Особенности нарушения памяти и внимания при менингитах и энцефалитах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №2 (501) январь 2024 г.

Дата публикации: 14.01.2024

Статья просмотрена: 1168 раз

Библиографическое описание:

Разумовская, В. В. Особенности нарушения памяти и внимания при менингитах и энцефалитах / В. В. Разумовская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 384-387. — URL: https://moluch.ru/archive/501/110108/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье автор обозначает влияния перенесенных менингитов и энцефалитов на когнитивную сферу, в частности на память и внимание.

Ключевые слова : менингиты, энцефалиты, память, внимание, когнитивные нарушения.

Нейроинфекции — группа инфекционных болезней человека, в основе патогенеза и клинической картины которых лежит поражение нервной системы. Поражение этого жизненно важного органа указывает на особое положение нейроинфекций среди других инфекционных болезней, обуславливает тяжесть их течения, высокую летальность и реальную возможность неблагоприятных отдаленных последствий.

Энцефалит — инфекционное заболевание, характеризующиеся поражением вещества головного или спинного мозга (миелит), сопровождающиеся общей интоксикацией, повышением внутричерепного давления, симптомами очагового поражения головного мозга, синдромом воспалительных изменений ликвора.

Менингит — инфекционное поражение мягкой мозговой оболочки, также сопровождающиеся интоксикацией, лихорадкой, синдромом повышенного внутричерепного давления, воспалительными изменениями ликвора и менингеальным синдромом [7].

Сложный по своей структуре процесс запоминания опирается у человека на целую систему аппаратов мозговой коры и нижележащих образований, и каждый из этих аппаратов вносит свой вклад в систему мнестического процесса. В организации процесса внимания также играют важную роль образования верхних отделов ствола и ретикулярной формации среднего мозга [5].

Совершенно естественно, что процесс и строго направленного избирательного запоминания, и произвольного внимания предполагают оптимальный тонус коры или состояние ее полного бодрствования.

Стволовые и мезэнцефалические механизмы восходящей активирующей ретикулярной формации обеспечивают лишь генерализованные состояния бодрствования и внимания. Для обеспечения избирательных (селективных) форм внимания, т. е. выделение того или иного сигнала и торможения реакций на посторонние раздражители, необходимо участие более высоко расположенных образований головного мозга — неспецифических ядер таламуса — лимбической коры и лобной области больших полушарий. Таламус является исключительно важным центром переработки практически всей сенсорной информации, это главная переключательная станция на пути передачи информации к коре мозга [5].

Это объясняет нарушения как мнестических функций, так и произвольного внимания у реконвалесцентов с менингеальной формой клещевого энцефалита и микст инфекцией, при которой наиболее грубые нарушения обнаруживаются в энергетическом блоке головного мозга.

Клещевой энцефалит и микст инфекция

Наличие нейропсихологических изменений у пациентов, перенесших КЭ — один из показателей завершенности процесса или его прогредиентности. Ухудшение памяти при воспалительных заболеваниях мозга и его оболочек, протекающих с нарушением сознания, были отнесены к мнестическим дефектам временного характера с постепенным восстановлением функции памяти. Однако исследования показывают, что нарушения памяти и произвольного внимания сохраняются как в позднем восстановительном периоде (6–12 месяцев), так и в отдаленном (до 24 месяцев) [4].

Патогенез клещевого энцефалита представляет собой сложный многокомпонентный процесс, находящийся в прямой зависимости как от возбудителя и пути передачи, так и непосредственно от иммунореактивности макроорганизма. Способность вируса к длительной персистенции приводит к развитию хронических, или так называемых прогредиентных форм инфекции [7].

Поражения мозга, как при острой форме клещевого энцефалита, так и при его хронической форме, обнаруживаются как в спинном мозге, так и в подкорковых структурах, а именно в таламусе, продолговатом мозге и мозжечке [10].

Патогистологические исследования при хроническом клещевом энцефалите показали тяжелый отек нервной ткани, некроз и некробиоз нервных клеток в следующих структурах: базальных ганглиях, зрительном бугре, красных ядрах, черном веществе, ножках, ядрах черепных нервов, в ядрах нижней оливы, мозжечка, передних и боковых рогах спинного мозга.

Поскольку патологические механизмы и клинические особенности интеллектуально-мнестических расстройств определяются заболеванием, которое лежит в их основе [9], были исследованы реконвалесценты как с КЭ, так и с иксодовым клещевым боррелиозом (ИКБ). Однако, как показало исследование, когнитивные нарушения сохраняются как в позднем восстановительном периоде (6–12 месяцев), так и в отдаленном (до 24 месяцев).

При проведении исследования были выделены три возрастные группы: I группа — от 16 до 30 лет, II группа — от 31 до50 лет, III группа — от 51 до 65 лет. Нейропсихологическое исследование включало изучение памяти и внимания у всех 119 реконвалесцентов КЭ (РКЭ) и микст-инфекции (РМИ), из которых на КЭ приходилось 96 случаев. Для исследования внимания использовались стандартные таблицы Бурдона. Оценивались точность выполнения задания, врабатываемость и продуктивность. Для исследования памяти использовалась методика запоминания 10 семантически несвязанных друг с другом слов, направленная на изучение способности пациента к кратковременному или отсроченному запоминанию, а также обучаемости. Анализ состояния функции памяти проводился по индивидуальным протоколам. Полученные данные сравнивались с контрольными показателями и между собой у РКЭ и РМИ, перенесших менингеальную форму заболевания.

Исследование показало, что в позднем восстановительном периоде количественные показатели оперативной памяти у РКЭ и РМИ I группы и РКЭ II группы были сопоставимы с результатами контрольной группы. При этом отмечено достоверное снижение воспроизведенных стимулов у РМИ с МФ у II группы. В отдаленном восстановительном периоде были получены примерно такие же данные. У РМИ с МФ III группы количество воспроизведенных слов было ниже не только контрольных показателей, но и показателей РКЭ с МФ этой же группы, хотя и эти показатели не достигли нормальных возрастных значений.

У РКЭ и РМИ с МФ III группы показатели оставались ниже значений соответствующей контрольной группы. Также выявлено преобладание количества ошибок, то есть качественных показателей долговременной памяти, у РМИ с МФ у I и II групп по сравнению с РКЭ. У РКЭ и РМИ I группы и РКЭ II группы в отдаленном периоде была выявлена положительная динамика показателей оперативной памяти. У РМИ III группы положительных показателей долговременной памяти в позднем периоде не отмечалось. Можно предположить, что на этих показателях отразились качественные изменения оперативной памяти.

В то же время качественные показатели оперативной памяти в позднем восстановительном периоде были изменены у всех реконвалесцентов с МФ, процент допущенных ошибок превышал контрольные возрастные показатели. Качественные нарушения оперативной памяти после 4–5 прочтений и отвлечения внимания преобладали у РМИ с МФ II группы в этом периоде по сравнению с аналогичными показателями РКЭ с МФ этой же группы. Количественные показатели долговременной памяти у всех реконвалесцентов с МФ отставали от положительной динамики количественных показателей оперативной памяти и оставались измененными у РКЭ и РМИ I группы и у РКЭ II группы. Время выполнения пробы у всех реконвалесцентов с МФ было увеличено и преобладало у РМИ III группы.

Показатели точности и продуктивности внимания у РКЭ I группы были приближены к норме, в отличие от этих же показателей у РМИ с МФ I и II групп. Процент ошибок у этих реконвалесцентов был значительно выше по сравнению с показателями РКЭ с МФ соответствующих групп. Максимально измененными были показатели в III группе РМИ с МФ. Показатели точности и продуктивности были значительно ниже у РМИ с МФ по сравнению с РКЭ I и II групп.

Измененные значения пробы Бурдона, свидетельствующие о расстройстве внимания, отражались на количественные и качественные показатели оперативной и долговременной памяти у реконвалесцентов с МФ.

Анализ данных вышеприведенного исследования показывает значительное ухудшение мнестических функций как у лиц, перенесших КЭ, так и у реконвалесцентов с микст-инфекцией. Особенно значительны эти нарушения у РМИ как по количественным, так и по качественным показателям. Также стоит отметить, что и мнестические расстройства, и расстройства внимания преобладают у реконвалесцентов старшей III группы [4].

Лайм-боррелиоз

Лайм-боррелиоз (клещевой боррелиоз, болезнь Лайма) — инфекционное, полиорганное природно-очаговое трансмиссивное заболевание, возбудителем которого является спирохера комплекса Borrelia Burgdorferi sensu lato, а переносчиком — иксодовый клещ.

Поражение нервной системы на ранних этапах заболевания характеризуется следующими синдромами: лимфоцетарным менингитом, энцефалитом (энцефалопатией), радикулопатией, невропатией черепных нервов (чаще лицевого). Довольно часто вовлекается несколько уровней нервной системы.

Отделенные поражения нервной системы, проявляющиеся спустя месяцы и годы после начала заболевания, часто после длительного латентного периода, также включают в себя признаки поражения всех отделов нервной системы.

Одним из поздних форм прогрессирующего Лайм-боррелиоза является прогрессирующий энцефаломиелит. Ведущими симптомами прогрессирующего энцефаломиелита в том числе являются когнитивные расстройства в виде снижения памяти и концентрации внимания [1].

Энцефалопатия является одним из характерных проявлений позднего ЛБ, нередко доминируя в клинической картине заболевания. В России ее частота составляет от 7 до 76 % в различных регионах. Проявлениями энцефалопатии при Лайм-боррелиозе являются когнитивные нарушения в виде снижения концентрации внимания и памяти, нарушение речи в виде затруднения подбора слов и микроочаговая неврологическая сиптоматика. По данным выполнения нейропсихологических тестов, отмечается снижение вербальной и зрительной памяти. Данные расстройства, а также нарушение сна в значительной степени снижают качество жизни больных и могут приводить к стойкой утрате трудоспособности. Нарушения памяти могут быть вторичными по отношению к депрессии или хроническим болям у больных Лайм-боррелиозом.

Признаки энцефалопатии на поздних стадиях Лайм-боррелиоза выявлены у 69,1 % больных. У всех отмечались когнитивные нарушения, из них у 24,1 % больных они носили легкий характер, у 48,3 % — умеренный и у 27,6 % — выраженный [8].

Лимбический энцефалит

Воспалительный процесс, локализующийся в лимбических структурах характерен для лимбического энцефалита, одним из ярких клинических проявлений которого являются подостро развивающиеся нарушения памяти [6]. Поражения гиппокампа не затрудняют протекание высших познавательных процессов, но значительно затрудняют запечатление следов текущего опыта, что приводит к нарушениям памяти, близким к классическому Корсаковскому синдрому [5].

Лимбический энцефалит (ЛЭ) — аутоиммунное заболевание ЦНС с преимущественным поражением лимбической системы, включая гиппокамп, миндалевидное тело, передние ядра таламуса и лимбическую кору. Ядром клинической картины являются подостро возникшие нарушения высших корковых функций (памяти, обучения, эмоций), эпилептические припадки и (или) психические расстройства.

Нарушения памяти, как правило, значительные, касаются, прежде всего, краткосрочной памяти и обусловлены дисфункцией гиппокампа [6].

Выдержки из клинического случая № 1.

Пациент 55 лет (учитель) поступил в СОКБ№ 1 с жалобами на постоянную на постоянную пульсирующую головную боль диффузной локализации, преимущественно слева. Заболел за 4 месяца до поступления в больницу. Начало заболевания с подъема артерального давления 170/11 мм рт. ст., через месяц — эпизоды головокружения (3–4 раза в час), нарушение памяти — забывал куда идет, что хочет сделать. Через 1 неделю — нарушение речи — при разговоре не мог подобрать нужные слова.

Результаты нейропсихологического обследования:

Больной легко контактирует, стремится правильно представить свои жалобы, эйфоричен. Отмечаются трудности в запоминании событий, неточная ориентировка в пространстве и времени. Мнестические нарушения выражены достаточно отчетливо и не полностью оцениваются самим больным. Просыпаясь, не мог понять, где находится (дома или в больнице). Не узнает некоторых людей.

Из заключения:

МРТ головного мозга показало картину, наиболее характерную для паранеопластического лимбического энцефалита с двусторонним поражением височных долей разной выраженности (преимущественно справа).

После проведенного курса лечения, память полностью восстановилась в течение нескольких месяцев.

Выдержки из клинического случая № 2

Пациент, 52 г. обратился с жалобами на значительное ухудшение памяти, насильственные движения в конечностях, болезненные сведения мышц, головокружение, потерю веса. Одновременно с гиперкинезами появились выраженные нарушения памяти на текущие события, в частности, не мог вспомнить свадьбу собственной дочери, которую праздновали за 2 недели до начала заболевания. Заболевание развилось в течение 2–4 недель.

По результатам нейропсихологического обследования: пациент адекватен, критичен, но не вполне ориентирован во времени — затрудняется назвать дату госпитализации, с трудом определяет во времени детали анамнеза. Умственная работоспособность отчетливо снижена и неустойчива, отмечаются нарушения концентрации внимания. Гностические функции, речь и интеллект без видимой патологии. Отмечаются отчетливые модально-неспецифические дефекты памяти. Заключение: поражение срединных структур мозга с вовлечением базальных отделов лобных долей и, возможно, заднелобных и теменных областей коры головного мозга. После проведенного лечения память восстановилась.

Выдержки из клинического случая № 3

Пациентка М., 26 лет, обратилась в клинику нервных болезней им. А. Я. Кожевникова с жалобами на снижение памяти, эпизоды дезориентации и выключения сознания. Заметила выраженные провалы в памяти: забывала имена, не помнила друга своей родной сестры, не могла вспомнить кличку кота подруги, необычный вид которого совсем недавно с ней обсуждали, не помнила расположения комнат в офисе, хотя всегда обладала хорошей топографической памятью. Заболевание развилось также в течение 2–4 недель. После проведенного лечения память полностью была восстановлена в течение нескольких месяцев. На протяжении 2,5 лет чувствует себя здоровой.

Перечисленные симптомы обоих пациентов и данные нейропсихологического обследования соответствуют диагнозу лимбический энцефалит и указывают на поражение медиобазальных отделов мозга, включая гиппокамп, других структур лимбического комплекса, возможно, гипоталамуса. Особенностью представленных наблюдений является практически полное выздоровление обоих пациентов. Характерна длительность периода реконвалесценции и последовательность исчезновения симптомов — в первую очередь и довольно быстро у обоих больных исчезли пароксизмальные расстройства, тогда как восстановление памяти происходило в течение нескольких месяцев [6].

Эпидемический энцефалит

Возбудитель эпидемического энцефалита еще не открыт, но установлено, что он относится к группе фильтрующихся вирусов. У многих людей этот вирус обитает в носоглотке, не вызывая никаких патологических явлений, но при известных условиях при изменении реактивности организма приобретает нейротропные свойства, проникая по периневральным пространствам носоглотки в субарахноидальные пространства мозга.

Патологоанатомические изменения при остром и хроническом эпидемическом энцефалите различны. Для острой стадии характерен сосудисто-воспалительный и инфильтративный процесс с избирательной локализацией в сером веществе среднего мозга (покрышке четыреххолмия и ножке мозга), в зрительном бугре и в подбугровой области. Хроническая стадия сопровождается дегенеративным процессом в нервных клетках и вторичным разрастанием глии [9].

Результаты исследований В. С. Дерябина больных эпидемическим энцефалитом показали, что интеллект страдает в наименьшей мере, причем в этом отношении наблюдаются значительные индивидуальные колебания — от полной сохранности, до значительного снижения (в редких случаях) [9]. В среднем имеет место некоторое снижение высших интеллектуальных функций, особенно комбинаторной способности; память в большинстве случаев сохранена или снижена незначительно.

Интеллектуальные нарушения проявляются чаще, если болезнь началась в раннем детском возрасте. Но и при относительно нормальном интеллекте эти дети могут не учиться из-за резко ослабленной активности и инициативы. Особенно нарушена функция внимания: понижены его устойчивость, способность к переключению и распределению [9].

Вывод.

В развитии менингита любой этиологии имеет значение патогенность возбудителя и состояние макроорганизма. Манифестация заболевания связана с состоянием иммунитета, функции гематоэнцефалического барьера, предшествующих ослабляющих факторов (переутомление, травма, аллергизация, интоксикация и т. п.) [7].

При остром течении энцефалитов как бактериальной, так и вирусной природы наблюдаются психические и интеллектуальные нарушения.

Нарушения оперативной памяти при клещевом энцефалите отмечаются у большинства реконвалесцентов. Исследования показывают, что продолжительность и глубина нарушений оперативной памяти зависит от возраста, в котором было диагностировано заболевание. Положительная динамика отмечается у реконвалесцентов в возрасте от 16 до 50 лет, в то время как у реконвалесцентов в возрасте — от 51 до 61 года, положительной динамики в отдаленном восстановительном периодене наблюдается.

Нарушения памяти вследствие клещевого боррелиоза проявляются сильнее, чем при клещевом энцефалите. Значительные изменения (по сравнению с контрольной группой) претерпевают количественные и качественные показатели.

Мнестические расстройства вследствие нарушения функции гиппокампа характерны при лимбическом энцефалите и могут быть проявлены при подостром течении болезни. На основании рассмотренных клинических случаев можно заключить, что у пациентов, перенесших лимбический энцефалит, нарушения памяти носят временный характер и не проявляют себя после полного выздоровления.

Литература:

  1. Баранова, Н. С. Поражения нервной системы при хроническом Лайм-боррелиозе / Н. С. Баранова, Н. Н. Спирин, В. А. Буланова. — Медицинский совет. — 2012. — № 6. — С. 28–35.
  2. Волкова, Л. И. Аутоиммунный лимбический энцефалит (клиническое наблюдение) / Л. И. Волкова, А. Д. Ситникова, А. Б. Галунова. — Уральский медицинский журнал. — 2018. — № 11. — С. 19–22.
  3. Забродин, О. Н. Вклад В. С. Дерябина в исследование психических нарушений у больных эпидемическим энцефалитом / О. Н. Забродин. — Текст: непосредственный // Журнал неврологии и психиатрии — 2012. — № 3. — С. 72–75.
  4. Когнитивные нарушения у реконвалесцентов с менингеальной формой клещевого энцефалита и микст-инфекцией / М. В. Надеждина, Т. Н. Федчук, М. Г. Топоркова [и др.]. // Бюллетень сибирской медицины. — 2009. — № 1(2). — С. 54–59.
  5. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. — Москва: Академия, 2003. — 384 c.
  6. Лимбический энцефалит. Обзор литературы и клинические наблюдения/ Г. Г. Торопина, Н. Н. Яхно, О. Н. Воскресенская [и др] // Неврологический журнал — 2013. — № 3. — С. 11–21.
  7. Менингиты и энцефалиты / Д. А. Валишин, Р. Т. Мурзабаева, А. П. Мамон [и др.]. — Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздравсоцразвития России, 2012. — 72 c.
  8. Поражение нервной системы на отдаленных стадиях Лайм-боррелиоза / Н. С. Баранова, Н. Н. Спирин, Е. Г. Шипова, И. О. Стпанов. — // Журнал неврологии и психиатрии. — 2010. — № 2. — С. 90–96.
  9. Сухарева, Г. Е. / Г. Е. Сухарева. — Лекции по психиатрии детского возраста// официальный сайт ФГБНУ НЦПЗ: URL: — https://psychiatry.ru/lib/1/book/52/chapter/7.
  10. Хроническая форма клещевого энцефалита с картиной рассеянного энцефаломиелита (описание клинического случая) / И. Ф. Хафизова, Э. З. Якупов, Т. В. Матвеева [и др.].// Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 2012. — № 112. — С. 48–51.
Основные термины (генерируются автоматически): III, группа, оперативная память, нарушение памяти, показатель, клещевой энцефалит, нервная система, головной мозг, долговременная память, поздний восстановительный период.


Ключевые слова

память, внимание, когнитивные нарушения, менингиты, энцефалиты

Похожие статьи

Нейрофизиологические изменения центральной нервной системы у лиц, страдающих ВИЧ

В данной статье раскрываются нейрофизиологические изменения ЦНС у людей, страдающих ВИЧ-инфекцией.

Особенности эмоционального реагирования в межличностных отношениях у подростков с атопическим дерматитом

В статье авторы осуществляют сравнительный анализ характеристик межличностных отношений у подростков с атопическим дерматитом и подростков, не имеющих кожных заболеваний.

Исследование психоэмоциональных особенностей и показателей качества жизни больных артериальной гипертензией

В статье авторы изучили психоэмоциональные особенности и показателей качества жизни больных с артериальной гипертензией.

Диагностика вегетативных расстройств у пожилых

В статье авторы пытаются определить клинические особенности проявлений вегетативных нарушений у пациентов пожилого возраста и провести инструментальную диагностику дисбаланса вегетативной регуляции.

Некоторые нейрофизиологические механизмы депрессии

Депрессия представляет собой сложное, комплексное заболевание. В данной статье рассматриваются некоторые механизмы возникновения депрессии.

Система коррекции нарушений речи у детей с задержкой психического развития

В статье рассматриваются речевые возможности детей с ЗПР, а также приемы коррекционной помощи.

Отношение к болезни у пациентов с онкологическими заболеваниями

Отношение к смерти у лиц, страдающих ишемической болезнью сердца, с разными защитными механизмами

Цель исследования — изучение отношение к смерти у лиц, страдающих ишемической болезнью сердца с разными защитными механизмами.

Нейрофизиологические особенности функционирования мозга при эпилептическом синдроме

Данная статья посвящена изучению нейрофизиологических особенностей ЦНС при эпилепсии.

Психолого-педагогические особенности детей с псевдобульбарной дизартрией

Статья посвящена изучению психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста, страдающих псевдобульбарной дизартрией, также дано описание этапов развития их сверстников без патологии.

Похожие статьи

Нейрофизиологические изменения центральной нервной системы у лиц, страдающих ВИЧ

В данной статье раскрываются нейрофизиологические изменения ЦНС у людей, страдающих ВИЧ-инфекцией.

Особенности эмоционального реагирования в межличностных отношениях у подростков с атопическим дерматитом

В статье авторы осуществляют сравнительный анализ характеристик межличностных отношений у подростков с атопическим дерматитом и подростков, не имеющих кожных заболеваний.

Исследование психоэмоциональных особенностей и показателей качества жизни больных артериальной гипертензией

В статье авторы изучили психоэмоциональные особенности и показателей качества жизни больных с артериальной гипертензией.

Диагностика вегетативных расстройств у пожилых

В статье авторы пытаются определить клинические особенности проявлений вегетативных нарушений у пациентов пожилого возраста и провести инструментальную диагностику дисбаланса вегетативной регуляции.

Некоторые нейрофизиологические механизмы депрессии

Депрессия представляет собой сложное, комплексное заболевание. В данной статье рассматриваются некоторые механизмы возникновения депрессии.

Система коррекции нарушений речи у детей с задержкой психического развития

В статье рассматриваются речевые возможности детей с ЗПР, а также приемы коррекционной помощи.

Отношение к болезни у пациентов с онкологическими заболеваниями

Отношение к смерти у лиц, страдающих ишемической болезнью сердца, с разными защитными механизмами

Цель исследования — изучение отношение к смерти у лиц, страдающих ишемической болезнью сердца с разными защитными механизмами.

Нейрофизиологические особенности функционирования мозга при эпилептическом синдроме

Данная статья посвящена изучению нейрофизиологических особенностей ЦНС при эпилепсии.

Психолого-педагогические особенности детей с псевдобульбарной дизартрией

Статья посвящена изучению психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста, страдающих псевдобульбарной дизартрией, также дано описание этапов развития их сверстников без патологии.

Задать вопрос