Дошкольное детство — особая пора в жизни ребенка. Это период, когда ребенок активно знакомится с окружающим миром, реалиями жизни социума, традициями, культурой, формирует свою личность, которая соотносится с ментальностью многонационального народа Российской Федерации. В этот период идет закладка гражданской позиции ребенка, становление его мотивации к обучению и развитию. А в перспективе каждый ребенок должен вырасти не только во всесторонне развитую гармоничную личность, но и в востребованного профессионала.
Современные педагоги, в том числе — педагогический состав дошкольных образовательных учреждений, находятся в постоянном творческом поиске, направленным на удовлетворение образовательных и воспитательных потребностей подрастающего поколения. Методические приемы и педагогические технологии ассимилируют удачные и продуктивные подходы из других сфер: технология тимбилдинга адоптирована из спортивной области, тренинги — из психологии, проектная технология — из менеджмента. Еще одна сфера, которая, впрочем, имеет тесную связь с педагогикой — музейная педагогика. Она ориентирована на работу с детьми в контексте музейной деятельности, однако, элементы и приемы музейной педагогики замечательно подходят для использования в образовательной и воспитательной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях, особенно, когда речь идет о таких темах, как история, в т. ч. родного края, народная культура, декоративно-прикладное искусство. Как отмечает Л. В. Телитченко, музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную образовательную деятельность [5].
Музей со всеми его накопленными богатствами, в том числе и методическими, приходит на помощь образованию, когда нужно погрузить дошкольника в культурно-историческое пространство, приобщая его к мировым культурным ценностям. Музей выводит индивида за границы социума, цивилизации, в мир культуры [6]. Но делает это деликатно, интересно, без излишнего менторства и назидательности.
Конечно, в случае с дошкольниками музейные ресурсы чаще используют для ознакомления с историей, природой и культурой родного края, формируя ценностное отношение к этим явлениям, патриотическую привязанность к малой Родине, а через нее и к большой. В этом контексте одна из главных целей педагогов, ориентированных на внедрение краеведческого компонента, — приобщать дошкольников и их родителей к современной жизни города, побуждать желание посещать музеи, театры, участвовать в городских праздниках; развивать любознательность и пробуждать интерес к познанию родного края [5].
Обращаясь при этом к приемам музейной педагогики, важно помнить о ее главных принципах: предметность, наглядность, эмоциональность, интерактивность [5]. В музейном деле главным является прием «сначала показ, потом рассказ», что подразумевает, что в любой ситуации использования музейной педагогики необходимо отталкивать повествование от экспоната или предмета, им назначенного. Яркие, необычные, незнакомые детям предметы легко приковывают их внимание, позволяя увлечь любой информацией, поданной вместе с представлением экспоната. Интерактивность здесь проявляется в постоянном диалоге педагога и воспитанников, в создании условий, когда обе стороны образовательного процесса являются его субъектами.
Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию [2]. «Игра в музей» в ДОУ — еще и хороший способ включения музейного досуга в повседневную практику семей воспитанников. Детей, заинтригованных возможностями мини-музея в рамках ДОУ, легче замотивировать к посещению «настоящего» музея, куда их поведут родители.
Чтобы попроситься в музей, ребенок должен иметь представление о том, что музей вообще существует. К сожалению, многочисленные исследования показывают, что в большинстве семей достаточно редко случаются посещения музеев, у родителей отсутствует и мотивация, и интерес к музеям, нередко сформировано достаточно поверхностное представление о музеях как о местах, где «хлам и старые бабушки». Между тем, музеи сейчас весьма конкурентоспособны в сфере досуга, постоянно разрабатывают новые интерактивные программы, внедряют в свою деятельность мультимедийное и не только оборудование, например VR-шлемы, не говоря уже о тех сокровищах мировой и локальной культуры, которые они хранят. Музеи развивают и цифровой компонент своей деятельности: у многих музеев есть виртуальные экскурсии по их залам, размещенные в открытом доступе на сайте. Совместный просмотр педагога и воспитанников такой экскурсии или ее части может стать отличным подготовительным этапом для включения музейной педагогики в образовательный процесс в ДОУ.
Внедрять музейную педагогику в образовательный процесс в ДОУ можно (и нужно) несколькими способами:
- Приглашением музейных специалистов (так, например, в Новороссийском историческом музее-заповеднике разработана выездная интерактивная программа «Из бабушкиного сундука» для детей дошкольного возраста). Такой подход позволяет «привести музей» к воспитанникам в случае, когда организовать выезд группы в музей проблематично или невозможно. Как правило, такие мероприятия и обходятся дешевле, чем посещение музея, где необходимо на каждого ребенка приобретать входной билет и экскурсионную путевку.
- Созданием условий для виртуальной музейной деятельности. Сюда можно отнести оборудование мультимедийным комплексом отдельного помещения, создание медиатеки, соответствующей возрастным особенностям и потребностям дошкольников. Важным моментом в организации виртуальной музейной деятельности является ее общая доступность и возможность ознакомления дошкольников с шедеврами мирового искусства [4].
- Созданием музейного пространства — мини-музея — в самом ДОУ. Это может быть как общий на все группы музей, так и отдельные музеи в группах. Можно также создавать несколько мини-музеев в одной группе.
Мини-музей — это особым образом организованное небольшое пространство в группе (в любой ее части, включая коридор), созданное либо специально, либо в результате реализации какого-либо проекта. Имитируя «настоящий» музей наличием экспонатов и их расположением, мини-музей в ДОУ не отвечает строгим требованиям, предъявляемым к посетителям учреждений культуры: он всегда доступен для детей, экспонаты его можно и даже нужно трогать, и эти экспонаты не обязательно должны представлять собой музейную редкость или ценность. В таких экспонатах важнее смыслы, а не их материальное воплощение.
Через мини–музеи происходит внедрение в воспитательно-образовательный процесс учреждения музейной педагогики, которая поможет детям не только сориентироваться в сложном мире культуры, расширить знания и представления о мире, осознать себя наследником своей культуры, но и повысить речевые и творческие способности [1].
Но создание мини-музея — это не просто процесс расположения в отведенном месте случайным образом собранных «экспонатов», это кропотливый, методически обусловленный процесс, обязательно включающий в себя определение цели и постановку задач создания и использования мини-музея.
Процесс подбора экспонатов должен учитывать возрастные особенности детей, соответствовать требованиям безопасности и критериям эстетичности. Необходимо планировать методическую работу по подготовке мини-экскурсий, тематических занятий, бесед, дидактических и сюжетно-ролевых игр, выставок, конкурсов, работы с родителями воспитанников. Если группа подготовительная, то можно организовать школу юного экскурсовода, которая будет позитивно влиять на развитие так называемых soft skills дошкольников.
Важно организовать работу мини-музея так, чтобы он не существовал ради факта своего существования, а функционировал как значимая часть образовательного и воспитательного процесса. Тогда использование музейной педагогики позволит реализовать свою цель: обогатить детей впечатлениями от новых предметов, с которыми им в повседневной реальности не доводится встречаться, совершенствовать речевые навыки, обогатить словарный запас, расширить кругозор, сформировать краеведческие компетенции, воспитывать патриотизм и любовь к Родине.
Музейная педагогика — это хороший баланс теории и практики, это прекрасный способ расцветить повседневность, включением в него чего-то волшебного, необыкновенного, ведь именно так дети воспринимают старинные предметы, народную одежду, промыслы, игры.
Литература:
- Гаврилина, А. В. Дошкольник в музейной среде / А. В. Гаврилина // Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования: материалы VIII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции в рамках Года науки и технологий, Коломна, 15–16 апреля 2021 года. — Коломна: Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет», 2021. — С. 87–90.
- Гордеева, О. М. Технология музейной педагогики как средство патриотического воспитания старших дошкольников / О. М. Гордеева, Т. Ю. Кумилина // Педагогический форум. — 2019. — № 1(3). — С. 23–26.
- Игнатчик, О. А. О реализации в детском саду программы по музейной педагогике «мы входим в мир прекрасного» / О. А. Игнатчик // Magisterium. Журнал о педагоге и для педагога. — 2022. — № 5. — С. 100–104.
- Ковалев, А. М. Музейная педагогика в эпоху цифровизации: традиции и инновации / А. М. Ковалев, Е. Г. Проценко // Образование от «А«до «Я«. — 2022. — № 2. — С. 41–43.
- Телитченко, Л. В. Создание условий для формирования краеведческой культуры в ДОУ у детей дошкольного возраста через музейную педагогику / Л. В. Телитченко, В. И. Фарафонова // Молодой ученый. — 2017. — № 31(165). — С. 63–65.
- Чикишева, К. А. Интеграция музейной педагогики в образовательное пространство ДОУ / К. А. Чикишева // Теория и практика актуальных исследований. — 2017. — № 16. — С. 35–42.