В данной статье рассматривается роль видеомэппинга в современных искусственных инсталляциях и архитектурных проектах. Анализируются техника видеомэппинга и его применение в создании уникальных и впечатляющих проектов.
Первоначально в статье исследуются основные принципы видеомэппинга и технические средства, используемые для его реализации. Описывается процесс сопряжения видеопроекторов с конструкцией здания или объекта для того, чтобы создать эффект объемного изображения. Рассматриваются различные методы синхронизации видеопроекторов для достижения идеального сочетания проекций и архитектурных форм.
В статье представляются примеры использования видеомэппинга в различных архитектурных проектах и инсталляциях. В частности, рассматривается использование видеомэппинга в создании уникальных световых шоу и просветлений на фасадах зданий. Также представлены примеры использования видеомэппинга в создании интерактивных инсталляций, где зритель может взаимодействовать с изображением на объекте.
В заключении статья подводит итоги и делает выводы о роли видеомэппинга в современных искусственных инсталляциях и архитектурных проектах. Подчеркивается его значимость как средства создания уникальных визуальных эффектов и привлечения внимания к архитектурным деталям и формам. Также отмечается, что видеомэппинг становится все более популярным и широко используется в современной архитектуре и искусстве.
Ключевые слова: видеомэппинг, современная архитектура, искусственные инсталляции, световые шоу, технические средства, сочетание проекций, интерактивные инсталляции, визуальные эффекты, искусство.
The role of video mapping in modern artificial installations and architectural projects
This article examines the role of video mapping in modern artificial installations and architectural projects. The technique of video mapping and its application in creating unique and impressive projects are analyzed.
Initially, the article explores the basic principles of video mapping and the technical means used to implement it. The process of pairing video projectors with the structure of a building or object is described in order to create a three-dimensional image effect. Various methods of synchronizing video projectors are considered to achieve an ideal combination of projections and architectural forms.
The article presents examples of the use of video mapping in various architectural projects and installations. In particular, the use of video mapping in the creation of unique light shows and illuminations on the facades of buildings is considered. Examples of the use of video mapping in the creation of interactive installations where the viewer can interact with the image on the object are also presented.
In conclusion, the article summarizes and draws conclusions about the role of video mapping in modern artificial installations and architectural projects. Its importance as a means of creating unique visual effects and drawing attention to architectural details and forms is emphasized. It is also noted that video mapping is becoming increasingly popular and is widely used in modern architecture and art.
Keywords: video mapping, modern architecture, artificial installations, light shows, technical means, combination of projections, interactive installations, visual effects, art.
Влияние научно-технического прогресса нашло отражение во всех сферах человеческой деятельности, дав большой толчок не только к улучшению условий жизни человека, но и к расширению потенциала таких базовых направлений как искусство и культура. Консолидация информационных технологий с творчеством привела к появлению «медиаискусства» и становлению его самостоятельных видов и жанров. Видеомэппинг является инновационной технологией, которая объединяет искусство, проектирование и технику. Она стала неотъемлемой частью современных искусственных инсталляций и архитектурных проектов, внося множество новых возможностей и перспектив в области дизайна и визуального искусства. Видеомэппинг — проецирования движущегося изображения на некоторый объект, или более коротко, «Видеомэппинг» — технология создания проекции. Сам термин «Видеомэппинг» является заимствованием из английского языка. Если попытаться разобрать данное слово по частям, то мы получим «видео», то есть какое-то движущееся изображение, и «mapping» или его синонима «projection», что означает проецирование. Видеомэппинг позволяет создавать уникальные визуальные эффекты на различных поверхностях, таких как здания, стены, скульптуры, деревья, создавая иллюзию движения и преобразуя окружающую среду. Это процесс проецирования специально созданных анимационных изображений на нестандартные и неоднородные объекты с использованием специальных программ и оборудования. Роль видеомэппинга в современных искусственных инсталляциях выполняет очень важную роль в взаимодействии со зрителем, преподнося для него новую форму информации. Можно привести пример, Мультипроекция и объектный 3D-видеомаппинг в Соловецком музее (Рис.1). Инновационная инсталляция под названием «Архитектурный ансамбль Соловецкого монастыря: эволюционные эпохи» предлагает зрителям уникальную возможность, выходящую за рамки простых исторических фактов и ценных церковных артефактов. Это приглашает их принять участие в богатом повествовании, полностью автономном и захватывающем аудиовизуальном царстве, органично переплетающемся со звуком. Этот необычный опыт позволяет посетителям физически пережить ключевые моменты в истории Соловецкого монастыря, подчеркивая первостепенную важность сохранения этого архитектурного и исторического сокровища.
Рис. 1. Архитектурный ансамбль Соловецкого монастыря
Его особенность заключается не только в масштабах проекции, но и технологических особенностях на этапе подготовки и проведение видеопроецирования. Для создания архитектурного видеомэппинга необходимо выполнить несколько условий, чтобы в конце получить яркое шоу. Весь процесс начинается с постановки цели проецирования. Для чего и для кого будет производиться представление с использованием технологии видеопроецирования. 3D-мэппинг используют на различных праздниках и мероприятиях (День города, фестиваль, историческая дата и т. д.). Этапы разработки видеопроекционного шоу включают в себя:
1) Cетап — сканирование и моделирование проекционной поверхности здания
2) Препродакшн — разработку идеи и концепции шоу, написание сценария
3) Продакшн — моделирование, анимацию и визуализацию сцен
4) Постпродакшн — постобработку и сборку шоу
5) Подготовку площадки
Первоначально проводятся тщательные измерения поверхности предполагаемого объекта для будущей проекции, что является решающим этапом подготовки видеомэппинга. От этого шага в значительной степени зависят время и ресурсы, вложенные в организацию показа. Учитывая все геометрические аспекты, создается трехмерная модель объекта с использованием специализированных компьютерных программ, таких как 3Ds Max, Maya, Blender и другие. С помощью этих программ компилируется видеоряд и передается на указанную уникальную поверхность с помощью проекторов. Основным оборудованием для видеомэппинга, без сомнения, являются проекторы, классифицируемые по мощности, типу фокусировки, источнику света и наличию или отсутствию адаптера Wi-Fi. Необходимое количество проекторов выбирается в зависимости от задач и типа 3D-мэппинга.
В области 3D-картографии особое внимание уделяется программному обеспечению. Сложность и стоимость программного обеспечения возрастают с увеличением размера проекции. Adobe After Effects, Cinema 4D, 3Ds Max, Maya, Modul8, Nuke, Visual Jockey, Digital Fusion и другие используются для разработки и создания изображений или видеоконтента для проекционных объектов. Примечательно, что в качестве инструментов VJ обычно используются VJamm, VDMX, GoGe, Splash, Processing, Resolume и аналогичные программы.
При выборе здания для видеомэппинга учитывается несколько факторов. Пространство вокруг здания должно быть достаточным для размещения большой аудитории. Размер здания также является решающим фактором, поскольку более крупные сооружения позволяют большему количеству людей наблюдать за видеопроекцией. Кроме того, учитывается важность улицы или площади для автомобильного движения, поскольку в некоторых местах могут возникнуть проблемы с перекрытием улиц. Геометрия фасада — еще одно соображение, она не должна быть чрезмерно сложной, чтобы обеспечить нормальный обзор с идеальной точки обзора. После выбора здания создается виртуальная модель его фасада, известная как проекционная поверхность. Технология лазерного сканирования используется для имитации точной копии путем генерации облака из миллионов точек, позволяющего создать цифровую трехмерную модель объекта.
На этапе подготовки к производству с учетом выбранного здания и темы мероприятия, для которого предназначено картографическое шоу, разрабатывается сценарий презентации. Впоследствии сценарий разбивается на отдельные сцены и для каждой создаются эскизы. Этот процесс называется декомпозицией сценария. Еще одним важным элементом для создания видео-мэппинга является его аудиовизуальное сопровождение поскольку звук играет очень важную роль в организации такого представления. Как правило, крупные компании занимающейся мэппингом приглашают звукорежиссеров и композиторов, музыкантов, которые занимаются аудио сопровождением представления. В то время как технический аспект является решающим элементом всей мультимедийной презентации, идеологическая составляющая имеет приоритет. Примеры использования архитектурного видеомэппинга:
1. Видеомэппинг шоу посвященное к 320-летию Санкт-Петербурга (Рис. 2).
Рис. 2. Архитектурный видеомэппинг шоу посвященное к «320 Санкт-Петербурга»
2. Видеомэппинг на Никольском соборе в Кронштадте (Рис.3).
Рис. 3. Архитектурный видеомэппинг шоу на Никольском соборе Кронштадт
В наши дни сфера реализации мультимедийных проектов расширяется с каждым годом. Основная цель производственного процесса выходит за рамки простого развлечения, она включает в себя реализацию технического и творческого потенциала, заложенного в концепции мероприятия. Основополагающий характер идеи имеет решающее значение, поскольку она служит основой для создания аудиовизуальных образов, интегрированных в презентацию, что в конечном итоге определяет образовательные цели. Для повышения эффективности этих задач становится необходимым тщательно изучить ранее выполненные мультимедийные проекты. Этот анализ направлен на то, чтобы точно определить возникающие социокультурные ниши, которые могут быть использованы в будущих проектах в рамках меняющейся городской среды.
В заключение можно сказать, что видеомэппинг играет важную роль в современных искусственных инсталляциях и архитектурных проектах. Он позволяет артистам, архитекторам и дизайнерам создавать удивительные и незабываемые визуальные впечатления для зрителей. Видеомэппинг позволяет преобразовывать статичные объекты и архитектурные формы в динамичные и живые пространства. Он использует проекцию и технологии видео для создания иллюзий и эффектов, которые взаимодействуют с окружающей средой и публикой. Эта форма искусства и дизайна открывает новые возможности для выражения и интерактивности. Она позволяет архитектурным объектам стать частью истории и привлекательной достопримечательностью. Благодаря видеомэппингу, архитектурные сооружения могут менять свой внешний вид в зависимости от времени суток, событий или других факторов. Он также предоставляет возможность включить аудиоэффекты, что делает пространство более многомерным и эмоциональным. Таким образом, видеомэппинг является важным инструментом для создания современных искусственных инсталляций и архитектурных проектов. Он позволяет артистам и архитекторам смешивать и совмещать различные формы искусства, а также создавать интерактивные и впечатляющие пространства для нашего визуального удовольствия.
Литература:
- Кирчева, В. П. 3D-мэппинг как зрелищный элемент создания праздника / В. П. Кирчева // Современная праздничная культура России: традиции и инновации: Сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, Белгород, 18 мая 2022 года / Отв. редакторы М. В. Литвинова, И. В. Семченкова. — Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2022. — С. 187–190.
- Леладзе, А. М. Методы создания 3D-моделей городской среды / А. М. Леладзе // Проблемы развития предприятий: теория и практика: Сборник статей X Международной научно-практической конференции, Пенза, 17–18 апреля 2023 года / Под научной редакцией В. И. Будиной. — Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2023. — С. 404–408.
- Коклина, А. П. Технические средства выразительности современных праздничных действ: видеомэппинг / А. П. Коклина // Технологические инновации в современном мире: Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции, Уфа, 28 ноября 2019 года. Том Часть 3. — Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр «Вестник науки», 2019. — С. 131–136.
- Романовский, А. М. Технология «видеомэппинг» и ее практическое применение / А. М. Романовский // Творчество молодых: дизайн, реклама, информационные технологии: сборник трудов XVI национальной научно-практической конференции студентов и аспирантов, Омск, 21–22 апреля 2017 года. — Омск: Омский государственный технический университет, 2017. — С. 108–110.
- Туз, М. С. Видеомэппинг на малые объекты и актуальные направления использования / М. С. Туз, О. В. Киба // Современные научные взгляды в эпоху глобальных трансформаций: проблемы, новые векторы развития: Материалы XLII Всероссийской научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 16 декабря 2021 года. Том часть 1. — Ростов-на-Дону: ООО «Издательство ВВМ», 2021. — С. 48–50.
- Родина, А. С. Видеомэппинг в России: история, течения, яркие представители / А. С. Родина // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. — 2022. — № 4. — С. 16–19.