Рассматривается дивергентное мышление как умение обучающихся отступать от стандартных идей, правил и шаблонов при изучении предметов гуманитарного цикла. Научная новизна исследования обоснована разработкой и реализацией Модели развития креативного мышления обучающихся в образовательном процессе.
Ключевые слова: обучающиеся, мышление, учебные предметы, коллаборация, модель.
Актуальность исследования . В новых экономических и политических условиях, происходящих в Мире и России, изменил характер требований к уровню образованности выпускников образовательных организаций. На первый план выдвигается цель формирования креативной, инициативной личности, способной в условиях цифровизации всех систем и отраслей, решать проблемные ситуации, обогащая свой жизненный опыт.
Реализуемая образовательными организациями Федеральная образовательная программа основного общего образования (далее — ФОП ООО), утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации и включает программы, ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов:
– федеральные рабочие программы учебных предметов;
– программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;
– федеральную рабочую программу воспитания [3].
Степень разработанности проблемы
Автор Т. А. Гартунг рассматривала вопросы развития креативности подростков средствами дисциплин гуманитарного цикла, где подтвердила гипотезу о том, что «…развитие этого сложного феномена, включающего совокупность мыслительных и личностных качеств обучаемых, а также воображение, интуицию, эффективно в процессе изучения гуманитарных дисциплин», которые позволяют создать мир субъективных образов, смыслов и ценностей [1].
В других исследованиях, посвященных психологии творческих способностей, авторы Д. Рилфорд, Я. А. Пономарёв считают, что креативность является характеристикой, не зависящей от интеллекта. В то же время как Г. Айзенк, Р. Стернберг полагают, что уровень развития креативности обусловлен уровнем развития интеллекта.
По мнению Д. Б. Богоявленской, А. Маслоу, А. Олох креативность детерминируется личностными чертами, мотивацией и жизненными ценностями.
В диссертационном исследовании А. П. Гулова предметом исследования являются школьные предметные олимпиады как полифункциональное педагогическое средство развития творческого потенциала обучающихся. Автором разработана концепция школьных предметных олимпиад, как средство развития креативности [2].
На основании перечисленного списка научных исследований о развитии креативности на уроках гуманитарного цикла была сформулирована цель исследования — обоснование педагогических условий развития креативного мышления при изучении гуманитарных дисциплин.
Объект исследования : педагогический процесс, направленный на развитие креативного мышления при изучении дисциплин гуманитарного цикла.
Предмет исследования : педагогические условия развития креативного мышления в процессе изучения гуманитарных дисциплин.
Методы исследования и исследуемые
Исследование проходило в МКОУ «Курбатовская СОШ» Воронежской области. Участвовали обучающиеся 2–11 классов и педагоги. В качестве диагностики уровня креативного мышления использовались методики:
– измерительно оценочные методы (начальный этап) — выдвижение разнообразных идей. Пример задания для 7-го класса: обучающимся предлагается посмотреть картинки и ответить на вопросы «О чем книга, которую читает мальчик?», «Какое событие изображено на второй картинке?» и т. д. Таких заданий и предметных заданий для первичной диагностики креативного мышления имеется у каждого преподавателя по несколько комплектов.
Получив представление о возможностях каждого обучающегося, разрабатывается система развития креативного мышления на уроках гуманитарного цикла. Каждый педагог использует задания в рамках ФОП по своему предмету. Отличительная особенность — коллаборация педагогов, преподающих историю, обществознание, литературу, русский язык и иностранный язык.
Контрольно-измерительные средства для оценки креативного мышления обучающихся подготовлены по каждому предмету и используются на уроке.
Педагоги работают в соответствии с Моделью развития креативного мышления обучающихся в образовательном процессе.
Рис. 1. Модель развития креативного мышления обучающихся в образовательном процессе
Модель представляет собой систему работы и взаимодействия педагогов в направлении развития креативного мышления у обучающихся на уроках гуманитарного цикла.
В систему включены: цель; модели развития креативного мышления; основания для развития креативного мышления (внешние и внутренние); движение и прогресс, выраженные в творческом мышлении и творческом выражении; новые знания по предметам; разрешение образовательных проблем. Конечный результат — способность обучающихся к дивергентному мышлению, а именно: способность формулировать несколько идей и решений; умение одновременно обдумывать различные способы решения учебных заданий; способность формулировать и генерировать идеи; способность обдумывать детали идеи и находить её воплощение на практике.
Методы развития креативного мышления, применяемые на уроках истории, обществознания, литературы, русского языка, иностранного языка: мозговой штурм; свободные ассоциации; составление карты памяти; метафорические сказки и др.
Таким образом, проведенное исследование направлено на развитие креативного мышления обучающихся общеобразовательной школы на основе
реализации авторской Модели. Важными принципами реализации Модели является: личностный подход; индивидуальная траектория обучения; реализация Стратегии воспитания; реализация Концепции развития психологической службы; принцип обучения одаренных детей; принцип осуществления профессиональной ориентации.
Литература:
- Гартунг Т. А. Развитие креативности подростков средствами дисциплин гуманитарного цикла: диссертация... кандидата педагогических наук: Т. А. Гартунг. — Тюмень, 2008.- 176 с.
- Гулов А. П. Реализация творческого потенциала обучающихся средствами предметных олимпиад. — Москва, 2023–407 с.
- Федеральная образовательная программа основного общего образования. URL: https://static.edsoo.ru/projects/fop/index.html#/sections/2000