В статье рассматривается такая форма осуществления населением местного самоуправления и общественных инициатив как организация территориального общественного самоуправления, его природа и сущность.
Ключевые слова: территориальное общественное самоуправление, местное самоуправление, общественные инициативы, форма участия населения, государственное и муниципальное управление.
Конституция Российской Федерации на высшем законодательном уровне провозглашает многонациональный народ Российской Федерации единственным источником власти. Именно на создание благоприятных условий населения, ориентированности по принятию управленческих решений, нацеленных на удовлетворение важнейших и актуальных потребностей и их защиту направлен публичный характер государственного, а также муниципального управления.
При этом считается, что органы власти, которые создаются и руководствуются в своей деятельности интересами населения, играют второстепенную роль по отношению к формам народовластия, которые осуществляются населением непосредственно [1]. Из этого следует, что повышение значимости и развитие институтов общественных инициатив, стимулирование проявления активного участия населения в управлении, обращение внимания на повышение в целом гражданской и правовой культуры выступают серьезным направлением в современной государственной и муниципальной политики.
Существующая законодательная база создала на данный момент целую систему различных форм проявления общественных инициатив в государственном и муниципальном управлении. Одной из таких форм выступает территориальное общественное самоуправление. Данная форма народовластия часто представляют собой самоуправляемые организации, в которые входят конкретные группы и слои населения, объединенные общими интересами, знаниями и навыками. Одной из таких форм проявления общественных инициатив в управлении выступает территориальное общественное самоуправление, которое способствует развитию самоорганизации населения на самых локальных уровнях управления, таких как дом, улица, район и т. д.
Природа данного института, его сущность в первую очередь исходят из тесной связи с местным самоуправлением, которое на конституционном уровне гарантировано, самостоятельно и независимо от вмешательства государственной власти. Эта взаимообусловленность местного самоуправления и территориального общественного самоуправления выражается в том, что они направлены на отстаивание и удовлетворение потребностей небольшого коллектива людей [2]. Но что безусловно лежит в их фундаменте и неоспоримо, так это их общее законодательное происхождение и самоуправленческий характер функционирования. Из этого следует, что территориальное общественное самоуправление, как и местное самоуправление имеют один и тот же предмет в своей основе, а именно решение вопросов местного значения.
Важно особенно подчеркнуть, что местное самоуправление направлено на разрешение вопросов местного значения в целом, которые являются общеобязательными. В свою очередь территориальное общественное самоуправление стремится урегулировать вопросы, которые оно само инициировало решить. Согласно ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения [3].
В научной среде территориальное общественное самоуправление больше представляется как определенная разновидность проявления местного самоуправления, поскольку они оба в своей сути направлены на осуществление интересов граждан, проживающих на определенной территории [4]. И, действительно, на законодательном уровне мы видим, что территориальное общественное самоуправление представляется в форме непосредственной реализации и участия в осуществлении задач, стоящих перед местным самоуправлением. Их взаимообусловленность выражается в формировании и выражении общественных инициатив, которые лежат в основе местной публичной власти.
Таким образом, связка в виде выработки наиболее верных способов решения локальных проблем граждан на уровне местного самоуправления и добровольного принятия на себя ответственности за соблюдение и реализацию соответствующих обязательств со стороны территориального общественного самоуправления, и выступает самой природой и сущностью территориального общественного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление, как одна из форм проявления общественных инициатив, как институт гражданского общества, фактически играет связующую роль, направленную на тесное взаимодействие граждан с муниципальной публичной властью.
Литература:
1. Алешкова Н. П. Территориальное общественное самоуправление как социальный ресурс эффективной деятельности органов местного самоуправления / Н. П. Алешкова // Вестник СурГУ. 2015. — №. 1. — С. 67–73.
2. Бондарь В. Н. Регулирование федеральным законодателем деятельности ТОС / В. Н. Бондарь // Территориальное общественное самоуправление: демократия, политика, власть. 2012. — № 2. — С. 18–23.
3. Комарова В. В. Правовая природа ТОС: мнения, суждения, перспективы / В. В. Комарова // Местное право. 2019. — № 4. — С. 65–76.
4. Малая Т. Н. Правовые гарантии участия территориального общественного самоуправления в жизни муниципального образования / Т. Н. Малая // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. — № 9. — С. 35–39.