Kindergarten 78 Istok in Smolensk, which showed how the use of circular training methods develops children's interest in performing complex physical exercises independently.
Keywords : education, independence, health, physical, activity, formation.
Воспитание здорового поколения — бесспорный приоритет, но в нашей стране отмечается ухудшение состояния здоровья детей из-за жизни в городе, неблагополучной экологической обстановки, недостатка двигательной активности и свежего воздуха. В современном обществе недооценена физическая культура как детского, так и взрослого населения. Противоречия между системой физического воспитания и потребностями в здоровом образе жизни могут быть решены путем радикальной модернизации. Государство обозначило приоритетные задачи по охране и укреплению физического и психического здоровья детей в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования. Теория физического воспитания детей — наука об общих закономерностях физического воспитания и развития личности ребенка, изучающая закономерности управления развитием ребенка [2, с. 57]. Физическое воспитание дошкольников — это система оздоровительных мероприятий, включающая режим дня [3, c. 3].
Физическое воспитание детей является важным и сложным процессом управления в дошкольных учреждениях. Согласно уставу, эта работа осуществляется коллективом сотрудников и включает в себя планирование, организацию, регулирование и контроль. Руководитель и его заместители выполняют общие управленческие функции, а методист (старший воспитатель) организует повышение квалификации педагогов и анализирует эффективность работы воспитателей [5, с. 67]. Заведующая учреждением создает условия для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий и контролирует их качество.
Физическое воспитание в дошкольных учреждениях является важным компонентом общегосударственной системы физического воспитания. Оно направлено на укрепление здоровья детей и всестороннее их развитие. Целью физического воспитания является формирование здорового образа жизни у детей. Физическое воспитание также помогает детям адаптироваться в новом коллективе и создает положительную среду для их развития. Неотъемлемой частью физического воспитания являются постоянные занятия или тренировки, которые развивают двигательные умения ребенка и учат его рационально использовать свои силы [4, с. 163].
Главная особенность детей — их активность и подвижность. Физические упражнения и игры необходимы ребенку для развития организма. Ученый И. М. Сеченов установил закон развития организмов, согласно которому «функция творит организм». Двигательная деятельность ребенка (бег, прыжки, игры) укрепляет мышцы, повышает выносливость сердечной мышцы и способствует укреплению костно-мышечного аппарата. Также движения влияют на нервную систему. Для роста и развития ребенка необходима постоянная двигательная активность [7, с. 85].
Готовность детей к школе является результатом системной подготовки ребенка к обучению. Этот процесс охватывает все сферы жизни ребенка и влияет на его успешность в школе, адаптацию к новым условиям и личностное развитие. Для включения в учебный процесс ребенок должен обладать определенными знаниями, навыками и представлениями об окружающем мире [9]. Кроме того, он должен осознавать себя как субъекта учебной деятельности. В психологии нет единого определения готовности к школе, так как этот процесс многогранен и сложен. Для его изучения необходимо рассматривать различные аспекты развития ребенка [8, с. 148].
Формирование готовности детей к школьному обучению включает физическую готовность. Физическая подготовка предполагает развитие координации движений, ручной умелости и чувства ритма [7]. Занятия физическими упражнениями помогают детям подготовиться к школе. Хорошее здоровье дошкольников является залогом успешного обучения. Современный школьник ведет малоподвижный образ жизни, что приводит к ухудшению здоровья. Недостаток двигательной активности вызывает ухудшение состояния здоровья школьников. Многие школьники подвержены нарушениям здоровья из-за высокой умственной нагрузки, нарушения режима питания и недостатка физической активности.
Для каждого возраста характерны определенные виды деятельности, связанные с психическими изменениями и формированием основных черт личности. Ведущей деятельностью для младшего школьного возраста является учебная. Проявление самостоятельности у младших школьников выражается в способности осмысливать ситуацию, подстраиваться под новые условия, находить проблему и решать ее. Это связано с особенностями головного мозга и умением отстаивать свое мнение. Активная самостоятельность проявляется в правильной организации учебного процесса, который стимулирует учащихся к самостоятельности не только в классе, но и вне школы [6].
Эксперимент по формированию готовности детей дошкольного возраста к школе проводился в МБДОУ «Детский сад» 78 «Исток» в Смоленске. Целью было выявить эффективность физического воспитания для детей с низким уровнем готовности к школе. Были разработаны программа повышения уровня физической подготовки и методы проверки ее эффективности. В эксперименте участвовали две группы детей, разделенные на контрольную и экспериментальную группы. В каждой группе было по 12 детей 6 лет (6девочек и 6 мальчиков).
В результате эксперимента были выявлены положительные изменения в физической подготовке детей экспериментальной группы.
Рис. 1. Исходный уровень самостоятельности детей старшего дошкольного возраста КГ и ЭГ (%)
В этом разделе представлены данные анкетирования и педагогического эксперимента, которые показывают эффективность использования физических упражнений для подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Мы провели констатирующий эксперимент, чтобы изучить исходный уровень сформированности навыков самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста. Анкетирование позволило нам выявить степень понимания детьми старшего дошкольного возраста из контрольной и экспериментальной групп понятия «самостоятельность» и определить степень осознанного выполнения работы.
Анализ результатов показал, что в контрольной и экспериментальной группах есть дети с низким, средним и высоким уровнями развития самостоятельности. Дети с низким уровнем самостоятельности испытывают трудности при выполнении заданий, не проявляют интерес к новым задачам и не умеют работать самостоятельно. Дети со средним уровнем проявляют интерес к новым заданиям и активно используют свои знания и умения. Дети с высоким уровнем самостоятельности легко справляются с заданиями, проявляют инициативу и творческий подход.
Таблица 1
Уровень развития двигательных способностей в начале экспериментального исследования
Контрольные нормативы |
Мальчики |
Девочки |
||
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
|
Прыжок в длину с места в (см) |
95 |
96 |
80 |
82 |
Метание мешочка с песком в даль (правая рука) (см) |
750 |
740 |
550 |
560 |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи (см) |
5 |
5 |
8,3 |
8,5 |
Челночный бег 3х10 (сек) |
10,9 |
11.0 |
11.3 |
11.0 |
Подъем туловища из положения лежа на спине (раз) |
12 |
13 |
12 |
11 |
Анализ исходного уровня самостоятельности в контрольной и экспериментальной группах показал, что большинство детей выполняют задания и поручения самостоятельно, но эта самостоятельность носит условный характер. Дети экспериментальной группы проявляют самостоятельность только после направляющей помощи со стороны взрослых.
Таблица 2
Уровень развития двигательных способностей в конце экспериментального исследования
Контрольные нормативы |
Мальчики |
Девочки |
||
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
|
Прыжок в длину с места в (см) |
107 |
115 |
92 |
99 |
Метание мешочка с песком в даль (правая рука) (см) |
850 |
940 |
630 |
690 |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи (см) |
6,4 |
7,2 |
10 |
12 |
Челночный бег 3х10 (сек) |
10,1 |
9,9 |
10,6 |
10.1 |
Подъем туловища из положения лежа на спине (раз) |
1215 |
17 |
14 |
16 |
В этом разделе представлена таблица с данными, которые показывают изменение уровня развития двигательных навыков в контрольной и экспериментальной группах. Эти данные были получены в ходе экспериментального исследования.
Таблица 3
Изменение уровня развития двигательных способностей в КГ в %
тесты |
начало эксперимента |
конец эксперимента |
изменения мальчики |
изменения девочки |
||||
м |
д |
м |
д |
+/- |
% |
+/- |
% |
|
Прыжок в длину с места в (см) |
95 |
80 |
107 |
92 |
12 |
12.6 % |
12 |
15 % |
Метание мешочка с песком в даль (правая рука) (см) |
750 |
550 |
850 |
630 |
100 |
13.3 % |
80 |
14.5 % |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи (см) |
5 |
8.3 |
6.4 |
10 |
1.4 |
28 % |
1.7 |
20.4 % |
Челночный бег 3х10 (сек) |
10.9 |
11.3 |
10,1 |
10.6 |
0.8 |
7.3 % |
0.7 |
6.2 % |
Подъем туловища из положения лежа на спине (раз) |
12 |
12 |
15 |
14 |
3 |
25 % |
2 |
16.6 % |
В этом разделе представлен анализ показателей уровня физической подготовленности контрольной и экспериментальной групп. Показано, что в экспериментальной группе наблюдаются значительные улучшения в уровне физической подготовленности.
Таблица 4
Изменение уровня развития двигательных способностей в ЭГ в %
тесты |
начало эксперимента |
конец эксперимента |
изменения мальчики |
изменения девочки |
||||
м |
д |
м |
д |
+/- |
% |
+/- |
% |
|
Прыжок в длину с места в (см) |
96 |
82 |
115 |
99 |
19 |
19.8 % |
17 |
20.7 % |
Метание мешочка с песком в даль (правая рука) (см) |
740 |
560 |
940 |
690 |
200 |
27 % |
130 |
23 % |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи (см) |
5 |
8,5 |
7,2 |
12 |
2.2 |
44 % |
3.5 |
41 % |
Челночный бег 3х10 (сек) |
11.0 |
11.0 |
9,9 |
10.1 |
1.1 |
10 % |
0.9 |
8.2 % |
Подъем туловища из положения лежа на спине (раз) |
13 |
11 |
17 |
16 |
4 |
30 % |
5 |
45 % |
Таблица 5
Изменение уровня развития двигательных способностей в контрольной и экспериментальной группе (%)
№ |
тесты |
Мальчики |
Разница +/- |
Девочки |
Разница +/- |
||
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
||||
1 |
Прыжок в длину с места в (см) |
12.6 % |
19.8 % |
7.2 |
15 % |
20.7 % |
5.7 |
2 |
Метание мешочка с песком в даль (правая рука) (см) |
13.3 % |
27 % |
13.7 |
14.5 % |
23 % |
8.5 |
3 |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи (см) |
28 % |
44 % |
16 |
20.4 % |
41 % |
20.6 |
4 |
Челночный бег 3х10 (сек) |
7.3 % |
10 % |
2.7 |
6.2 % |
8.2 % |
2 |
5 |
Подъем туловища из положения лежа на спине (раз) |
25 % |
30 % |
5 |
16.6 % |
45 % |
38.4 |
В этом разделе описывается, как изменился уровень физической подготовленности детей контрольной и экспериментальной групп за время проведения педагогического эксперимента. Отмечается, что в экспериментальной группе наблюдается значительное увеличение показателей физической подготовленности по сравнению с контрольной группой. Это связано с использованием игровых методов и метода круговой тренировки, которые способствуют развитию самостоятельности и волевых качеств детей.
Рис. 2. Конечный уровень самостоятельности детей КГ и ЭГ (%)
Согласно полученным данным, уровень самостоятельности детей в экспериментальной группе (ЭГ) значительно выше, чем в контрольной группе (КГ). В частности, в ЭГ не было зафиксировано ни одного ребенка с низким уровнем самостоятельности, в то время как в КГ таких детей оказалось 3 (9,1 %).
В то же время, в КГ преобладает средний уровень развития самостоятельности (63,6 %), в то время как в ЭГ таких детей меньше (59,1 %). Более того, в ЭГ было отмечено больше детей с высоким уровнем самостоятельности (40,9 %), чем в КГ (27,3 %).
Эти результаты говорят о том, что применение методов круговой тренировки, физического упражнения на занятиях и игрового метода в ЭГ способствовало развитию у детей интереса к самостоятельному выполнению сложных физических упражнений. Это, в свою очередь, привело к повышению уровня их самостоятельности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование предложенных методов является эффективным для развития самостоятельности у детей.
В рамках педагогического исследования были изучены особенности физического воспитания дошкольников с низкой готовностью к обучению в школе. Физическое воспитание рассматривается как важная часть всего учебного и воспитательного процесса, способствующая подготовке ребенка к обучению, труду и жизни в обществе.
Были изучены состояние системы физического воспитания и устав дошкольного образовательного учреждения, а также роль физического воспитания в укреплении здоровья и всестороннем физическом развитии детей. Разнообразие форм и методов физического воспитания делает его неотъемлемой частью работы дошкольного учреждения.
Литература:
- Гальперин С. И. Физиологические особенности детей. М.: Просвещение, 1965. — С.140–151.
- Давыдова М. А. Спортивные мероприятия для дошкольников: 4–7 лет. — М.: ВАКО, 2007.
- Ильин Е. П. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2013. — 384 с.
- Кочетов А. И. Самовоспитание дошкольников// Физическая культура в школе, 2017.
- Макарова О. С. Игра, спорт, диалог в физической культуре начальной школы: спортивно — игровые проекты для первого класса. — М.: школьная пресса, 2012.
- Прищепа С. С. Физическое развитие и здоровье детей 3–7 лет: обзор программ дошкольного образования. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 128 с.
- Утробина К. К. Занимательная физкультура для дошкольников. М., 2013.
- Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, B. C. Кузнецов. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «академия», 2004.
- Электронный ресурс. Кризис семи лет — URL: https://studme.org/166903045273/psihologiya/krizis_semi_let (Дата обращения 25.07.2023).