В статье исследуются формы организации внеурочной деятельности по экологическому воспитанию в школе. Рассматриваются эффективные подходыкформированию основ экологической культуры обучающихся.
Ключевые слова : экологическое воспитание, культура, школьное образование, внеурочная деятельность.
В современном мире экологические проблемы приобрели глобальный характер, возводя в значительную степень актуальности экологическое воспитание школьников. Перед обществом остро вопрос о необходимости изменения своего отношения к окружающей среде, его гармонизации, перехода от потребительского отношения к природе к коэволюционному.
Ключевую значимость в данных обстоятельствах приобретает повышение уровня грамотности в экологической сфере подрастающего поколения. Одной из основных задач школьного образования становится повышение экологического сознания обучающихся, привитие им навыков рационального и бережного использования ресурсов природы, формирование гуманной позиции по отношению к природе, то есть формирование у школьников экологической культуры [1, с. 56]. Дети и молодёжь должны понимать ценность природы, зависимость от неё жизни людей, влияние людей на окружающую среду; уметь проявлять любовь и бережное отношение к флоре и фауне, выражать готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм. Важным фактором, способствующим формированию экологической культуры детей и подростков, становится экологическое воспитание, реализуемое в образовательных организациях в рамках образовательного и воспитательного процесса.
В ходе реализации деятельности по экологическому воспитанию и просвещению школьников в наибольшей степени проявляются межпредметные связи экологии с окружающим миром, формируемые, на уроках биологии и географии. Одним из результатов обучения этим дисциплинам являются знания об окружающем мире, направленные на формирование и развитие экологического мышления (беседы, викторины) [3, с. 18]. В содержании практических занятий могут быть отражены материалы экологической тематики. Обучающиеся приобретают практические навыки по решению экологических проблем местного характера, могут получать навыки и умения в полевых условиях (школьный двор, окружающая территория, близлежащий овраг, река, озеро) и др.
Задачи экологического воспитания и просвещения в стенах школы должны решаться, по мере возможностей, всеми классными руководителями и учителями-предметниками (в первую очередь естественно-научных дисциплин). План мероприятий по экологическому воспитанию в школе может включать в себя достаточно обширный список мероприятий, таких как организация субботников, экоакций, викторин, праздников; проведение со школьниками экологических бесед, открытых уроков, недели экологии; участие в общегородских (например, общегородской субботник, городской слёт юных экологов), региональных (например, Всероссийский детский эко-форум «Зелёная планета») или всероссийских (географический и экологический диктанты) мероприятиях и пр.
Одной из форм внеклассной работы, которая с успехом может выполняться в школе, является организация праздникана экологическую тематику, что будет способствовать формированию представлений детей о значимости экологии в обществе. В его создании могут принять участие все желающие, в том числе администрация школы, педагоги, наиболее ответственные родители и сами обучающиеся. Подобные праздники могут быть приурочены ко многим дням в течение учебного года: День заповедников и национальных парков России (11 января), День дикой природы (3 марта), День Земли (20 марта), День лесов (21 марта), День водных ресурсов (22 марта), Всемирный метеорологический день (23 марта),Час Земли (30 марта), Международный день птиц (1 апреля), День экологических знаний (15 апреля), Международный день Матери-Земли (22 апреля), Всемирный день Солнца (3 мая), День экологического образования (12 мая), День климата (15 мая), Всемирный день окружающей среды (5 июня), День океанов (8 июня), День географа (18 августа), День моря (26 сентября), День защиты животных (4 октября), День гор (11 декабря) [4].
Важным компонентом содержания основной образовательной программы начального и основного общего образования, способствующим реализации экологического воспитания, является краеведческая деятельность. [2, с. 109] Так, в Ростовской области, в рамках краеведения во многих образовательных организациях проходят занятия по курсу «Доноведение». Школьникам свойственно сильное чувство сопереживания, поэтому формирование экологической ответственности детей нужно начинать как можно раньше. Индивидуальная работа в рамках «Доноведения» тесно связана с приобщением учеников к чтению и обсуждению книг и статей в журналах об охране природы родного края. Наиболее популярные принципы экологического воспитания детей — наглядность и практическая составляющая, опирающиеся на взаимодействие с окружающей средой [5, с. 172]. Учеников легко заинтересовать многообразием живых форм и эндемиков, встречающихся на Дону, необходимо дать им представление о сохранении видов растений и животных, о взаимодействии человека со средой обитания на примере Азовского района, мерах по уменьшению пагубного воздействия человечества на природу Дона и Ростовской области в целом
Ещё одна распространённая форма внеурочной деятельности, удачно применимая в рамках экологического воспитания — кружок. Кружок в школе предполагает неформальную организацию группы лиц, объединённых общими интересами, взглядами, делом на добровольной основе.
Цели создания кружка — формирование знаний в области экологии, развитие экологического мышления, прививание любви к природе, обучение охране животного и растительного мира. Задачами кружка являются — формирование основ экологической грамотности через исследовательскую деятельность; овладение обучающимися основными экологическими понятиями; развитие экологического мышления и формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни; знакомство обучающихся с методами научного познания и методами исследования объектов, создание условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельной учебной деятельности, умений наблюдать природные явления и выполнять опыты и экспериментальные исследования; создание условий для развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одарённых, для формирования ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций; понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека. Формы организации занятий в рамках кружка включают в себя: акции, встречи, демонстрации, диспуты, игры, проекты, круглые столы, коллективно-творческие дела, трудовые десанты, экскурсии и пр. Кружковая работа по экологии способствует широкому развитию творчества школьников посредством работы над проектами, написания рефератов, создания презентаций, оформления выставок рисунков, фотографий и поделок из природного материала, сбора и оформления тематических гербариев, изготовление скворечников и кормушек для птиц. Важно научить школьников осознанному безопасному и экологически грамотному поведению в природе, применению полученных знаний при совместных выходах на природу и повседневной деятельности, и ведению самостоятельной просветительской работы по охране природы. Участие школьников в жизни кружка даёт им возможность развивать творческие и коммуникативные способности, наблюдательность, мышление (в том числе экологическое), высказываться, делиться личным опытом с окружающими.
Таким образом, формирование мотивации к целенаправленной познавательной деятельности в контексте экологии для обучающихся может быть реализовано через комплекс мероприятий, включающих в себя участие школьников в субботниках, праздниках, экологических мероприятиях разного уровня, посещение краеведческих экскурсий и факультативных занятий, работу в кружках и секциях. Возможности данных мероприятий позволяют рассматривать их как средства формирования мотивации овладения школьниками экологической культурой, рационально дополняющие иные методы и формы обучения. Многообразие методов, видов, форм организации деятельности по экологическому образованию и воспитанию позволяет сделать учебный процесс богаче, глубже познать живую природу, осознать непреходящую ценность жизни, природы, проявлять активность в их защите.
Литература:
- Дежникова, Н. С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики // Педагогика. 2012. № 10.
- Дзятковская Е. Н. Методические рекомендации по реализации экологического образования в федеральных государственных стандартах второго поколения. — М.: Образование и экология, 2014.
- Цветкова И. В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы. — М.: Педагогическое общество России, 2013.
- Официальный сайт МБОУ СОШ № 5 г. Азова [Электронный ресурс]. — Режим доступа: свободный URL: http://school5.azobr.ru/
- Коханистая Н. В. Меринова Ю. Ю. Применение интерактивных игр во внеклассной работе как способ повышения познавательного интереса школьников в географии // Современные образовательные технологии и перспективы развития школьного географического образования — Ростов-на-Дону; Таганрог: ЮФУ, 2018.