В статье рассмотрены информационные технологии в обучении детей с нарушениями слуха. Соотнесены понятия «информационные технологии», «компьютерные технологии» и «информационно-коммуникационные технологии». Описаны преимущества использования информационных технологий. Проведен обзор исследований по изучаемой проблематике.
Ключевые слова: информационные технологии, компьютерные технологии, обучение, дети с нарушением слуха, глухие, слабослышащие.
В связи с широким распространением информатизации компьютеры стали использоваться в большинстве сфер современной жизни, в том числе и в образовании.
Это позволяет педагогам внести изменения в качественные показатели содержания, методов и организационных форм обучения.
Информационные технологии (ИТ) — это методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации [3, с. 9].
Компьютерные технологии (КТ) являются одним из видов информационных технологий в силу той особенности, что большинство информационных процессов реализуются с помощью компьютерной техники. Так же и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются частью информационных технологий. Однако понятие ИКТ относится и к «компьютерным технологиям», ведь компьютерная техника выступает основным, хоть и не единственным, средством их реализации [4, с. 296].
И. В. Роберт выделяет следующие основные педагогические цели использования средств современных ИТ [5, с. 24]:
— увеличение показателей, оказывающих влияние на эффективность и качество образовательного процесса;
— возрастание познавательной активности;
— расширение межпредметных связей;
— рост объема необходимых данных и сокращение времени, необходимого на ее поиск.
Для коррекционного процесса характерно широкое применение ИТ со всеми детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), в том числе с детьми с нарушениями слуха.
Многие отечественные и зарубежные исследователи отмечают такие преимущества использования ИТ как индивидуализация и самосовершенствование, немедленная обратная связь, последовательный процесс коррекции, повторение без давления, немедленная поддержка, пошаговое обучение, положительная реакция детей, мотивация, развитие двигательных навыков, зрительно-моторной координации, уменьшение трудностей, интенсификация, психологическое удовлетворение. К тому же использование технологий в специальном образовании облегчает учителям выполнение их работы [2; 11].
Компьютерные материалы дают возможность повторять изученное и создают индивидуальную среду обучения, тем самым повышая уверенность человека в себе и положительно влияя на процесс обучения [12, с. 550]. У обучающихся возрастает познавательный интерес к занятиям, мотивация к использованию устной речи [10, с. 194].
Применение ИТ в сфере образования детей с нарушением слуха должно реализовываться с учетом следующих требований [6]:
— большое количество наглядности, особенно при изучении нового материала;
— оптимальное дозирование учебной информации;
— приемлемый темп подачи материала с учетом возможностей восприятия обучающихся;
— проведение словарной работы в системе;
— применение адаптированных учебных текстов (предложения краткие и простые, с минимальным количеством незнакомых слов и т. д.).
Karal и Çiftçi также подчеркивают, что эффективными материалами при работе с детьми с нарушениями слуха являются рисунки, анимация, визуальные эффекты и игры [16, с. 70].
Зарубежные и отечественные авторы отмечают наличие результатов при использовании компьютеров с целью улучшения академических навыков детей при изучении языка и математики. Это повышает грамотность и компетентность в целом. В таком случае компьютер является источником наглядности и эстетичности предъявляемых материалов, благодаря чему возрастает мотивация обучающихся. При грамотной разработке плана и содержания занятий становится возможна и компенсация нарушенной функции, то есть тогда решаются коррекционные задачи, что повышает результативность урока [6; 14; 15].
Кроме того, Yaman, Donmez, Avci и Yurdakul исследовали влияние использования мобильного приложения на обучение грамоте обучающихся с нарушениями слуха. Авторы обнаружили, что интеграция мобильного приложения в учебную среду повышает интерес и мотивацию детей [17, с. 169].
На данный момент разработаны следующие специальные компьютерные технологии [1]:
— «Состав числа», «Лента времени», «В городском дворе» (созданы лабораторией компьютерных технологий ИКП РАО и предназначены для начального этапа обучения);
— «Дактильный букварь», «Дактильная речь» применяются для обучения детей дактильной форме речи и её закрепления в практике общения;
— «Руководство» — программа сурдопедагогической реабилитации, разработанная Белорусским государственным медицинским университетом для совершенствования навыков вербальной речи;
— компьютерная технология «Видимая речь» предназначена для постановки голосовой речи;
— «Визуальный тренажер произношения» делает возможным ускорение процесса становления речевых навыков;
— тренажер «Красноречие» помогает в формировании словообразовательных навыков обучающихся;
— тренажер «Учись быстро читать» нацелен на формирование навыков чтения в случае недостатков темпа их становления.
Е. В. Шевченко в своем исследовании применяла сурдологопедический тренажер «Дэльфа-130» для формирования и коррекции произношения, что позволило реализовать целенаправленную коррекционную работу по намеченным заранее направлениям в более короткий срок. Автор предлагает продолжать использовать тренажер в будущем в роли дополнительного средства для формирования звукопроизношения у обучающихся [8, с. 385].
В другом эксперименте Е. В. Шевченко исследовала функции компьютерной программы «Видимая речь», в результате чего убедилась, что применение КТ как дополнительных средств коррекции помогает создать благоприятные условия для формирования навыков самоконтроля [9, с. 177].
Исследование Э. П. Трифоновой предполагало систематическое использование ИТ для формирования познавательной сферы у глухих и слабослышащих обучающихся младших классов. В результате были выявлены развивающие возможности компьютерных технологий в процессе обучения глухих младших школьников. Автором была показана необходимость оптимального, методически выверенного применения всех форм организации учебной деятельности на уроках в компьютерном классе [7, с. 64].
Согласно исследованию, проведенному Baglama, Haksiz, Uzunboylu, для людей с нарушениями слуха может быть целесообразно разработать больше мобильных приложений в соответствии с операционными системами Android и IOS. Исследователи предположили, что разработанные на данный момент технологии необходимо применять с учетом уровня диагностики лиц с нарушениями слуха. Авторы считают, что знания и навыки педагогов использования приложений с поддержкой технологий для обучения детей с нарушениями слуха можно повысить путем организации тренингов и семинаров без отрыва от основной работы [13, с. 60].
Таким образом, такие преимущества использования ИТ как индивидуализация и самосовершенствование, немедленная обратная связь, последовательный процесс коррекции, повторение без давления, немедленная поддержка, пошаговое обучение, положительная реакция детей, мотивация, развитие двигательных навыков, зрительно-моторной координации, уменьшение трудностей, интенсификация, психологическое удовлетворение возможны при выполнении определенных требований.
На сегодняшний день разработано множество полезных программ для применения ИТ в коррекционно-образовательном процессе, что позволяет создать оптимальные условия для повышения эффективности коррекционной работы, организации и проведения внеклассных мероприятий, повышает познавательный интерес к занятиям и мотивацию к выполнению упражнений у обучающихся.
Литература:
1. Васильева, В. С. Информационные технологии обучения в работе с детьми с нарушением слуха / В. С. Васильева, Ю. В. Нарихнюк // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции, электронное издание, Саратов, 15 февраля-31 марта 2016 года. — Саратов: Академия Естествознания, 2016. — URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016020599?ysclid=lfwhk8cmx562248049
2. Каракулова, Е. В. Педагогические условия использования информационно-коммуникационных технологий и дистанционных форм работы в деятельности учителя-логопеда / Е. В. Каракулова, М. А. Марейченко // Специальное образование. — 2021. — № 4. — С. 170–182.
3. Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь / А. Ю. Коджаспиров, Г. М. Коджаспирова. — Москва: Академия, 2005. — 176 с.
4. Мухина, Ю. Р. Соотношение понятий «информационные технологии» и «современные информационные технологии» в обучении / Ю. Р. Мухина // Молодой ученый. — 2009. — № 11. — С. 295–298.
5. Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования / И. В. Роберт. — М.: ИИО РАО, 2010. — 140 с.
6. Субботина, Т. С. Специфика использования электронных образовательных ресурсов при обучении алгебре учащихся с нарушениями слуха в основной школе / Т. С. Субботина // Старт в науке. — 2017. — № 5. — С. 162–166. — URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=780 (дата обращения: 29.03.2023).
7. Трифонова, Э. П. Применение информационно-компьютерных технологий в коррекционной работе по развитию познавательной сферы детей с нарушением слуха / Э. П. Трифонова // Коррекционно-педагогическое образование. — 2015. — № 2 — С. 58–66. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-informatsionno-kompyuternyh-tehnologiy-v-korrektsionnoy-rabote-po-razvitiyu-poznavatelnoy-sfery-detey-s-narusheniem (дата обращения: 30.03.2023).
8. Шевченко, Е. В. Использование сурдологопедического тренажёра «Дэльфа-130» как дополнительного средства формирования и коррекции произношения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха / Е. В. Шевченко // Сибирский педагогический журнал. — 2008. — № 6. — С. 381–387. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-surdo-logopedicheskogo-trenazhyora-delfa-130-kak-dopolnitelnogo-sredstva-formirovaniya-i-korrektsii-proiznosheniya-detey (дата обращения: 29.03.2023).
9. Шевченко, Е. В. Коррекция произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушением слуха с помощью компьютерной программы «Видимая речь III» / Е. В. Шевченко // Мир науки, культуры, образования. — 2010. — № 5. — С. 176–178. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=ntnwjx (дата обращения: 30.03.2023).
10. Яруничева, И. А. Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении произношению детей с нарушениями слуха / И. А. Яруничева // Проблемы современного образования: материалы междунар. науч.-практ. конф., Пенза-Ереван-Прага, 5–6 сент. 2010 года. — Пенза и др.: Социосфера, 2010. — С. 190–196.
11. Ari, M. Okuloncesi donemde bilgisayar destekli egitim / M. Ari, P. Bayhan. — Istanbul: Epsilon Yayinevi, 1999. — 115 s.
12. Arslan, E. Engelli cocugu olan annelerin surekli kaygi düzeyi ile durumluk kaygi düzeylerinin karsilastirilmasi / E. Arslan, S. S. Y. Dogru // Selcuk Universitesi Sosyal Bilimler Enstitusu Dergisi. — 2008. — № 1. — S. 543–553.
13. Baglama, B. Technologies Used in Education of Hearing Impaired Individuals / B. Baglama, M. Haksiz, H. Uzunboylu // International Journal of Emerging Technologies in Learning. — 2018. — № 9. — P. 53–63. — URL: https://www.researchgate.net/publication/327967823_Technologies_Used_in_Education_of_Hearing_Impaired_Individuals (дата обращения: 29.03.2023).
14. Goldenberg, D. Special education for the early childhood years / D. Goldenberg, J. W. Lerner, C. Mardell-Czudnowski. — US: Prentice-Hall, 1987. — 309 p.
15. Goldman, S. R. Information processing and educational microcomputer technology: Where do we go from here? / S. R. Goldman, J. W. Pellegrino // Journal of Learning Disabilities. — 1987. — № 20. — S. 144–154. https://doi.org/10.1177/002221948702000302 (дата обращения: 30.03.2023).
16. Karal, H. İşitme engelli bireylerin eğitim sürecinde bilgisayar destekli animasyonlardan yararlanma / H. Karal, E. Çiftçi // In 8th International Educational Technology Conference. — Istanbul: Epsilon Yayinevi, 2008. — S. 67–79. — URL: http://ietc2008.home.anadolu.edu.tr/ietc2008/86.doc (дата обращения: 29.03.2023).
17. Yaman, F. İşitme Engelli Öğrencilerin Okuma-Yazma Eğitiminde Mobil Uygulama Kullanımı / F. Yaman, O. Donmez, E. Avci, I. K. Yurdakul // Еğitim ve bilim. — 2016. — № 188. — S. 153–174. — URL: http://egitimvebilim.ted.org.tr/index.php/EB/article/view/6687 (дата обращения: 29.03.2023).