В статье исследуются механизмы финансового контроля в России, Германии и США. Проводиться сравнительно-правовой анализ данных систем и делается вывод об их плюсах и минусах. Кроме того, рассматривается вопрос заимствования зарубежного опыта.
Ключевые слова: финансовый контроль, Контрольное управление Президента, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Счетная палата РФ, Федеральное казначейство, Федеральная счетная палата ФРГ, Главное контрольно-финансовое управление США, Министерство финансов США.
Финансовый контроль — это властное действие компетентных субъектов по проверке законности и целесообразности финансовой деятельности в сфере образования, распределения и использования денежных средств [1]. Его роль заключается в том, что при его проведении проверяются соблюдение установленного законодательства в ходе финансовой деятельности, осуществляемой соответствующими субъектами, а также эффективность реализуемых мер и соответствие их целям государства. Поэтому как никогда актуально постоянное совершенствование способов его проведения, чему может способствовать анализ опыта различных стран.
В Российской Федерации к органам, осуществляющим финансовый контроль, относятся: Контрольное управление Президента, Правительство, Федеральное собрание, Центральный банк Российской Федерации, Министерство финансов, Казначейство, ФНС и Счетная палата.
Функции финансового контроля Контрольного управления Президента Российской Федерации закреплены в Указе Президента РФ от 8 июня 2004 года № 729 «Об утверждении Положения о Контрольном управлении Президента РФ» и сводятся к:
1) контролю и проверке исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ;
2) контролю и проверке исполнения поручений Президента РФ и руководителя Администрации Президента;
3) подготовке на основе проведенных проверок информации Президенту РФ о предупреждении нарушений и совершенствовании деятельности исполнительных органов;
4) направлению в соответствующие органы материалов о выявленных нарушениях.
Таким образом, президентский контроль в сфере финансового контроля заключается в общем контроле за исполнением законодательства органами исполнительной власти и организациями.
Правительство Российской Федерации выполняет более конкретные функции в сфере финансового контроля. Его компетенция заключается в:
1) разработке и осуществлении мер по проведению единой политики цен;
2) осуществлении управления государственным внутренним и внешним долгом РФ;
3) обеспечении проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики;
4) представлении в Государственную Думу Федерального Собрания РФ отчетов об исполнении федерального бюджета;
5) осуществлении валютного регулирования и валютного контроля;
6) информировании Государственной Думы Федерального Собрания РФ о ходе исполнения федерального бюджета в установленные сроки;
7) принятии мер по регулированию рынка ценных бумаг;
8) разработке и реализации налоговой политики;
9) предоставлении информации Счетной палате РФ для осуществления ею контрольных функций.
Часть вышеперечисленных функций реализуется за счет Министерства финансов РФ. Им организуются проверки и ревизии юридических лиц — получателей гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций. Кроме этого, данное министерство принимает меры по возмещению государственных средств, использованных не по назначению, и осуществляет контроль над целевым расходованием средств федерального бюджета. Также, Министерство финансов РФ вправе требовать исправления выявленных нарушений, ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий и организаций при наличии у них фактов незаконного расходования средств. А самое главное, именно Министерство финансов РФ совместно с Министерством экономического развития РФ составляют проект федерального бюджета.
В Российской Федерации также принято делить государственный финансовый контроль на внешний и внутренний. Внешний осуществляет Счетная палата РФ, а внутренний — Федеральное казначейство [2].
Федеральное казначейство осуществляет контроль за:
– не превышением кассовых выплат, осуществляемых администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, над доведенными до них бюджетными ассигнованиями;
– не превышением лимитов бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями средств федерального бюджета между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, над утвержденными им лимитами бюджетных обязательств;
– не превышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведенными до них лимитами бюджетных обязательств или бюджетными ассигнованиями;
– наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих в соответствии с порядком санкционирования расходов, установленных Министерством финансов РФ, возникновение у него денежных обязательств;
– соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем средств федерального бюджета.
Внешний государственный финансовый контроль Счетная палата РФ выполняет следующим образом:
- Она организует и проводит контроль за своевременным исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению.
- Счетная палата РФ определяет эффективность и целесообразность расходов государственных средств и использования федеральной собственности.
- Ею проводится анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и подготовка предложений по их устранению и совершенствованию бюджетного процесса.
- Счетная палата РФ проводит контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета в финансово-кредитных учреждениях.
- Проводит финансовую экспертизу проектов федеральных законов.
- Она дает оценку обоснованности проектов федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.
- Обеспечивает регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе РФ информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
Таким образом, главными органами, ответственными за финансовый контроль в Российской Федерации, являются Счетная палата РФ и Федеральное казначейство.
Система осуществления финансового контроля в ФРГ во многом схожа с российской системой. Особенностью осуществления государственного финансового контроля в Германии является тот факт, что основные правила функционирования финансовой системы определены в Финансовой конституции ФРГ, которая является самым крупным разделом основного закона [3].
Государственный финансовый контроль в ФРГ осуществляется Федеральной счетной палатой [4]. Этот независимый орган финансового контроля находится между парламентом и правительством и оказывает им соответствующую помощь. Федеральная счетная палата контролирует как финансирование бюджета и управление экономикой ФРГ и федеральными объектами особой важности, так и деятельность государственных предприятий и организации социального страхования, получающих государственные субсидии. Палата также может контролировать учреждения, которые не входят в компетенцию федерации, но имеют право управлять федеральными средствами.
Согласно Закону «О Федеральной счетной палате Германии» от 11 июня 1985 г., данный орган осуществляет следующие функции:
– проверка органов социального страхования (если они получают от государства выплаты или если гарантийное обязательство законно обосновано);
– контроль служб федерального руководства, если они исполняют части федерального бюджета, получают от государства компенсацию расходов, распоряжаются федеральными средствами или предметами собственности федерации или получают дотации из бюджета;
– проведение совещаний на основании результатов проверки;
– контроль высших федеральных учреждений, канцелярии федерального канцлера, федеральных министерств и подчиненных служб, прочего имущества федерации, федеральных предприятий [5].
Таким образом, в Германии государственный финансовый контроль не делится на внешний и внутренний, как в России, и все функции по данным видам выполняются одним органом — Федеральной счетной палатой, а также счетными палатами земель.
Большой интерес у различных исследователей вызывает финансовый контроль, осуществляемый в США, где государственная власть децентрализована. В этом государстве действует контрольно-ревизионная система финансового контроля, в отличие от России, где финансовый контроль осуществляется всеми имеющимися органами государственной власти и управления на основании их компетенции [6].
В США органами, ответственными за финансовый контроль, являются: Главное контрольно-финансовое управление США, Министерство финансов (Казначейство), службы управления и бюджета, административно-бюджетное управление при Президенте, Генеральный инспектор, Главный финансовый администратор.
Главное контрольное управление США выполняет функции счетной палаты и выполняет следующие полномочия:
– контроль и оценка результатов программ и мер, реализуемых на основе действующих законов;
– поддержка комитетов, разработка позиции по предполагаемым законопроектам и целям, а также разработка методов анализа информации, позволяющих измерять соответствие поставленных целей и достигнутых результатов;
– поддержка комитетов при анализе и оценке контроля программ;
– разработка рекомендаций Конгрессу по методам и способам контроля и оценки программ, и деятельности правительства [7].
Кроме того, финансовый контроль делится на ведомственный и внутриведомственный. Ведомственный осуществляется Министерством финансов США, а внутриведомственный — главным финансовым администратором и генеральным инспектором министерства образования США.
Таким образом, финансовый контроль Российской Федерации отличается от других государств тем, что делится на внешний и внутренний, и согласно этому разделению распределены полномочия между органами государственной власти. В ФРГ же подобного деления нет, и существует один главный орган, осуществляющий финансовой контроль. Что же касается США, то исходя из его финансовой системы, Конгресс создал специализированный независимый орган для реализации контрольных полномочий.
Что же касается возможности использования зарубежного опыта, то положительными сторонами финансового контроля в зарубежных странах можно назвать независимость части органов, осуществляющих финансовый контроль, от правительства, что способствует более объективному и беспристрастному контролю. Также в США активно привлекают общественность к данному контролю, например, журналистов, активистов и гражданские организации, чтобы повысить открытость системы и снизить вероятность коррупции. Также в США более строгие наказания за финансовые правонарушения.
Положительной же чертой финансового контроля ФРГ можно назвать развитие сильной независимой аудиторский системы. В России это важно стимулировать для того, чтобы обеспечить непредвзятый анализ финансовой отчетности и обнаружение финансовых нарушений.
Литература:
- Капустина А. А., Русекова А. Е., Бойко Д. Е., Власова Е. Л. Финансовый контроль / А. А. Капустина, А. Е. Русекова, Д. Е. Бойко, Е. Л. Власова // Теория и практика современной науки. — 2021. — № 1 (67). — С. 180–183.
- Калимуллина Г. Д., Тепляков И. И. Экономико-правовые основы государственного регулирования финансового контроля в сфере высшего образования / Г. Д. Калимуллина, И. И. Тепляков // Вопросы управления. — 2019. — № 4(59). — С. 54–63.
- Основной закон Федеративной Республики Германии // URL: https://www.1000dokumente.de/?c=dokument_de&dokument=0014_gru&object=translation&l=ru (дата обращения: 08.12.2023).
- Зверев А. В. Современное состояние бюджетного процесса в ФРГ / А. В. Зверев // Финансовая аналитика: проблемы и решения. — 2010. — № 1(25). — С. 31–39.
- Федеральная счетная палата Германии // URL: https://textarchive.ru/c-1556187.html (дата обращения: 08.12.2023).
- Аль-Макзуми Хассан Мохаммед Хассан. Организация государственного финансового контроля в развитых странах / Аль-Макзуми Хассан Мохаммед Хассан // Economics. — 2017. — С. 89–91.
- Лукин А. Г. Формирование высшего контрольного орган — зарубежный опыт и законодательство Российской Федерации / А. Г. Лукин // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2014. — № 30(267). — С. 48–58.