В статье представлены основные правила и приемы проектирования урока-исследования в начальной школе. Приведены пояснения к содержанию каждого этапа на примере урока математики, разработанного авторами статьи.
Ключевые слова: урок-исследование, проектирование, обобщение, внутренняя мотивация, групповая работа.
Государственная образовательная политика сегодня диктует практико-ориентированное обучение в школах, и начальная школа не стала исключением. Меняется также не только характер обучения, но и характер взаимодействия участников образовательного процесса: в первую очередь начинает функционировать учебное сотрудничество, а учитель выбирает учебники и другие возможности образовательной среды, чтобы формировать у школьников умение учебного сотрудничества с целью научить учиться. Для младшего школьного возраста это деятельность учебная и наиважнейшая задача учителя — создать условия становления у каждого ребенка качеств субъекта деятельности как «способности принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. [1, с.35]
Современный учитель начальных классов в своей практике урочной и внеурочной деятельности в той или иной степени использует приемы организации исследовательской деятельности учащихся. В начальной школе могут быть организованы исследования в рамках практической части урока, в проектной деятельности на внеурочных занятиях и т. д. Но не все учителя знают и имеют в своем профессиональном арсенале урок-исследование. Однако такой урок может быть очень продуктивен, тем более что урок-исследование отвечает всем требованиям системно-деятельностного подхода и федерального государственного образовательного стандарта начального образования в целом.
Урок-исследование имеет особую структуру, компоненты и наполняемость урока. Предлагаем рассмотреть урок-исследование на конкретном примере урока математики во первом классе по теме: «Сантиметр».
Ключевым и основным ориентиром в уроке-исследовании является обобщение. Мы всегда подразумеваем под обобщением систематизацию каких-либо знаний и умений, полученных в ходе обучения по той или иной теме. В уроке-исследовании понятие обобщение имеет немного другой смысл, к пониманию которого можно прийти путем логических размышлений. Тогда задача учителя организовать деятельность детей на уроке таким образом, чтобы исследование привело к нужному выводу или правилу, или новому знанию. Соответственно получается, что все открытия, совершенные детьми в ходе исследования, организуются в то самое правило или вывод — обобщение. Обобщение является смысловым стержнем урока-исследования. И учитель, планируя такой урок, начинает продумывать его содержание именно с обобщения. Тогда вся дальнейшая содержательная деятельность урока продумывается, нацелена на получение детьми определенного обобщения.
Обобщение урока: длину отрезка можно измерить и записать в сантиметрах, и длина отрезка в 2 клеточки школьной тетради составляет 1 сантиметр
Цели урока:
1) сформировать представление о единице длины (сантиметре) как единой принятой мере, путем сравнения различных мерок в одинаковых отрезках и установления правила пользования едиными универсальными мерками, т. е. единицами длины;
2) научить учащихся измерять длину отрезка с помощью линейки и записывать результат в сантиметрах.
Планируемые результаты:
1) предметные: уметь измерять с помощью линейки и записывать длину отрезка в сантиметрах.
2) метапредметные:
— регулятивные — уметь работать по плану, алгоритму, инструкции;
— познавательные — уметь использовать знаково-символические средства для выражения единиц длины, работать с моделями;
— коммуникативные — уметь работать в группах.
3) личностные:
— уметь логически мыслить, наблюдать;
— быть трудолюбивым, внимательным, усидчивым;
— быть самостоятельным, инициативным в выборе решения.
Оборудование и материалы: учебник по математике 1 класс, презентация; раздаточный материал на группы: памятки с правилами групповой работы, карточки с заданиями; полоски бумаги разных цветов, линейки, скрепки, спички, счетные палочки, невидимки.
Другой и немаловажный компонент урока-исследования — это мотивация. Причем именно «внутренняя» мотивация — осознание ребенком на личностно-значимом уровне необходимости учения, получения новых знаний. Тогда учитель должен продумать начало урока, так чтобы активизировать внутреннюю мотивацию. И как один из вариантов такой активации — проблемная ситуация, сомнение или вопрос, организованные в начале урока-исследования. Возвращаясь к нашему уроку математики во первом классе рассмотрим дальнейшую его структуру, ход урока.
- Актуализация знаний. Мотивация. Настройтесь на плодотворную и творческую работу. Проверьте готовность к уроку.
Устный счет или математический диктант (прямая, кривая, луч, отрезок). Длину какой фигуры можно измерить? Что такое отрезок?
Работа в парах и малых группах. Вспоминаем правила работы в парах. У вас на парте лежит полоска, рассмотрите её, сравните с полоской другой группы. Что можно о них сказать? (Полоски одинаковые по форме, размеру только разные по цвету.)
— Давайте докажем это. По цвету — поднимите полоски вверх и покажите друг другу и своим соседям. Убедились? Теперь по форме и размеру. Как это сделать? (совместить полоски путем наложения друг с другом).
— Совпали? — да (доказали). Как это сделали? (путем наложения, можно увидеть визуально, на глаз). — А как измерить точно длину полоски? (мерками) на парте мерки.
Вывод: чтобы измерить длину, нужно выбрать единую мерку для измерения. Для этого и существуют во всем мире единые меры длины. И одна из них — это сантиметр. (На доске карточка «САНТИМЕТР (СМ)»).
Цель исследования: познакомиться с новой единицей измерения длины и измерить длину цветной полоски (зафиксировать на доске или слайде презентации).
Получается, что учитель сознательно подчеркивает значимость самостоятельной исследовательской работы на уроке, мотивируя детей к деятельности по открытию нового знания. Можно такое исследование сравнить с научным, проводимым настоящими учеными, чем еще раз подчеркнуть его серьезность и актуальность. На следующем этапе урока важно не только правильно спланировать содержание деятельности групп, но и организовать групповую работу в соответствии с правилами, добиваясь ее максимальной продуктивности.
- Исследование в малых группах. Исследование мы будем проводить, работая в группах. Давайте вспомним правила работы в группах (у каждой группы памятка с правилами).
Цель нашего исследования мы определили, и чтобы этой цели достичь, нужно продумать наши последующие шаги, т. е. план работы. Так делают настоящие ученые. У каждой группы на столе лежат карточки с заданиями. Эти карточки помогут вам провести исследование и достичь цели, которую мы поставили. Давайте составим план работы над исследованием. Посмотрите в карточки. Что будем с ними делать?
Знакомство со старинными мерами измерения длины. Оказывается, не только мы решаем эту проблему, в старину люди искали тоже различные меры измерения…
План исследования.
- Прочитать, какими были мерки на Руси у наших предков.
- Взять линейку, рассмотреть её.
- Измерить длину данного отрезка.
- Начертить отрезки.
- Сделать вывод о сантиметре как единице измерения длины.
Вы можете пользоваться разными источниками информации: словарями, учебником, помощью учителя при выполнении заданий.
Рабочая группа (вариант рабочей карточки для группы).
Локоть — старинная русская мера длины. Локоть применяли в хозяйстве, когда нужно было измерить длину шерстяной пряжи или верёвки. Локтями купцы измеряли ткани, наматывая на руку. Говорят «Близок локоть, да не укусишь» — о каком — нибудь простом, но не выполненном деле. «Сам с ноготок, а борода — с локоток». Борода раньше, особенно у бояр, служила признаком знатности рода и происхождения. Чем длиннее была борода, тем больше должно было быть уважение к её хозяину.
Взять линейку, рассмотреть её. На линейке ты видишь знакомый числовой ряд и деления. Расстояние от одного числа до другого и есть 1 см.
Измерь длину отрезка и результат запиши в сантиметрах. Начерти в тетради отрезок, равный стольким см, сколько тебе лет и назови свой отрезок. Вывод.
Следующий этап урока требует от учителя понимания того, что обмен информацией нужно начинать только тогда, когда все группы завершили работу. В противном случае участники группы, которая еще не закончила исследование, ничего не услышат от других групп. Тогда результативность урока в целом будет стремиться к нулю, особенно для учащихся упомянутой группы. Таким образом, учителю необходимо приложить все усилия, чтобы группы финишировали одновременно. Для этого можно активно участвовать в работе всех групп, тем более, учитель тоже может быть источником информации для детей. Хорошо заранее обговорить условный сигнал завершения работы в группе. Это может быть всплеск руками, хлопки, рукопожатия и т. д.
- Обмен информацией. Организация информации. После завершения групповой работы, группы по очереди рассказывают с каким материалом и как работали (для рассказа предложить использовать план работы). Какой вывод сделали?
Каждая группа получает аплодисменты за свою работу. Учитель фиксирует выводы каждой группы на доске, организуя информацию в единое целое. Запишите в своих тетрадях по одному примеру от каждой группы.
Очень важно организовать полученную в ходе групповых исследований информацию наглядно, для целостного представления изучаемого материала. К тому же это позволит детям сделать правильный вывод и подведет к следующему этапу урока.
- Обобщение. Ребята, посмотрите, какие выводы получились у ваших групп в ходе исследований на доске. Теперь мы можем что-то сказать о новой для нас единице измерения длины отрезков. Кто попробует сформулировать правило?
Мы сформулировали правило своими словами, а теперь откроем учебник и посмотрим, как это правило написал для нас автор учебника научным языком. На какой странице нужно открыть?
Очень часто для подведения итогов урока коллеги используют вопросы типа: «Чем занимались сегодня на уроке?» или «Что нового узнали сегодня?» такой подход влечет за собой соответствующие ответы детей: «Мы сегодня на уроке играли» или «Мы на уроке работали в карточках». Наиболее логично организовать этап подведения итогов урока, вернувшись к началу, к цели. И исходя из опыта общения с учителями на тему проектирования урока-исследования, можем подчеркнуть, что возвращаться необходимо к цели исследования, а не педагогической цели, которую учитель определил для себя. Тогда соотнеся цель исследования и полученный результат, дети смогут увидеть то, что нужно еще сделать для достижения полноценного знания по теме урока. Это и будет контролем, коррекцией и оценкой своей деятельности на уроке, что соответствует планируемым метапредметным результатам обучения для каждого ребенка.
- Подведение итогов. Рефлексия. Давайте вспомним цель нашего исследования (зафиксировать на доске или слайде презентации).
Мы её достигли? (Не полностью, мы не знаем, какова длина отрезков (цветных полосок) у каждой группы. Предлагаю, используя алгоритм измерения отрезков с помощью линейки, измерить длину исходных отрезков.
- Применение (работа с материалом учебника). Ранее мы уже сказали о том, что урок-исследование имеет непривычную для учителя структуру. И теперь наглядно это можно проследить в нашем уроке, после этапа подведения итогов урока следует еще один этап — применение. Этот прием очень удобен для учителя тем, что этап применения нового знания может быть сокращен до минимума, если у детей возникли трудности в ходе исследования и предыдущие этапы растянулись по времени. Равно как и укрупнен в длительности, если открытие нового знания не вызвало особых проблем у детей, в зависимости от общей подготовки и умственных способностей класса.
Проведение таких уроков позволит сделать процесс обучения интересным и увлекательным для детей. Урок-исследование может стать универсальным инструментом в работе современного учителя.
Литература:
1. Жилина, Т. И. Обновленный ФГОС НОО: изменения в работе учителя начальных классов / Т. И. Жилина, Е. Н. Черник, Ю. Ю. Стан // Кубанская школа. — 2022. — № 2. — С. 35–38.
2. Исаева, Э. Г.-И. Функциональная грамотность младших школьников и её формирование в образовательном пространстве / Э. Г.-И. Исаева, С. А. Алиева, Ф. Г. Алиева // Гуманизация образования. — 2023. — № 1. — С. 74–75.
3. Кочурова, Е. Э., Функциональная грамотность младшего школьника / Е. Э. Кочурова, Н. Ф. Виноградова. — Москва: Просвещение, 2022. — 274 с. — ISBN 978–5–09–098194–1.
4. Кузнецова, М. И. Современная система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников: пособие для учителя / М. И. Кузнецова. — Москва, 2022. — 426 с. — ISBN 978–5–09–079–836–5.
5. Шумакова, Н. Б. Урок-исследование в начальной школе. Русский язык. Литературное чтение / Н. Б. Шумакова, Н. И. Авдеева, Е. В. Климанова. — Москва: Просвещение, 2014. — 168 с. — ISBN 978–5–09–029–574–1.
6. Худякова, М. А. Концептуальные основы формирования функциональной математической грамотности младших школьников / М. А. Худякова // Управление образованием: теория и практика. — 2022. — № 3 (49). — С. 141–149.
7. Успешные управленческие и педагогические практики реализации ФГОС начального общего образования. Сборник материалов VI Краевой научно-практической конференции. 25 ноября 2020 г., г. Краснодар [Текст] / отв. ред. Т. И. Жилина, Ю. Ю. Стан — Краснодар: ИРО, 2020. — 186 с.