В статье автор исследует содержание понятия административно-правового статуса как элемента административно-правовых отношений.
Ключевые слова : правовой статус, административно-правовой статус, административно-правовые отношения.
Рассмотрение вопроса о категории административно-правовой статус необходимо начать с рассмотрения вопроса об общем понятии категории «Правовой статус». Категория правового статуса является достаточно важной в теории права и в отдельных отраслях права, которые регламентированы нормами права. Основой для понимания и анализа понятия «правовой статус» являются положения теории государства и права.
По утверждению Н. И. Матузова и А. В. Малько: «категорией, отражающей весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми. В структуру этого понятия, на их взгляд, входят следующие элементы: а) основные права и обязанности; б) законные интересы; в) правосубъектность; г) гражданство; д) юридическая ответственность; е) правовые принципы; ж) правовые нормы; з) правоотношения общего (статусного) типа» [6, c.134]. Н. М. Марченко под правовым статусом понимает: «признанная Конституцией или законами совокупность исходных, неотчуждаемых прав и обязанностей человека, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, непосредственно закрепляемых за теми или иными субъектами права» [5, c. 334]. А. А. Клишас, под общим правовым статусом понимает: «единый комплекс основных, конституционных прав и обязанностей граждан, которые свойственны всем членам общества. Общий правовой статус — это социально допустимые и необходимые возможности личности не просто как индивида и не только как индивида, но и как гражданина» [4, c.160].
В свою очередь, С. С. Алексеев, не отождествляя правовой статус и правовое положение, к элементам первого относит правосубъектность, основные права и обязанности субъектов, а к элементам второго — конкретные права и обязанности лица, связанные с наличием определенных юридических фактов» [2, c.142–143]. В. С. Нерсесянц определяет правовой статус как: «правовое положение, законодательно закрепленную право- и дееспособность в сфере частных и публично-властных отношений» [7, c.239].
Правовой статус в структуре права и системе правоотношений является категорией, обеспечивающей процесс существования субъекта отношений, где субъекты отношений являются носителями прав, которые не только возлагают на них соответствующие права, обязанности, ответственность. В структуре правоотношений, правовой статус субъекта неизменно соприкасается с иными субъектами и таким субъектом прежде всего является государство как публичный субъект, которое формирует правовой статус субъекта уже на уровне правовых норм процесс взаимодействия, и ответственности за совершенные действия при реализации прав в структуре статуса, если они не соответствуют требованиям правомерного действия.
Оценивая представленные мнения, мы можем указать, что они показывают достаточный плюрализм в анализе института «Правовой статус». В целом, оценивая правовой статус в системе отношений, мы можем указать следующее исходя из представленных мнений:
– правовой статус — многоэлементный институт в системе отношений;
– правовой статус представлен совокупностью прав и обязанностей субъектов правоотношений;
– правовой статус включает законодательно регламентированные право- дееспособность, деликтоспособность в сфере частных и публично-властных отношений».
Правовой статус входит в единую правовую категорию «правосубъектность», включающая в себя правоспособность, дееспособность, деликтоспособность. Правоспособность в системе правоотношений это способность иметь права и обязанности, предусмотренные законом, т. е. конкретные позитивные права и обязанности участника различных правоотношений, в том числе административно-правовых.
Административно-правовой статус субъектов административного права относится к одному из отраслевых статусов, которые формируются в структуре доктрины административного права и административного законодательства. В доктрине административного права, административно-правовой статус является объектом исследования ученых, что формирует важный вопрос о роли субъектов административного права и законодательства и тех составных элементах, которые формируют правовой статус субъектов административных правоотношений. Рассматривая статус субъектов административного права, авторы исследуют его с различных позиций. Л. Р. Хасанова указывает: «В науке административного права, понятие «субъект права» исследуется отдельно, при этом признаётся, что вопрос о сущности субъекта административных правоотношений является одним из важнейших. Система субъектов административных правоотношений более сложная в сравнении с другими отраслями» [8, c.189].
Субъекты административных правоотношений являются важным элементом административно-правовых отношений. Становясь субъектом административных правоотношений, акторы становятся таковыми вследствие различных юридических фактов и приобретают административную правосубъектность в разное время. К числу субъектов можно отнести граждан Российской Федерации, юридических лиц в структуре публичного права.
Административно-правовое положение физических лиц в системе административных правоотношений связано с объемом их административной правосубъектности, которая включает три основных элемента: административную правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.
С. Н. Братановский исследуя административно-правовой статус, пишет следующее: «Общий административно-правовой статус организации представляет собой общую административно-правовую характеристику этой организации и включает в себя, в частности, наиболее общие административные права, ограничения этих прав, административные обязанности этой организации и общие условия привлечения ее к юридической ответственности за совершенные в административно-публичной сфере правонарушения. Общий административно-правовой статус возникает у организации с момента ее регистрации» [3, c.245].
Ученые выделяют права и обязанности субъекта правоотношений, которые формируют его правовой статус в административных правоотношениях и административном законодательстве.
Административно-правовой статус субъекта административных правоотношений, как и общий правовой статус субъекта, включает в себя категории «административная правоспособность», «административная дееспособность».
В административном праве названные категории соответствуют категориям правоспособность, дееспособность общего понятия «правовой статус», но в данном случае, этот аспект связан с отраслью «административное право» и административным законодательством, которое регламентируют уже правовыми нормами положения субъектов административного права.
Административная правоспособность и дееспособность в отличие от аналогичных категорий частного права, т. е. гражданского права и законодательства содержит условия их наличия, когда они гарантируются, прежде всего, властной волей государства и обеспечивается императивным фактором их реализации в административном законодательстве.
Субъекты административных правоотношений, обладая административной правосубъектностью, которая обеспечивает реализацию законодательных предпосылок, могут в полном объеме осуществить реализацию принадлежащих им прав и обязанностей в рамках административной дееспособности.
Административная дееспособность в наибольшей степени позволяет субъектам правоотношений осуществлять реализацию принадлежащих им правомочий в системе различных видов административных правоотношений.
Административно-правовой статус субъектов административного права основывается на элементах общего правового статуса субъекта правоотношений, но с учетом специфики административных правоотношений, в которых императивно-властное влияние оказывает государство и законодательство как публично-правовые институты.
Административно-правовой статус распространяется как физических, юридических лиц, публично-правовые образования, включая в правосубъектность названных субъектов: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность. Система элементов правосубъектности определяют место субъектов отношений и объем их правомочий, которые не равны у разных субъектов в силу статуса в правоотношениях.
Правосубъектность различных субъектов правоотношений возникает на основании различных юридических фактов и положений законодательства, в которых отражается их юридический статус, права и обязанности, ограничение статуса, ответственность за совершаемые действия.
В административно-правовых отношениях каждый из субъектов частно-правовых и публично-правовых отношений) реализуя принадлежащие ему полномочия взаимодействует с другим, что отражается на характере отношений и применяемых методов регулирования, ибо государство в анализируемом виде отношений имеет более весомый статус. Административно-правовой статус субъекта возложен на него в качестве юридической основы участия в правоотношениях, ибо участие в правоотношения возможно лишь только при наличии совокупности элементов, опосредующих само участие.
Литература:
- Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 33 (часть I). — Ст.3431.
- Алексеев С. С. Общая теория права: В 2 т. Т. 2. — М.: Юрид.литература, 1982.
- Братановский С. Н. Административное право. Общая часть: учебник. — М.: Директ-Медиа, 2013.
- Клишас А. А. Теория государства и права: учебник. — М.: Статут, 2019.
- Матузов Н.И, Малько, А. В. Теория государства и права: Курс лекций. — М.: Дело, 2022.
- Марченко Н. М. Теория государства и права: учебник. — М.: Городец, 2003.
- Нерсесянц В. С. Теория права и государства. — М.: Норма, 2001.
- Хасанова Л. Р. Административная правосубъектность: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность субъектов административного права // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты. — 2016. — № 5. — С.189–192.