В настоящей статье рассматриваются принципы ФГОС ДО и ставится проблема поддержки и развития детской инициативы в рамках дошкольного учреждения.
Ключевые слова: федеральные законы об образовании, дошкольные учреждения, детская инициатива, поддержка детской инициативы.
Согласно Конституции Российской Федерации и ряду федеральных законов, а также различным нормативно-правовым документам, регулирующим образовательный процесс в нашей стране, сформирован заказ государства для системы образования — воспитание ответственного, инициативного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора человека. Необходимо добавить, что согласно принципам, выдвигаемым ФГОС ДО, ребенок признается полноценным участником образовательных отношений и одной из определяющих задач взрослых в данного рода взаимодействии является (помимо приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства) поддержка детской инициативы во всех видах деятельности, а также в организации образовательной деятельности дошкольников.
Инициатива — это внутреннее осознанно принятое решение, побуждающее к началу какого-либо дела или совершению какого-нибудь действия. Детская инициатива является одним из важнейших показателей детского развития, это способность ребенка к активным, самостоятельным действиям, в результате её проявления дети могут разрешать конфликтные ситуации с другими детьми, развивать свои коммуникативные способности, обретать навыки работы в группе сверстников, а также создавать ситуации, в которых их таланты и способности могут проявиться наиболее ярко и полно.
На сегодняшний день педагогам очень важно найти способы поддержки детской инициативы разной направленности в ходе образовательного процесса. Если раньше взрослый был главным, руководившим и направляющим по отношению к ребенку — участнику образовательных отношений, то теперь ситуация в корне изменилась — педагог и ребёнок в современной концепции дошкольного образования в нашей стране являются субъектами образовательных отношений, равными по значимости. Всегда активность взрослого, в том числе, и речевая, была гораздо выше, а в настоящее время активность ребенка должна быть, по крайней мере, не меньше, чем активность взрослого.
Таким образом, исходя из вышеобозначенного, при условии, что ребенок становится полноценным субъектом образовательных отношений, меняется и способ организации детских видов деятельности — теперь на смену руководству взрослого приходит партнерская деятельность взрослого и ребенка.
Образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольном учреждении и проявление детской инициативы дошкольников в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) предполагает активное участие детей в жизни дошкольного образовательного учреждения
Дети дошкольного возраста имеют огромный потенциал, который может быть активно использован в рамках ФГОС. Они могут быть субъектами своего обучения и развития, выражать свои интересы и предлагать новые идеи.
Например, в рамках ФГОС дети могут быть вовлечены в планирование своей деятельности и выбор игровых сюжетов или тематических занятий. Они могут предлагать свои идеи по оформлению игрового пространства, созданию коллективных проектов или организации мероприятий.
Также, детская инициатива может быть проявлена во время занятий и игр, когда дети могут самостоятельно решать задачи, делать выборы и выражать свои предпочтения. Они могут самостоятельно искать ответы на вопросы, выдвигать свои гипотезы и проверять их на практике.
Важно поддерживать и развивать детскую инициативу в рамках ФГОС, так как это способствует развитию самостоятельности, творческого мышления, коммуникативных навыков и самооценки у детей. Это формирует активную жизненную позицию у детей и способствует их готовности к обучению в будущем.
А также такая практика развивает у детей умение сотрудничать в группе, принимать решения и решать возникающие проблемы.
Детская инициатива у детей дошкольного возраста может проявляться в различных формах. Некоторые из них включают:
- Самостоятельное игровое поведение: дети могут инициировать игры со сверстниками, творчески развивать игровой сюжет, применяя для этого знания, полученные из различных источников, создавать новые игрушки, разрабатывать правила и организовывать игровые сценарии.
- Творческая инициатива: дети могут проявлять интерес к рисованию, лепке, музыке и танцам. Они могут инициировать создание собственных произведений и представлять свои творческие идеи другим.
- Дети учатся мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.
- 4.У детей развивается умение отмечать новые предметы в окружении и проявлять интерес к ним, активно обследовать вещи, практически обнаруживая их возможности.
- Помощь друзьям: дети могут инициировать помощь своим друзьям в решении проблем, справедливом распределении игрушек или выполнении заданий вместе.
- Организация мероприятий: дети могут инициировать маленькие мероприятия, такие как представления, викторины или выставки, для того чтобы поделиться знаниями и навыками со своими родителями, друзьями и педагогами.
- Помощь в семье: дети могут инициировать помощь по выполнению простых задач в доме, таких как поливка цветов, приготовление еды или уборка игрушек.
- Вовлечение в окружающую среду: дети могут инициировать активности на природе или в городской среде, такие как сбор мусора, участие в экологических проектах или организация игр на детских площадках.
Важно поддерживать и поощрять детскую инициативу, так как проявление её — это важнейший показатель развития, это способность ребенка к самостоятельным, активным действиям, это развитие коммуникативных способностей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, это развитие умения работать в группе сверстников. Инициативный ребенок — это тот, кто стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, он умеет найти занятие по желанию, заинтересовать других детей, и принять собственное решение.
Литература:
- Алиева Т., Урадовских Г. Детская инициатива — основа развития познания, деятельности, коммуникации. Дошкольное воспитание. 2015 — № 9.
- Белая К. Ю. Программы и планы в ДОО, 2014г.
- Большой Энциклопедический словарь. 2000г.
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»
- Кожевникова Л. М. Карта детских инициатив / Л. М. Кожевникова — М.: Академия, 2009
- Короткова Н. А. Пути гибкого проектирования образовательного процесса / Н. А. Короткова — М.: Академия, 2008.
- Нечаев М. П., Романова Г. А. «Стратегия реализации целей и задач ФГОС ДО» «Управление ДОУ» № 7–2014
- Нищева Н. А. Воспитываем дошкольников самостоятельными / Н. А. Нищева // Сборник статей СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]: Режим доступа www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. № 1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»
- Свирская Л. Методика ведения педагогических наблюдений. Образовательные проекты, Линка-Пресс 2010
- Уманская Н. В. Иванова А. И. «Об инновациях ФГОС ДО», «Управление ДОУ» № 7–2014
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 2013 г.
- Чумичева Р. М. Концептуальные основы перехода к качественно новому уровню дошкольного образования. РГПУ 2007.