Цель общего музыкального образования — это становление, развитие музыкальной культуры учащихся как части их общей духовной культуры; формирование духовной культуры личности средствами искусства.
Значимые функции музыкального образования: ценностно-ориентационная, коммуникативная, оздоровительная, воспитательная, культуросозидательная.
Последняя функция, выступает в качестве синтеза всех имеющихся. Особая роль данной функции — это обеспечение формирования музыкальной культуры личности (как части общей духовной культуры, по Д. Б. Кабалевскому), являющегося целью музыкального образования.
Основные задачи музыкального воспитания:
— развитие музыкальных и творческих способностей (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности.
— формирование начала музыкальной культуры.
— помощь в формировании общей духовной культуры.
Успешное решение данных задач зависит прежде всего от содержания музыкального материала, от методов и приемов обучения, а также форм организации музыкальной деятельности.
Принцип научности и доступности осваиваемого материала, наглядность при его преподнесении, достаточное усвоение знаний, умений и навыков, активность музыкальной деятельности учащихся, связь музыкального воспитания с жизнью и интересами учеников. Все вышеперечисленное лежит в основе методики музыкального воспитания.
Выделяют следующие формы музыкального образования:
— урок музыки
— внеурочные формы организации учебной деятельности
— внешкольные формы организации учебной деятельности
— самообразование школьников
Музыкальные занятия в средней общеобразовательной школе (будь то уроки или внешкольные мероприятия) направлены на то, чтобы развить у учащихся способность чувствовать, понимать, любить и оценивать произведения искусства и, конечно же, наслаждаться ими. Насыщение школы музыкальным искусством является одним из важных факторов ее гуманизации, необходимым условием развития музыкальной культуры школьника. Цель общего музыкального образования заключается в передаче положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве.
Задачи музыкального образования:
— формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия
— формирование осознанного отношения к музыке
— формирование деятельно-практического отношения к музыке в процессе ее исполнения.
В содержании музыкального образования выделяются следующие его составляющие (элементы):
— опыт эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыкальному искусству
— знание музыки и знания о музыке
— музыкальные умения и навыки, проявляющиеся в творческой учебной деятельности школьников
— опыт учебно-творческой музыкальной деятельности учащихся
Все перечисленные элементы содержательного процесса выступают во взаимосвязи и единстве.
Акцент на духовное развитие личности в современной педагогической литературе ставится в связи с тем, что время, в которое мы живем, усугублено кризисом духа, кризисом воспитания, кризисом человечества в целом. Наряду с художественной культурой огромное развитие получила антикультура, исповедующая культ силы, насилия, зла; культ отрицания общественного сознания.
Клуб любителей музыки «Музыка сквозь столетия» сформировался как одна из форм внешкольной работы для учащихся старших классов общеобразовательных школ на базе детской филармонии г. Челябинска. Именно в данном возрасте у учащихся наблюдается повышенный интерес к внутреннему миру человека, его мыслям, переживаниям. Известная истина в том, что музыка — это то искусство, которое может наиболее глубоко и полно передать душевное состояние человека. В 10–11 классе учащихся можно подвести к осознанному восприятию более сложных произведений, созданных композиторами прошлого и современности. Общемировая тенденция в том, что возрастает интерес молодежи к коммерческой музыке низкого качества как западного, так и отечественного производства. Возникает дисбаланс — преувеличение роли массовой поп музыки и недооценка классического наследия, давшего человечеству вечные ценности. Изменение этой ситуации возможно, на наш взгляд, на основе объективного изучения культуры 18 -20 веков и сравнительного анализа направлений и стилей данного времени. Так возник Клуб любителей музыки «Музыка сквозь столетия».
Цель этого направления внешкольной работы определяется как формирование музыкальной культуры школьников, как части их духовной жизни. Проблематика занятий клуба выражается в очеловечивании музыки в сознании школьников, как продукта человеческой деятельности, жизнью рожденного и к жизни же обращенного. Задача встреч Клуба не просто дать знания о музыке, зафиксировав их в понятиях и категориях музыкальной эстетики, а воспитать у них умение думать, мыслить, чувствовать. В разработке занятий предусмотрено выявление органических связей музыки с другими видами искусства и с историей. Исторический экскурс в эпоху, в которую жил и творил композитор, помогает учащимся глубже понять его творчество, его мировоззрение. Синхронный анализ музыкальных сочинений и отраженных в них литературных творений, привлечение близких по содержанию произведений изобразительного искусства усугубляет эмоциональное, осознанное восприятие содержания музыки. Активное использование метода ассоциаций в процессе знакомства с музыкальным произведением формирует воображение учеников. Такой метод направлен на понимание художественной образности музыки как отражения реального мира, стремления связать музыкальные образы с явлениями окружающей нас действительности, расширить собственно музыкальные рамки за счет выхода во «внемузыкальные сферы». Особая роль отводится дискуссии о музыкальном произведении и художественных направлениях. Метод осознания личностного смысла музыкального произведения выступает как способ постижения сути музыкального произведения с одновременным раскрытием духовного мира учащихся. Именно эти две стороны содержат в себе потенциальную возможность быть средством оптимизации учебно-воспитательного процесса в школе. Необходимость понимания художественного образа, звучащей музыки «провоцирует» учащихся на размышление о месте человека среди людей, о собственном нравственном мире. Вся сущность метода осознания личностного смысла музыки построена на фундаменте общения.
После первого года занятий в Клубе любителей музыки (с учетом пожеланий старшеклассников) сложился примерный тематический план занятий курса «Мелодии сквозь столетия»
Он состоит из четырех разделов:
Раздел 1 — классическая музыка (музыкальные формы и жанры, состав и тембры симфонического оркестра, классическая русская национальная музыка, композиторы Венской классической школы, композиторы-романтики)
Раздел 2 — джазовая музыка (общая характеристика джаза, джаз в США, отечественный джаз)
Раздел 3 — популярная музыка (виды и жанры современной музыки, зарубежная и отечественная рок-музыка, рок-опера)
Раздел 4 — авторская (бардовская) музыка (первые барды, содержание авторской песни)
Занятия клуба проходят один раз в неделю. В тематических занятиях принимают участие музыканты и педагоги Детской Филармонии. В конце учебного года проводится анкетирование учащихся с целью определения сформированности их музыкальных вкусов и выявления интересов для разработки новых тематических занятий. Это один из видов обратной связи, которая так необходима в работе и творчестве.
Клуб любителей музыки не только позволяет сохранять преемственность в образовательной области «Искусство», что очень важно для воспитания гармонично развитой личности, но и расширяет представление учащихся о жизни и о себе, способствует развитию мышления, учит воспринимать многообразие жизни намного ярче и эмоциональнее. Доказательством нужности и важности такой формы внешкольной работы являются многочисленные положительные отзывы учащихся и их родителей.