В течение длительного времени при обучении чтению в начальной школе акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста. Вследствие чего такой метод обучения вырабатывал у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать информацию и понимать её.
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования определяют, что выпускник начальной школы должен уметь работать с текстом: искать нужную информацию и понимать прочитанное, уметь преобразовывать и интерпретировать информацию, извлечённую из текста, уметь высказывать собственное суждение о прочитанном, быть способным переносить навыки, полученные на одном учебном предмете, на другой. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения. Смысловое чтение — вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
Установлено, что обучающиеся начальной школы затрудняются назвать главную мысль прочитанного произведения, не умеют найти заданную информацию в небольшом тексте, затрудняются определить последовательность событий в прочитанном тексте. Одним из способов решения данной проблемы является технология метода тестирования, так как при его использовании можно сформировать у каждого ученика основные аспекты читательской компетентности.
Педагогическая идея заключается в создании практического материала, прошедшего апробацию в моей деятельности при работе над развитием правильного, вдумчивого чтения у младших школьников на уроках литературного чтения при помощи современных педагогических технологий.
Современные педагогические технологии помогают мне:
— создавать условия для обеспечения активной практической деятельности каждого ученика;
— включать каждого ученика в активную работу, направленную на развитие умений воспринимать, оценивать, анализировать, применять знания, работать с различными источниками знаний;
— целенаправленно и эффективно использовать различные приёмы и методы как средство реализации и развития познавательных способностей и интересов учащихся, мотивации.
Актуальность заключается в том, что задания в форме теста удобно использовать как для самоконтроля учащихся, так и для индивидуальных занятий. Тесты дают возможность каждому ученику проявить самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению их самоконтролю. При выполнении тестов вырабатывает умение самостоятельно анализировать учебный вопрос, оценивать предлагаемые варианты ответов, делать выбор правильного ответа.
На уроках литературного чтения в начальной школе тесты используются не только как инструмент диагностики качества образовательных результатов, но и как эффективный метод обучения и воспитания.
Тестирование способствует появлению у учеников начальных классов устойчивой мотивации к чтению и обучению в целом, формирует ответственность по отношению к учебе, дисциплину, организованность.
Тестовая технология снижает уровень психологической тревожности: сочетание простых и сложных заданий у обучающегося в любом случае оказываются в ситуации успеха, даже выполнив часть работы.
Цель данного пособия — формирование начального этапа читательской компетентности путем введения тестовой технологии в образовательный процесс в 1 классе в рамках литературного чтения и во внеурочной деятельности.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
— разработать серию тестов по литературному чтению в 1-м классе;
— выявить эффективность изучения тестов на формирование читательской компетентности у учащихся 1-х классов.
Новизна сборника заключается в том, что содержащиеся в нем материалы способствует формированию читательской компетентности у учащихся 1-го класса и формированию навыков самостоятельной работы с текстом.
Педагогическая целесообразность данного пособия в том, что тестирование дает возможность проверить осознанность прочитанного текста и осуществить информационно-ценностный подход в работе над содержанием произведения, развивает мышление, память, способствует развитию регулятивных универсальных действий: контроля и самоконтроля.
Тестовые задания можно использовать как в урочной (на этапах урока литературного чтения: актуализации знаний, первичного закрепления и рефлексии), так и внеурочной деятельности (кружок «Любо знать»).
Сборник дидактического материала «Тестирование на уроках литературного чтения в 1-м классе при формировании читательской компетентности» составлен по разделам учебника литературного чтения авторов Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий (УМК «Школа России»): «Жили-были буквы», «Сказки, загадки, небылицы», «Апрель, апрель! Звенит капель».
Использование тестов на уроках и во внеурочной деятельности помогает развивать у младшего школьника мышление, память, воображение и активизирует его способности к самостоятельной оценке, а у учителя даёт возможность проверить метапредметные результаты и оценить сформированность познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий.
Основная часть
Главная задача начальной школы — научить учиться. Для этого выпускник начальной школы должен овладеть компонентами учебной деятельности:
— самостоятельно разбираться в учебной задаче;
— находить способ её решения;
— сравнивать свой результат с правильным ответом;
В образовательном процессе нередко возникают ситуации, при которых учащиеся не овладевают необходимым уровнем универсальных учебных действий, что ведет к отставанию в учебе и вследствие чего в дальнейшем может перейти в устойчивую неуспеваемость. Для успешного усвоения знаний и формирования умений важно своевременно заметить возникшую трудность и устранить ее. Это обстоятельство требует нахождения эффективных путей своевременного обнаружения и ликвидации пробелов в знаниях и умениях, особенно, у учащихся в начальной школе, а также определить пути и способы устранения возникших ошибок и недочетов. Значительную помощь в своевременном выявлении недостаточного понимания изучаемого материала является использование тестовых технологий.
Тест — это система стандартизированных заданий, по результатам выполнения которых, судят об усвоении изученного материала и сформированности универсальных учебных действий.
Затрагивая вопросы методики использования тестов для контроля результатов обучения младших школьников, необходимо вспомнить об основных функциях проверки и оценки результатов обучения.
Выделяются среди них основные функции тестов:
— социальная, которая выражается в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребёнка младшего школьного возраста.
В ходе оценки знаний с помощью тестов определяется соответствие умений и навыков, достигнутых учащимися, установленным государственным стандартам.
— образовательная функция состоит в закреплении и систематизации знаний, практических умений и навыков, повышении их качества (точность, полнота, осознанность, отсутствие пробелов, ошибок).
— учетно-контрольная (информационная), которая систематически позволяет учителю фиксировать результаты обучения и судить об успеваемости каждого ученика, его достижениях и недочётах в учебной работе;
— контрольно-корректирующая (диагностическая), которая обеспечивает связь «учитель — ученик», для внесения коррективов в методику обучения, перераспределения учебного времени между различными вопросами темы и пр., позволяет осуществлять диагностику причин отставания школьников;
— развивающая функция тестов направлена на развитие памяти, внимания, мышления, творческих способностей, эмоциональной сферы и таких качеств личности, как трудолюбие, умение слушать, исполнительность и обязательность, самостоятельность и аккуратность.
— обучающая, которая в результате помогает повторить материал, акцентировать внимание учащихся на главных вопросах и важнейших мировоззренческих идеях курса, показывает на типичные ошибки, что способствует закреплению и углублению знаний учащихся;
— воспитательная (мотивационная), которая стимулирует учащихся к дальнейшей учебной работе, углублению своих знаний, развивает у школьников умение самоконтроля и самооценки;
— аттестационная, которая связана с характеристикой уровня обученности школьника, является основой его аттестации, а также важнейшим компонентом аттестации работы учителя образовательного учреждения;
— функция творческого роста учителя связана с тем, что тесты помогают учителю оценить свои достижения, обнаружить недостатки и ошибки в своей педагогической деятельности.
Что положительного и отрицательного в тестировании учебных достижений обучаемых в начальной школе?
- Выполняя тестовые задания, ученики находятся в равных условиях и при выполнении, и при оценивании, а также имеют возможность дифференциации заданий по сложности.
- Одним из главных достоинств такого контроля можно считать мобильность и быстроту проведения.
- Тестовая технология как здоровьесберегающая технология контроля снижает уровень психологической тревожности, позволяет охватить опросом всех учащихся класса.
К недостаткам тестирования относится невозможность включить задания творческого характера и ситуации, направленные на активизацию устной речи младших школьников. Поэтому тестирование не должно быть единственной формой диагностики достижения личностных, предметных и метапредметных результатов образования.
Условия выполнения тестов
Формировать у учащихся умение работать с тестовым материалом необходимо начинать с 1-го класса. Для эффективного результата необходимо соблюдение условий:
Первое — работа должна быть систематической.
Второе — обучение способам самоконтроля и самооценки.
Третье — формировать регулятивные универсальные действия (что надо сделать?), при необходимости составлять план решения (что и в каком порядке я должен сделать, чтобы получить верный ответ?), уметь проверять себя в каждом конкретном задании.
Четвертое — уметь контролировать время, учить вовремя переходить к другому заданию и оставлять на потом то задание, которое не получается выполнить сразу.
Пятое — выполнять разные виды заданий для тестов с выбором ответа, так с кратким и развёрнутым ответом.
Тесты и ключи.
Тест № 1. Первый уровень.
В. Данько «Загадочные буквы»
1. Определи по иллюстрации название произведения. Поставь в квадрат значок «٧».
□ — «Загадочные буквы»;
□ — «Животные и буквы»;
□ — «Буквы в лесу».
2. Произведения «Загадочные буквы» написал:
□ — К. Чуковский;
□ — В. Данько;
□ — С. Михалков.
3. Автор стихов представил буквы в алфавитном порядке?
□ — да;
□ — нет.
4. В русском алфавите □ — 33 буквы; □ — 28 букв?
5. Герои этого произведения:
□ — буквы;
□ — насекомые;
□ — птицы.
6. Что значит слово «лукошко»?
□ — корзинка;
□ — кувшин;
□ — коробка.
Тест № 1. Второй уровень.
Жили-были буквы
В. Данько «Загадочные буквы»
1. Какая иллюстрация подходит к произведению В. Данько «Загадочные буквы»? Раскрась любым цветом нужную стрелку.
|
|
|
|
|
|
2. Укажите автора произведения «Загадочные буквы». Поставь в квадрат значок «٧».
□ — В. Данько;
□ — К. Чуковский;
□ — С. Маршак.
3. Укажи героев этого произведения.
□ — буквы;
□ — насекомые;
□ — птицы.
4. Какой еще заголовок можно подобрать к стихотворению В. Данько «Загадочные буквы»? Закрась квадрат любым цветом.
□ — «Таинственные буквы»;
□ — «Волшебство букв»;
□ — «Загадки для букв».
5. Что значит слово «велить»?
□ — приказать;
□ — надеть;
□ — снять.
6. Продолжи пословицу.
Сначала подумай, а потом …
□ — скажи;
□ — помолчи;
□ — назови
Ключи к тесту № 1
Вопросы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Базовый |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
|
Повышенный |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |