Статья посвящена определению роли нотариата в обеспечении международных отношений. Автором рассматриваются проблемы, связанные с определением компетенции нотариусов, выбором применимого права и легализации иностранных документов. Особое внимание уделяется значимости международных договоров для регулирования нотариальной деятельности.
Ключевые слова: нотариат, наследование, легализация документов, апостиль международный договор.
Для современного общества характерно активное взаимодействие граждан и юридических лиц разных государств. Такие контакты могут быть не только деловыми или профессиональными, но и затрагивать личную, семейную сферу жизни. В данных условиях нотариальная деятельность позволяет обеспечить действительность приобретаемых прав и обязанностей. Этим обуславливается актуальность исследования роли нотариата в регулировании отношений, осложненных иностранным элементом.
Правовой базой нотариальной деятельности в сфере международных отношений выступают Конституция РФ, Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (далее — Основы), Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ), международные договоры. Конституция РФ закрепляет приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров, если они не противоречат публичному порядку. Основы регулируют порядок охраны наследственного имущества и выдачи свидетельства о праве на наследство, принятия документов, составленных за границей, взаимодействия с зарубежными органами юстиции, обеспечения доказательств [1]. В ГК РФ содержится отдельный раздел, содержащий коллизионные нормы международного частного права.
Перед применением норм иностранного права необходимо точно определить компетенцию нотариуса, поскольку от этого зависит надлежащая защита прав и законных интересов граждан. Рассмотрим данный вопрос на примере международного наследования. В соответствии со ст. 1224 ГК РФ при отсутствии международного договора применимое право определяется в зависимости от последнего места жительства наследодателя. Кроме этого, выбор применимого права зависит от наследственной массы: к наследованию движимого имущества применяется правило последнего места жительства, а к недвижимому имуществу — правило его местонахождения. Указанная норма, являющаяся материально-правовой, позволяет лишь определить применимое право, а не компетенцию нотариуса. Однако на практике суды трактуют это положение иначе. Так, Омский областной суд определил правомочие нотариуса вести наследственное дело, исходя из положений ст. 1224 ГК РФ [2].
Для правильного определения компетенции нотариуса обратимся к общим положениям. Ст. 62 и ст. 70 Основ связывают право нотариуса на ведение наследственного дела с местом открытия наследства, под которым понимается последнее место жительства наследодателя. Следовательно, компетенция нотариуса при международном наследовании должна определяться местом открытия наследства. Несмотря на это, существует риск конкуренции компетенций уполномоченных органов разных государств, вызванный тем, что нотариальные акты имеют трансграничное действие [3, с. 45].
Как было отмечено ранее, Основы регулируют порядок охраны наследственного имущества. Все применяемые меры определяются российским законодательством. Однако для осуществления действий по охране необходимо сначала обратиться к иностранному праву, например, для определения правового положения субъекта и характера возникших правоотношений. Следовательно, понятия действий, связанных с охраной, и мер по охране не тождественны [4].
В условиях действия многочисленных санкций возрастает роль нотариуса по принятию документов, составленных за границей. В данном случае возникает вопрос их подлинности. Существует два способа легализации документов: консульское удостоверение и апостиль. Порядок консульской легализации содержится в Административном регламенте по предоставлению государственной услуги по консульской легализации документов. Главным недостатком рассматриваемого способа удостоверения подлинности документов выступает сложность процедуры, поэтому многие государства отказываются от него. Первым международным многосторонним договором, предусматривающим упрощенную процедуры удостоверения иностранных документов, стала Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов, которая была заключены в 1961 году в г. Гааге и вступила в силу для России в 1992 году. Она заменила требование консульской легализации на проставление апостиля, а также определила перечень документов, не подлежащих удостоверению подлинности. Отметим, что просто наличие апостиля недостаточно для признания документа действительным, также необходимо, чтобы сам апостиль был действительным [5, с. 121]. Данное соглашение значительно упростило процедуру обмена официальными документами между странами-участницами и способствовала развитию международного гражданского оборота.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что значительную роль в регулировании международной нотариальной деятельности играют международные договоры. В Основах им посвящена отдельная статья. Под международным договором следует понимать международное соглашение, заключенное Россией с иностранным государством, с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры в письменной форме и регулируемое международным правом [6]. В сфере нотариальной деятельности международные соглашения чаще всего определяют порядок легализации иностранных документов и вопросы, связанные с наследованием. Отметим, что на данный момент количество таких двусторонних договоров, участником которых является Россия, недостаточно, что на практике приводит к спорам, связанным с определением компетенции и выбором применимого права.
Международным соглашением могут предусматриваться нотариальные действия, не закрепленные в Основах. В данном случае нотариус будет вправе их осуществить при наличии методических рекомендаций федерального органа юстиции.
Таким образом, роль нотариата в регулировании отношений, осложненных иностранным элементом, постоянно возрастает. Эффективная нотариальная деятельность во многом зависит от наличия между государствами заключенного международного договора, определяющего компетенцию, выбор применимого права и необходимость легализации документов.
В заключение следует отметить, что несмотря на активный процесс всемирной экономической, политической и социокультурной глобализации, взаимодействие нотариусов с компетентными иностранными учреждения осложнено. Это связано во многом с тем, что оно осуществляется через уполномоченные российские органы, которые в зависимости от внешнеполитической обстановки могут затягивать обмен необходимой информацией.
Литература:
- «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462–1) (ред. от 24.07.2023) // «Российская газета», № 49, март 1993.
- Апелляционное определение Омского областного суда от 29.06.2017 по делу № 33–3622/2017 // Документ опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант Плюс».
- Рассказова, Н. Ю. Компетенция нотариуса при международном наследовании и правовая природа норм статьи 1115 Гражданского кодекса Российской Федерации // Нотариальный вестник. 2022. № 12. С. 37–46.
- Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате (постатейный) (под ред. К. А. Корсика) («Фонд развития правовой культуры», 2018) // Доступ из СПС «Консультант Плюс».
- Настольная книга нотариуса: В 4 т. Т. 4 Международное частное право, уголовное право и процесс в нотариальной деятельности / под ред. И. Г. Медведева; Центр нотар. исслед. при Федер. нотар. палате. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Статут, 2015. 287 с
- Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О международных договорах Российской Федерации» // «Российская газета», № 140, июль 1995.