В отличие от налоговых платежей, закрепленных в Налоговом кодексе Российской Федерации и к которым предъявляются определенные требования, в том числе на соответствие принципам налогового законодательства, неналоговые платежи закреплены в различных нормативных правовых актах, имеющих специальную цель и преследующих определенные интересы.
Отсутствие систематизации указанных платежей, четких, законодательно установленных требований к их структуре и элементам, относительная простота введения органами публичной власти и прочие проблемные вопросы создают условия необоснованных расходов субъектов предпринимательской деятельности, роста фискальной нагрузки на бизнес, подавления их экономической самостоятельности и инициативы.
Неналоговые платежи занимают заметное место по объему поступлений в соответствующие бюджеты различных уровней [1].
Единого понимания термина «неналоговый платеж» не существует.
Они могут различаться по множеству элементов и условий установления и взымания:
– уровень установления (федеральный, региональный, местный);
– статус органа публичной власти-администратора соответствующего платежа (орган государственной власти или местного самоуправления, государственное или муниципальное учреждение, предприятие, частная организация (хозяйственное общество);
– зависимость внесения платежа от совершения от имени государства юридически значимых действий или ее отсутствие;
– покрытие затрат или изъятия части дохода плательщика в целях исполнения публичных задач;
– порядок осуществления платежей (единовременно или периодически);
– порядок зачисления.
К неналоговым платежам можно отнести:
1) Социальные отчисления и взносы на: формирование накопительной и страховой пенсии, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний [2].
2) Природопользовательские отчисления: за водопользование, предоставление прав пользования объектами животного мира и водных биологических ресурсов, разовое или регулярное пользование недрами [3];
3) Платежи за предоставление прав в сфере электросвязи (разовые или регулярные): за получение лицензии, пользование радиочастотным спектром [4].
4) Отчисления операторов связи общего пользования в резерв универсального обслуживания.
5) В градостроительной сфере: плата за право заключения договора о развитии застроенной территории, освоения территории; взносы на развитие социально-экономической инфраструктуры в пользу публично-правовых образований на договорной основе; плата за снятие запрета на строительство и реконструкцию на земельном участке; за изменение вида разрешенного использования земельного участка;
6) Автомобильные и дорожные взносы: в счет возмещения причиняемого тяжеловесным транспортом вреда, причиняемого автодорогам вреда; за парковку на автомобильных дорогах общего пользования;
7) В сфере охраны природы: плата за негативное воздействие на окружающую среду, утилизационный сбор, экологический сбор, сборы в морских портах;
8) Корабельные, навигационные и маячные сборы для обеспечения безопасности судоходства и навигационного обеспечения в портах, аэронавигационное обслуживание воздушных судов, услугу управления движением поездов на железных дорогах, диспетчерское управление в электроэнергетике;
9) В целях обеспечения сохранности накоплений: страхование вкладов, гарантирование средств пенсионных накоплений;
10) Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме;
11) Компенсационный пошлины: за выдачу и продления лицензий, пользование недрами, приобретение специальных федеральных марок, акцизных марок, проведение государственной экспертизы и т. д. [5].
В последнее время происходит эволюция системы неналоговых платежей, увеличивается их доля в совокупных доходах публичных образований и количество. Такой подход обусловлен тем, что налоги полноценно не разрешают проблему чрезмерного и неучтенного взимания государственных благ со стороны граждан, в связи с которым происходит дефицит и недоимки денежных средств в бюджете страны и его природных ресурсах, недрах, а, следовательно, необходима взвешенная политика в целях уменьшения выявленных негативных факторов.
Ведомства России постепенно прорабатывают вопросы неналоговых платежей, систематизируют и регулируют данные категории.
В настоящее время на федеральном уровне обсуждается систематизация элементов утилизационного сбора, туристического сбора и отчислений операторов сети связи общего пользования.
Указанные неналоговые платежи войдут в обновленную редакцию Налогового кодекса Российской Федерации. Несмотря на то, что данные выплаты затрагивают огромное количество лиц, основной предпосылкой предлагаемого регулирования является квазиналоговый характер, которыми они обладают, а также возмездность осуществления платежей.
Данный подход приветствуется и заслуживает внимания, поскольку:
– снизит административную нагрузку на бизнес за счет укрупнения некоторых видов неналоговых платежей;
– предоставить им гарантии при внесении изменений в ключевые элементы нормативного регулирования посредством законодательной процедуры;
– предоставит лицам возможность реализации их права на зачет и возврат излишне уплаченных или взысканных платежей.
Рассмотрев особенности правового регулирования, можно с уверенностью сказать, что существует необходимость в последовательной трансформации разноплановой общности неналоговых платежей на основе выработанных принципов и критериев, закрепленных законодательством о налогах и сборах Российской Федерации.
В части иных платежей, направляемых в пользу уполномоченных государством лиц и (или) не в бюджет, стоит предусмотреть введение нормативного регулирования, обеспечивающего единые правила их установления и взимания [6, ст. 85].
Такого рода законодательный акт разрешит проблемные вопросы, связанные с определением их базовых элементов, порядка расчетов ставок и оснований исчисления платежей, гарантий плательщиков, создания реестра таких платежей, что обеспечит открытость и прозрачность процедуры.
Экономическая целесообразность взимания платежа, а не формальные критерии его отнесения к той или иной категории должны стать наиболее важными аспектами при их включении в Налоговый кодекс РФ.
Оценка указанной эффективности, целесообразность модификации, обоснованность ставок, проведения оценки регулирующего воздействия, требования к финансово-экономическим обоснованиям — существующие на сегодня проблемы — должны быть также разрешены для того, чтобы достичь определенной степени определенности, баланса публичных и частных интересов, поддержания доверия к действиям государства и исключить необоснованную фискальную нагрузку на бизнес.
Только указанным путем — проведение процедуры оценки регулирующего воздействия, соблюдение последовательности принятия, наличия обоснования — факт включения в реестр станет возможным лишь при наличии всех обязательных элементов.
Кроме того, существует острая необходимость в нормах, исключающих осуществление платежа, не включенного в предлагаемый реестр.
Литература:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации — Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ. Принят Государственной Думой 17.07.1998 (в ред. от 28.05.2022 № 146-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 31. — с. 3823.
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая — Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ. Принят Государственной Думой 16.07.1998 (в ред. от 28.05.2022 № 142-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 31. — с. 3824.
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая — Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ. Принят Государственной Думой 19.07.2000 (в ред. от 28.05.2022 № 142-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 31. — с. 3340.
- Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2006 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «О связи» в связи с запросом Думы Корякского автономного округа». — URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.06.2022). Режим доступа: КонсультантПлюс: [справ.-правовая система] свобод.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 1 апреля 1997 г. № 6-П «По делу о соответствии Конституции Российской Федерации пунктов 8 и 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 1 апреля 1996 года № 479 «Об отмене вывозных таможенных пошлин, изменении ставок акциза на нефть и дополнительных мерах по обеспечению поступления доходов в федеральный бюджет» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.06.2022).
- Ряховский, Д. И. Неналоговые платежи / Д. И. Ряховский, Н. Г. Акулова // Проблемы современной экономики. — 2015 г. — № 4 (56). — с. 83–86.