В тексте статьи рассматривается понятие дизартрия как научного феномена и раскрываются особенности неврологической характеристики при бульбарной форме дизартрии пяти пар черепно-мозговых нервов.
Ключевые слова: дизартрия, черепно-мозговые нервы, бульбарная дизартрия, анартрия, саливация, структура дефекта, назальность.
Дизартрия — нарушение звукопроизношения и просодики вследствие нарушения иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, речевого, артикуляционных отделов) [1] .
Теоретическими и методическими аспектами дизартрии занимались исследователи: О. В. Правдина, К. А. Семенова, М. Б. Эйдинова, Л. И. Белякова, Е. Н. Винарская, Р. И. Мартынова, Л. А. Чистович, Е. Ф. Соботович, Э. Я. Сизова, А. Н. Корнев, Г. В. Чиркина, Е. М. Мастюкова, И. И. Панченко, Л. А. Данилова, М. В. Ипполитова, Л. В. Лопатина, Е. Ф. Архипова и другие.
Степени дизартрии. Выделяют 4 степени дизартрии по G. Tardier (1968).
– Легкая (стёртая дизартрия) — минимальные дизартрические расстройства (МДР).
– Средняя — речь понятна всем, но выражено нарушение звуков и просодики.
– Выраженная — когда речь понятна только матери.
– Тяжелая — анартрия — отсутствие членораздельной речи.
Наиболее тяжелой по проявлениям является бульбарная дизартрия (бульбас — ядро, луковица). При этой форме имеется нарушения или воспалительный процесс в области продолговатого мозга. Нарушаются ядра черепно-мозговых нервов [1].
Очаг поражения: Ядра или стволы бульварной группы нервов (IX, X, XII), возможно тройничного (V) и лицевого (VII) нервов. В результате у ребенка наблюдается паралич (полное отсутствие двигательных возможностей) или парез (неполный паралич) мышц глотки, гортани, языка и мягкого нёба [2].
Рассмотрим 5 пар ЧМН, связанные с речевой деятельностью человека, их локализацию и проявления, свидетельствующие о нарушении [2]:
Тройничный нерв — 5 пара.
Располагаются в стволе ГМ. Отвечают за работу мышц, находящихся вокруг глаз, круговых мышц, за работу мышц лба, верхней челюсти и за работу нижней челюсти человека. Три ветви в разные стороны. При нарушении: анемия мышц лба. Явления полного пареза — мышцы лба полностью неподвижны. Не может нахмурить, поднять брови. Нарушена иннервация мышц глаз — задания закрыть глаз один второй, прищурься. глаза широко — не выполняется. Глаза полуприкрыт, наблюдается птоз (низкое положение верхнего века), неработающие мышцы отмирают. Крылья носа — движения мышц нарушены, сморщить нос не получается, невозможно выполнить дыхательные движения, носогубные складки не работают, не выражены — атрофированы. Также наблюдается явление гиперсаливации, рот полуоткрыт. В итоге у пациента наблюдается полная анемия лица — «маскообразное лицо».
Лицевой нерв — 7 пара.
Отвечает за работу лицевых мышц, осуществляется иннервация мышц лица, лба, круговых мышц рта и глаз, мышц щек, движение верхней и нижней губы, иннервирует мышцы языка (подъязычные). Невозможность движения мимических — лицевой, нарушаются движения губами, Пациенты недоступны движения лба, осуществления движения глазами, труднодоступны и невозможны движения мышц щек (не может втянуть, надуть). Поражение лицевого нерва углубляет маскообразность лица. Упражнения губами не производятся, недоступны пробы символического праксиса (поцелуй, улыбка, оскал).
Языкоглоточный нерв — 9 пара ЧМН.
Иннервация мышц языка и глотки, отвечает за иннервацию движений задней части языка, задней спинки языка, корень языка, движения мышц глотки. Саливация — гипер, так как не работает задняя часть языка и не могут протолкнуть слюнной комок, слюна копиться в ротовой полости. Нарушен акт глотания — воды и пищи. Возникает явление дисфагия — нарушение акта глотания по причине нарушения языкоглоточного нерва, пациенты находятся на зондовом вскармливании. Возможна и афагия (полное отсутствие акта глотания) — невозможно произнесение заднеязычных звуков, страдают и процессы звукопроизношения. Из-за недостаточной иннервации мышцы глотки и гортани — нарушаются и голосовые функции. Голос либо отсутствует, либо представлен сиплыми хриплыми выкриками. У пациентов нарушается и иннервация трахей и артерий, находящихся возле шеи — плохо сказывается на дыхании [4].
Блуждающий нерв — 10 пара.
Ядра нерва разрушаются только частично, в отличии от предыдущих (которые либо полностью, либо частично), так как при полном нарушении акт дыхания невозможен — человек умирает. Мышцы мягкого неба не работает, выражена сильная назальность (носовой тембр голоса), потому как не перекрывается глотка, воздушная струя выходит через нос. Нерв спускается по мышцам глотки, гортани и пищеводу. У пациента усугубляется дисфагическое или афагическое расстройство. Нарушается работа голосового аппарата, и мы сталкиваемся снова с явлением гиперсалевацией, недостаточной работе голоса, нарушением акта глотания. Далее спускается к межреберным мышцам, благодаря которым легкие сдуваются и раздуваются. При поражении нерва происходит некачественный вдох и выдох. Нерв иннервирует мышцы диафрагмы (легкие двигаются и вниз — момент вдоха и вверх — момент выдоха) и при нарушении дыхание недоступно. Нарушение голосообразование, назальность, нарушения дыхания речевого и физиологического дыхания, гиперсаливация.
Подъязычный нерв — 12 пара.
Иннервирует мышцы передних отделов языка, проходят в подъязычных областях и иннервируют подъязычные мышцы также принимая участие в работе нижней челюсти. Невозможны акты пережевывания пищи. Самые тонкие отделы — мышцы переднего языка (кончик и т. д.)
Вывод: из-за поражения пяти пар ЧМН и их ядер вся симптоматика генерализуется и усиливается. В результате тяжелой симптоматике речь становится невозможной. При бульбарной наблюдается анартрия (отсутствие речи у пациентов), которая свидетельствует об отсутствии речи [4].
Механизм нарушения речи при бульбарной дизартрии по
Филатовой И. А.:
– органическое поражение центральной нервной системы;
– локализовано в ядрах ЧМН;
– нарушение иннервации органов речевого аппарата;
– атрофия мышц органов дыхания, голоса, и артикуляции;
– нарушение фонетики (просодики и звукопроизношения);
– нарушение фонематического слуха и восприятия;
– нарушение лексики и грамматики;
– анартрия, сопровождающаяся отдельными выкриками и произнесением самых обычных бытовых слов.
Различают три группы пациентов [3]:
– 1 группа: тяжелая форма (нет никакого звукопроизводства)
– 2 группа: отдельные выкрики, отдельные попытки произношения бытовых звукоподражательных слов
Структура речевого дефекта:
При бульбарной форме дизартрии нет ни ФФНР, ни ФНР, так как характерна анатрия — невозможность речи, следовательно, ОНР 1 уровня. Отсутствие активной речи ведет к речи пассивной. Состояние речи классифицируется как анартрия. Характерно детям с ДЦП [3].
Таким образом, бульбарная дизартрия имеет свой ряд характеристик в теоретических аспектах и практических. Для успешной коррекции следует учитывать неврологические особенности, степень тяжести нарушенных функций и внедрять в работу междисциплинарное воздействие специалистов.
Литература:
- Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. М., 2008. 254 с.
- Невропатология: Учеб. для студентов фак. пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология». — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1987. — 317 с.
- Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия. М., 2009. 287 с.
- Винарская Е. Н. Современное состояние проблемы дизартрии // Хрестоматия по логопедии: извлечения и тексты: учеб. пособие: в 2 т. / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. М., 1997. Т. 1. С. 268–284.