Коррекция миофункциональных нарушений у детей с применением метода динамической электронейростимуляции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Коррекция миофункциональных нарушений у детей с применением метода динамической электронейростимуляции / Ю. Б. Вафина, М. А. Кагазежева, Я. В. Кирикова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 306-314. — URL: https://moluch.ru/archive/501/110203/ (дата обращения: 18.12.2024).



Актуальность исследования данной проблемы обусловлена необходимостью найти эффективные способы коррекции миофункциональных нарушений и восполнить пробелы сведений о коррекционном воздействии при данном виде дисфункции у детей. В связи с этим, данная статья направлена на раскрытие возможностей в применении аппаратной методики динамической электронейростимуляции в миофункциональной терапии. Причиной возникновения таких нарушений являются орофациальные дисфункции челюстно-лицевой области у детей, проявление которых постоянно возрастает в детской популяции по всему миру. Ведущим методом в исследовании данной проблемы являлся метод наблюдения, который позволил выявить динамику коррекции на протяжении курсового лечения, которое составляло 14 сеансов. Выборка исследования включала 2 группы по 7 детей в возрасте 6–7 лет (все дети с нарушением звукопроизношения). В статье представлен обзор литературных источников по проблеме исследования, выявлены причины формирования миофункциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, предложены способы воздействия на мышечные структуры артикуляционного аппарата детей. Представленные в статье материалы позволяют оценить эффективность динамической электронейростимуляции (ДЭНС) и применять данную методику в практической работе. Разработанная авторами методика способствует улучшению функциональной работы мышц артикуляционного аппарата, что также позволяет в более короткие сроки скорректировать неправильное звукопроизношение у детей.

Ключевые слова: миофункциональные нарушения, динамическая электронейростимуляция, орофациальные дисфункции.

The relevance of the study of this problem is due to the need to find effective ways to correct myofunctional disorders, and fill in the gaps of information about the corrective effect in this type of dysfunction in children. In this regard, this article is aimed at revealing the possibilities in the application of the hardware technique of dynamic electroneurostimulation in myofunctional therapy. The cause of such disorders are orofacial dysfunctions of the maxillofacial region in children, the manifestation of which is constantly increasing in the child population around the world. The leading method in the study of this problem was the observation method, which revealed the dynamics of correction during the course of treatment, which was 14 sessions. The study sample included 2 groups of 7 children aged 6–7 (all children with impaired sound reproduction). The article presents a review of literature sources on the research problem, identifies the causes of the formation of myofunctional disorders in children of older preschool age with speech disorders, suggests ways to influence the muscular structures of the articulatory apparatus of children. The materials presented in the article allow us to evaluate the effectiveness of Dynamic ElectroNeurostimulation (DENS) and apply this technique in practical work. The technique developed by the authors contributes to the improvement of the functional work of the muscles of the articulatory apparatus, which makes it possible to correct incorrect sound reproduction in children in a shorter time.

Keywords: myofunctional disorders, dynamic electroneurostimulation, orofacial dysfunctions.

Введение

Актуальность темы миофункциональных нарушений очень серьёзно возросла за последнее десятилетие в России. Это обусловлено тем фактом, что все большее количество специалистов становится вовлеченными в процесс диагностики и коррекции зубочелюстных аномалий у детей. Таким образом проблема становится междисциплинарной.

Одним из факторов развития орофациальной дисфункции является определенная сила воздействия, например, использование пустышки в течение нескольких часов ежедневно на протяжении многих лет или привычный режим дыхания ртом с неправильным положением языка в покое [1].

Как известно, при миофункциональных нарушениях наблюдается дисбаланс миодинамического равновесия, что вызывает структурные изменения в зубочелюстной области, приводит к патологиям окклюзии, функциональным нарушениям носового дыхания, нарушениям глотания и жевания, проблемам звукопроизношения, а также приводит к искривлению осанки [2]. Таким образом, ребенок нуждается в помощи нескольких специалистов сопряженных отраслей.

В настоящее время наблюдается активный рост аномалий зубочелюстной системы у детей — в нашей стране они встречаются у 33,7 % детей, и за последние 5 лет заболеваемость увеличилась в 1,5 раза. Основополагающей причиной являются родовые травмы и осложнения появившиеся во время беременности. Согласно исследованиям, зубочелюстные аномалии, сформировавшиеся во внутриутробном периоде, поддаются наиболее сложному лечению [3].

Причинами миофункциональных нарушений мы можем также назвать длительное грудное вскармливание, вредные привычки сосания, общее отставание в развитии, частые лор-заболевания и др. Количество детей, подверженных данным факторам риска, неуклонно растет.

Данные статистики ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН гласят о том, что среди функциональных нарушений у дошкольников 1-ое и 2-ое ранговые места занимают нарушения костно-мышечной системы, в том числе нарушения осанки (распространенность составляет 598 %), и функциональные нарушения рото-носоглотки, в том числе гипертрофия миндалин и аденоидов II степени (распространенность 208 %) соответственно [4].

Зачастую миофункциональные нарушения являются сопутствующими в структуре речевых расстройств. Так по результатам исследования 2008 г., проведенного НИИ Гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН среди детей 6–7- летнего возраста г. Санкт-Петербурга, 52,5 % детей имеют нарушения произносительной стороны речи. У 10,5 % нарушена дифференциация звуков, 25,5 % недоступны операции фонематического анализа и синтеза [5].

Анализ отечественной и зарубежной литературы, описывающей разнообразие методов коррекции при миофункциональных нарушениях (Прим: Миофункциональная гимнастика для коррекции звукопроизношения, прикуса и постуры, Байрамова Л. Н.; Миофункциональная терапия в орофациальной области, Фуртенбах М.; Коррекция миофункциональных нарушений с помощью вестибулярных пластинок MUPPY, Тисовская Ю. А. совместно с доктором Хинц Р.; Орофациальная миофункциональная терапия, Меллер Дж. и др.) говорит о том, что метод ДЭНС-терапии (динамической электронейростимуляции) до настоящего момента не применялся в коррекции миофункциональных нарушений. Но свою эффективность применения метод показал в логопедии.

Врач-невролог Лисецкая Н. Г. из Приморского Института вертеброневрологии и мануальной медицины (г. Владивосток), неоднократно публиковала клинические исследования совместно с коллегами в работе с детьми-логопатами, подтверждающими эффективность методики ДЭНС.

Она отмечает в своих работах, что:

— ДЭНС способствует улучшению состояния мышечного тонуса органов артикуляции;

— Расширению объема речевого дыхания и голосообразования;

— Улучшению зрительно-моторной координации и памяти [6].

Заведующая отделением Центра инновационного обучения и развития «Логос» (г. Минск, Беларусь), О. В. Бурачевская и логопед Н. И. Бурачевская (2017), в своих исследованиях говорят о том, что результаты динамической электронейростимуляции проявляются в работе с детьми, имеющими нарушения подвижности артикуляционного аппарата.

Было выявлено, что проведение курса сеансов динамической электронейростимуляции способствует улучшению подвижности мышц артикуляционного аппарата и пальцев рук. Улучшает состояние тонуса мышц речевого аппарата и мелкой моторики, что проявляется в повышении уровня речевой активности, ускорении темпов развития всех сторон речи [7].

Логопеды Московской областной психоневрологической больницы для детей с поражением ЦНС и нарушением психики г. Москвы, также проводили исследования с детьми с различными речевыми нарушениями и получили определенные улучшения речевого и психического статуса у детей [8].

Таким образом, учитывая тенденции прошедшего десятилетия и настоящего времени, можно сказать, что набирающие обороты миофункциональные нарушения, возможно устранить довольно эффективно, в том числе с помощью ДЭНС-терапии, тем самым улучшив и состояние речи в целом.

ДЭНС-терапия — это воздействие на нервные рецепторы и биологически активные зоны и точки кожи слабыми импульсными токами.

Высокая эффективность метода ДЭНС обусловлена формой импульса, которая динамически меняется на процедуре в зависимости от ответной реакции кожи пациента. Т. е. лечебный фактор постоянно меняется, поэтому к нему не возникает привыкания и сохраняется высокая эффективность лечения даже при регулярном длительном использовании аппаратов [9].

В ДЭНС-терапии используется ток малой частоты — от 1 до 200 Гц. Эти частоты в физиотерапии называют инфранизкими. Именно поэтому терапия имеет минимальные противопоказания и отсутствие возрастных ограничений.

Таким образом, учитывая перечисленные плюсы данной методики и ее эффективность, мы можем применить ДЭНС-терапию также при коррекции миофункциональных нарушений.

Согласно данным, полученным во время исследований, с помощью электромиографии, у пациентов с диагнозом дистальной окклюзии, было выявлено снижение биоэлектрической активности мышц челюстно-лицевой области с преимущественным угнетением активности жевательных мышц. А также выявлено снижение амплитуды потенциалов жевательных и височных мышц [10].

Учитывая данные факты, мы можем предположить, что ДЭНС-терапия может восстановить активность мышц путем воздействия электроимпульса на них, наладить мышечный баланс орофациальной области. В целом, улучшить соматическое здоровье ребенка, благодаря воздействию на различные рефлексогенные зоны.

Методы исследования

Целью исследования является изучение эффективности терапевтического воздействия методом динамической электронейростимуляции при коррекции миофункциональных нарушений у детей.

Для работы с данной аппаратной методикой, нами была разработана определенная схема воздействия, отобраны специальные выносные электроды, которые соединяются непосредственно с аппаратом НЕЙРОДЭНС-ПКМ (регистрационное, удостоверение МЗ РФ № 29/23020701/ 2051–01 от 06.12.2001 г., ЕС-Сертификат соответствия медицинских изделий № RQ040632-V от 03 марта 2004 года EUROCAT Institute for Certification and Testing GmbH (аккредитован ZLS-ZQ-112/99)), который производится ООО «Региональный центр адаптивно-рецепторной терапии», г. Екатеринбург. [11].

Исследование проводилось на базе МПЦ «Нейроклиника», г. Рязань.

Для исследования были взяты 2 группы 6–7 лет (в сменном прикусе), по 10 детей в каждой. В обеих группах наблюдаются такие нарушения как — ротовой тип дыхания, гиперсаливация, неправильное положение языка в ротовой полости, инфантильный тип глотания, гипотонус жевательных мышц.

Экспериментальная группа — дети получившие ДЭНС-терапию совместно с миогимнастикой.

Контрольная группа — дети, получившие коррекцию только с помощью миогимнастики.

Курс проводимой терапии составлял 14 сеансов ДЭНС и 14 занятий миогимнастики, с периодичностью 3 раза в неделю, и занял по времени 1 месяц.

Для непосредственного воздействия на кожу применялись выносные электроды — соединительный кабель и массажный электрод № 1. А также сам аппарат ДЭНАС-ПКМ.

Массажные электроды Соединительный кабель

Рис. 1. Массажные электроды Соединительный кабель

Аппарат ДЭНАС-ПКМ (Власов и др., 2019)

Рис. 2. Аппарат ДЭНАС-ПКМ (Власов и др., 2019)

Схема воздействия выглядит следующим образом:

— Обработка шейно-воротниковой зоны аппаратом ДЭНАС на частоте 77 Гц в течение 2 минут, лабильным способом, горизонтально.

— Обработка тригеминальной зоны (точки выхода ветвей тройничного нерва) аппаратом ДЭНАС на частоте 10 Гц.

— Обработка зоны жевательных мышц массажным электродом № 1 на частоте 77 Гц, по 1 минуте с каждой стороны.

— Обработка подчелюстной зоны аппаратом ДЭНАС на частоте 1077 Гц 2 минуты, лабильно-стабильным способом.

— Обработка языка соединительным кабелем на частоте 1077 Гц (для расслабления) или 77АМ (для активизации) в трех проекциях — поверхность языка, боковые зоны, подъязычная область. По 30 секунд каждую область, лабильным способом.

— Обработка области слюнных желез под языком — слева и справа, соединительным кабелем на частоте 2,5 ГЦ в течение 1–2 минут (по необходимости).

— Обработка круговой мышцы рта с помощью соединительного кабеля, с сомкнутыми губами, на частоте 77АМ/1077. В течение 2 минут.

— Обработка зоны яремной ямки в режиме МЭД, мощность 5–7 единиц.

Мощность воздействия выбирается комфортная для каждой зоны. Чем больше площадь воздействия, тем больше может быть мощность — около 10 (ШВЗ). В лицевой области комфортная мощность будет составлять 5 единиц. В зоне языка и губ мощность выбирается 2–3 единицы.

Упражнения миогимнастики были направлены на улучшение работы артикуляционной и мимической групп мышц, для активации центрально обусловленных механизмов коры головного мозга. В частности на круговую мышцу рта, жевательные мышцы, мышцы языка; на установление правильного положения языка и выработку носового типа дыхания. [12].

Зоны обработки ДЭНС [13]

Рис. 3. Зоны обработки ДЭНС [13]

Абсолютным противопоказанием является:

индивидуальная непереносимость электрического тока;

— наличие имплантированного кардиостимулятора.

Относительные противопоказания:

— эпилептический статус;

— новообразования любой этиологии и локализации;

— острые лихорадочные состояния;

— тромбозы вен;

— состояние острого психического возбуждения.

Результаты исследования

Для исследования достоверности полученных данных эффективности метода ДЭНС-терапии был применен метод статистического критерия Манна-Уитни в экспериментальной и контрольной выборках. В экспериментальную выборку входили дети, получившие коррекцию с помощью ДЭНС-терапии, контрольная выборка не включала метод ДЭНС.

За основу расчетов была взята адаптированная диагностика миофункциональных нарушений по 4х-балльной системе, направленная на исследование лицевых мимических мышц — 16, круговой мышцы рта — 11, жевательной мускулатуры — 6 проб, мышщ языка — 12 проб, мышц мягкого нёба — 2 пробы. [12].

Где 1 балл — проба не выполнена или качество было очень низким;

2 балла — качество выполнения пробы удовлетворительное;

3 балла — качество выполнения пробы незначительно снижено вследствие того, что были допущены ошибки;

4 балла — проба выполнена качественно и полностью.

В рамках проводимого исследования были получены следующие результаты, представленные в расчетах U-критерия Манна-Уитни и на диаграмме.

Таблица 1

Статистически значимые показатели эффективности применения ДЭНС-терапии в экспериментальной и контрольной выборках (критерий Манна-Уитни)

Названия шкал

Среднее значение в экспериментальной группе

Среднее значение в контрольной группе

Эмпирическое значение критерия

Уровень значимости

До начала курса терапии и миогимнастики

72.2

70.8

66.5

0.209

После курса терапии и миогимнастики

139.7

99.1

79.0

0.028*

* — p<0,05

Результаты статистически обработанных данных эффективности ДЭНС выявили их эффективность на уровне значимости 0,05 (0.028). Что говорит о статистической достоверности данных эффективности данного метода в контрольной выборке.

Рис. 4

После одного курса ДЭНС-терапии и миогимнастики, проведенного в течение месяца, мы можем оценить динамику проведенного исследования.

Средние значения выполнения диагностики функционирования артикуляционных мышц по всем пяти блокам (по адаптированному методу Григоренко Н. Ю. и Цыбульского С. А.)

Рис. 5. Средние значения выполнения диагностики функционирования артикуляционных мышц по всем пяти блокам (по адаптированному методу Григоренко Н. Ю. и Цыбульского С. А.)

На данной диаграмме отражены результаты диагностики, где показан общий балл за выполнение проб по всем пяти блокам у каждого испытуемого. Исходя из полученных данных мы выделили в экспериментальную группу детей с наиболее низким результатом по итогам диагностики. Таким образом, в результате оценки функционирования артикуляционных мышц, было выявлено что у 60 % всех испытуемых наблюдаются выраженные нарушения в работе лицевых, мимических, жевательных мышц, круговой мышцы рта и мышц мягкого нёба. Результат выполнения ими проб был от низкого до удовлетворительного. В контрольной группе от удовлетворительного до уровня негрубых ошибок при выполнении проб.

Средние значения выполнения диагностики функционирования артикуляционных мышц в обеих группах после прохождения курса ДЭНС и миогимнастики

Рис. 6. Средние значения выполнения диагностики функционирования артикуляционных мышц в обеих группах после прохождения курса ДЭНС и миогимнастики

Сб — средний балл, полученный путем деления общего числа баллов в одном домене на количество проб в нем. Средний балл является эквивалентом среднего качества выполнения одной пробы.

В процессе прохождения терапии в экспериментальной группе отмечались улучшения уже на первых этапах терапии. По окончании исследования, 70 % испытуемых в данной группе показали стойкий результат. По итогам повторной диагностики, дети экспериментальной группы приблизились к показателям детей контрольной группы. Испытуемые экспериментальной группы стали лучше контролировать себя в течение дня в отношении носового дыхания, реже переходить на ротовой тип дыхания. Снизилась саливация. Они стали быстрее и качественнее пережевывать пищу, работа мышц происходила с большей амплитудой. Также улучшилось рабочее состояние артикуляционной группы мышц у данных детей. Уменьшились эпизоды бруксизма.

В контрольной группе положительный результат проявился в большей степени ближе к концу терапии, и довольно долго закреплялся. В связи с довольно длительным этапом установления правильного положения языка в ротовой полости. У 40 % испытуемых удалось добиться укрепления круговой мышцы рта, снижения саливации, а также увеличения объема артикуляционных движений, и улучшения качества выполнения артикуляционных проб.

Дискуссионные вопросы

Исходя из полученных данных, можно судить о том, что коррекционный процесс принес определенные положительные результаты и появились улучшения в процессе работы с миофункциональными нарушениями в обеих группах.

При этом результат в экспериментальной группе детей появился быстрее, чем в контрольной, но был практически эквивалентным показателям последней в итоге.

Поскольку ДЭНС-терапия проводится на базе клиники, поддержание полученных результатов в домашних условиях необходимо продолжать с помощью миофункциональной гимнастики. Также важно в дальнейшем осуществить коррекцию серьезных зубочелюстных аномалий ортодонтическим лечением.

Для достижения устойчивого терапевтического результата необходимо проводить курс ДЭНС-терапии 3 раза в год с перерывами на 2–3 месяца.

В процессе терапии, оказалось довольно сложно отследить динамику у определенного процента детей, которые во время терапии заболели и были вынуждены прервать посещение сеансов. Но после улучшения состояния, проведение терапии с ними было возобновлено и доведено до необходимого количества сеансов.

Такая реакция организма говорит об ослабленном иммунитете, и возможно, о необходимости корректировки назначаемых лечебных параметров определенной категории детей. А также о необходимости обязательного проведения нескольких курсов ДЭНС-терапии для улучшения и стабилизации их состояния.

Что же касается принципа выбора частот, то мы отмечаем, что он обусловлен несколькими параметрами. В зависимости от того нужно ли расслабить мышцу или активизировать ее, оказать общерегуляторное или локальное воздействие на рефлексогенные зоны.

Например, частота 10 Гц является низкочастотной и в универсальных рефлексогенных зонах (тригеминальной) применяется для общерегуляторного и вегетостабилизирующего эффектов. Такая высокая частота как 77 Гц применяется для улучшения местного и регионарного кровотока.

Комбинированный режим 1077 Гц вызывает релаксирующий эффект, что позволяет расслабить корень языка и собственные мышцы языка. А режим 77АМ рекомендован при гипотонических или атонических состояниях, он помогает активизировать круговую мышцу рта [13].

Частота 2,5 Гц отвечает за работу вегетативной нервной системы, поэтому мы используем ее для нормализации функционирования слюнных желез.

Выбор дополнительных электродов объясняется тем, что воздействие массажным электродом представляет собой рассеянное точечное воздействие и работает по типу иглоукалывания, что намного эффективнее воздействия электрода с ровной площадкой. А кабель для соединения, который мы также применяли, имеет форму и размер небольшой вилочки, которой довольно удобно обрабатывать труднодоступные места, такие как полость рта, например.

Обработка яремной ямки в режиме МЭД (минимально эффективной дозы) применяется как компонент комплексных схем лечения, для повышения адаптационных резервов организма. Локально мы воздействуем на зону отвечающую за дыхательные пути и респираторные заболевания.

В детском возрасте на проходимость верхних дыхательных путей влияют даже незначительные пространственные отклонения в их развитии. Причиной обструктивных помех дыханию во сне у детей в первую очередь являются анатомические аномалии — сужение верхних дыхательных путей, обусловленные дистальным положением нижней челюсти и/или образованием «готического» нёба [14]

В целом мы совершаем комплексное лечение всех зон, которые так или иначе оказались вовлечены в миофункциональные нарушения.

Заключение

Таким образом, из проведенного исследования, можно сделать вывод, что ДЭНС-терапия может дать довольно хороший результат, если она проводится в комплексе с миофункциональной гимнастикой и соблюдается регулярность проведения сеансов терапии. Результат достигается в более короткие сроки.

Ключевым параметром для достижения стойкого результата является повторное проведение терапии с определенным интервалом. Учитывая тот факт, что данный метод коррекции не создает эффекта привыкания, можно расчитывать на положительный результат после длительного воздействия.

Также мы убедились в том, что риски побочных эффектов минимальны при использовании динамической электронейростимуляции, за исключением ответной иммунной реакции на активизацию определенных рефлексогенных зон.

Литература:

  1. Furtenbach, М., Wallner W. (2009). Myofunktionelle Therapie (MFT) im orofazialen Bereich — praktische und kritische Aspekte aus logopädischer Sicht. Inf Orthod Kieferortho; 41: 259–264. http://dx.doi.org/ 10.1055/s-0029–1224747. (дата обращения 24.07.2023).
  2. Гончарова О. В., Сатыго Е. А., Рольф Хинц, Тарасова Г. Д., Фалько С. Н., Жигжитов Б. А., Колесник А. В. (2017). Реабилитация детей с миофункциональными нарушениями (орофациальными дисфункциями). Вопросы практической педиатрии; 12(4): 69–76. https://doi.org/10.20953/1817–7646–2017–4–69–76. (дата обращения 24.07.2023).
  3. Байрамова Л. Н., Закирова Г. Г., Шамилова Т. А., Текутьева Н. В. Клинический портрет пациентов с зубочелюстными аномалиями с разными степенями трудности ортодонтического лечения. Российский остеопатический журнал. 2015;(1–2):95–105. https://doi.org/10.32885/2220–0975–2015–1–2–95–105. (дата обращения 24.07.2023).
  4. Намазова-Баранова Л. С., Кучма В. Р., Ильин А. Г., Сухарева Л. М., Рапопорт И. К. (2014). Заболеваемость детей в возрасте от 5 до 15 лет в Российской федерации // МС. 2014. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zabolevaemost-detey-v-vozraste-ot-5-do-15-let-v-rossiyskoy-federatsii. (дата обращения: 24.07.2023).
  5. Гончарова В. А., Иванова Е. А., (2009). Уровень развития устной речи младших школьников общеобразовательных учреждений // Актуальные вопросы логопатологии: материалы конф. логопедов системы МЗ РФ. URL: http://www.lornii.ru/colleagues/logopedicreport-2009.php. (дата обращения: 24.07.2023).
  6. Лисецкая Н. Г., Васильева А. А. (2016). Опыт ведения ребенка с ринолалией. Клиническое применение аппаратов динамической электронейростимуляции (случаи из практики). Выпуск 8 — Екатеринбург. URL:http://s.siteapi.org/2fa199a2af86a4b.ru/docs/499242452c43291c8e17a1bed4c39222341d3c7e.pdf. (дата обращения 24.07.2023).
  7. Бурачевская О. В., Бурачевская Н. И. (2017). Динамическая электронейростимуляция в коррекции речевых нарушений. Школьная педагогика. Международный научный журнал Школьная педагогика № 2 (9) / г.Казань. URL: https://moluch.ru/th/2/archive/60/2553/. (дата обращения 24.07.2023).
  8. Коршунова Н. А., Порицкая Л. В. (2007). Применение динамической электростимуляции в логопедической практике. Логопед № 4, С. 27–31. URL: http://www.kstom.ru/ks/article/view/0095–17. (дата обращения 24.07.2023).
  9. Власов А. А., Гольмгрен Н. Б., Умникова М. В., Сафронов А. А., Рявкин С. Ю. (2019). НЕЙРОДЭНС. Иллюстрированное пособие по применению. — Екатеринбург.
  10. Арсенина О. И., Комарова А. В., Попова Н. В. (2020). Оценка функционального состояния жевательных мышц у пациентов с мышечно-суставной дисфункцией височно-нижнечелюстного сустава при использовании эластокорректора // Клиническая стоматология. — № 3. — С. 100–107. URL: http://www.kstom.ru/ks/article/view/0095–17. (дата обращения 24.07.2023).
  11. Арунагири Х., (2017). Динамическая электронейростимуляция как новое направление электротерапии // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017036379. (дата обращения: 24.07.2023).
  12. Григоренко Н. Ю., Цыбульский С. А. (2005). Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. –– М.: Книголюб, 2005.
  13. Черненко, А. Н. (2019). Коррекция речи у детей дошкольного возраста в комплексе с аппаратом ДЭНС / А. Н. Черненко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — № 10 (248). — С. 66–70. URL: https://moluch.ru/archive/248/57009/. (дата обращения: 24.07.2023).
  14. Хинц, Р. (2010). Роль патологии прикуса в этиологии расстройств дыхания во сне у детей и взрослых. Ортодонтические и стоматогнатические аспекты / Р. Хинц // Стоматология детского возраста и профилактика. — Т. 9, № 4(35). — С. 29–36. — https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17060814. (дата обращения 24.07.2023).
  15. Moeller, J. L. (1986). The role of the oral myologist with orthognathic surgery -- A patient/therapist's point of view. International Journal of Orofacial Myology, 12(2) , 13–14. https://doi.org/10.52010/ijom.1986.12.2.2. (дата обращения 24.07.2023).
  16. Тисовская Ю. А., Соколова Н. А. (2015). Использование вестибулярных пластинок в практике логопедической работы. Валлекс — М, 2015.
  17. Moeller J. L., Paskay L., Gelb M. N. (2014). Myofunctional therapy: a novel treatment of pediatric sleep-disordered breathing. Sleep Med Clin. 9:235. https://doi.org/10.1016/j.jsmc.2014.03.002.
Основные термины (генерируются автоматически): нарушение, ребенок, круговая мышца рта, контрольная группа, мышца, соединительный кабель, контрольная выборка, экспериментальная группа, артикуляционный аппарат, массажный электрод.


Ключевые слова

динамическая электронейростимуляция, орофациальные дисфункции, миофункциональные нарушения

Похожие статьи

Взаимовлияние нарушений статики и остроты зрения в спорте

Целью настоящего исследования было изучение влияния отдельных нарушений органа зрения на результаты в спорте. Незначительные нарушения работы зрительной сенсорной системы редко выявляются в медицинской практике и, соответственно им не придается значе...

Купирование боли в постоперационном периоде у мелких домашних животных. Обзор иностранного опыта

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью грамотного подхода к купированию боли в постоперационном периоде, поскольку огромное количество патологий мелких домашних животных решается хирургическим способом, что влечет за собой травмирован...

Игротерапия в работе с тревожными детьми с ОВЗ

Данная статья рассматривает применение игровой терапии в работе с тревожными детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Авторы обосновывают необходимость использования игровых методик в психологической работе с данными детьми, так как игра ...

Дезадаптивное поведение у дошкольников с расстройствами аутистического спектра. Возможные причины и подходы к коррекции

Дезадаптивное поведение наблюдается у 90 % детей с РАС и препятствует их социальной адаптации и успешному обучению. Существует предположение, что это нежелательное поведение может возникать вследствие сенсорной перегрузки ребёнка. В настоящее время п...

Развитие управляющих функций мозга: вклад в школьное благополучие

В первой части материала раскрывается содержание понятия «школьное благополучие» и взгляд на обеспечивающие его мозговые механизмы с точки зрения нейропсихологического подхода. Известный российский нейропсихолог А. В. Семенович дает такое определение...

Развитие фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня

Данная статья исследует проблему общего недоразвития речи, которое является одним из наиболее распространенных нарушений речи у детей дошкольного возраста. Авторы уделяют особое внимание фонематическим процессам и их влиянию на развитие речи у детей....

Упражнения, запрещенные к выполнению при нарушениях опорно-двигательной системы, и варианты их замены

В статье рассмотрены упражнения, выполнение которых при наличии патологий опорно-двигательной системы нежелательно, поскольку эти упражнения несут в себе риск возникновения осложнений, что может еще более усугубить течение заболевания. Чтобы избежать...

Выявление нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи и пути их коррекции

В настоящей статье рассматривается комплексная программа коррекции, которая направленна на устранение нарушения процесса сформированности слоговой структуры слова у старших дошкольников с использованием пуговичной терапии. Установлено, что при примен...

Адаптивные возможности юношей и девушек с детским церебральным параличом

Проблема социальной адаптации и интеграции молодых людей с детским церебральным параличом (ДЦП) имеет свои особенности ввиду индивидуальной специфики их социальных потребностей, а также внутренних и внешних ограничений, в условиях которых происходит ...

Дифференциальная диагностика дислалии и нарушения звукопроизношения при дизартрическом компоненте у детей дошкольного возраста

В статье дается краткая характеристика специфических нарушений речи детей дошкольного возраста: дислалии и дизартрии. Авторы статьи обращают внимание на схожесть речевых симптомов при проведении диагностики, представляют этапы диагностического обслед...

Похожие статьи

Взаимовлияние нарушений статики и остроты зрения в спорте

Целью настоящего исследования было изучение влияния отдельных нарушений органа зрения на результаты в спорте. Незначительные нарушения работы зрительной сенсорной системы редко выявляются в медицинской практике и, соответственно им не придается значе...

Купирование боли в постоперационном периоде у мелких домашних животных. Обзор иностранного опыта

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью грамотного подхода к купированию боли в постоперационном периоде, поскольку огромное количество патологий мелких домашних животных решается хирургическим способом, что влечет за собой травмирован...

Игротерапия в работе с тревожными детьми с ОВЗ

Данная статья рассматривает применение игровой терапии в работе с тревожными детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Авторы обосновывают необходимость использования игровых методик в психологической работе с данными детьми, так как игра ...

Дезадаптивное поведение у дошкольников с расстройствами аутистического спектра. Возможные причины и подходы к коррекции

Дезадаптивное поведение наблюдается у 90 % детей с РАС и препятствует их социальной адаптации и успешному обучению. Существует предположение, что это нежелательное поведение может возникать вследствие сенсорной перегрузки ребёнка. В настоящее время п...

Развитие управляющих функций мозга: вклад в школьное благополучие

В первой части материала раскрывается содержание понятия «школьное благополучие» и взгляд на обеспечивающие его мозговые механизмы с точки зрения нейропсихологического подхода. Известный российский нейропсихолог А. В. Семенович дает такое определение...

Развитие фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня

Данная статья исследует проблему общего недоразвития речи, которое является одним из наиболее распространенных нарушений речи у детей дошкольного возраста. Авторы уделяют особое внимание фонематическим процессам и их влиянию на развитие речи у детей....

Упражнения, запрещенные к выполнению при нарушениях опорно-двигательной системы, и варианты их замены

В статье рассмотрены упражнения, выполнение которых при наличии патологий опорно-двигательной системы нежелательно, поскольку эти упражнения несут в себе риск возникновения осложнений, что может еще более усугубить течение заболевания. Чтобы избежать...

Выявление нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи и пути их коррекции

В настоящей статье рассматривается комплексная программа коррекции, которая направленна на устранение нарушения процесса сформированности слоговой структуры слова у старших дошкольников с использованием пуговичной терапии. Установлено, что при примен...

Адаптивные возможности юношей и девушек с детским церебральным параличом

Проблема социальной адаптации и интеграции молодых людей с детским церебральным параличом (ДЦП) имеет свои особенности ввиду индивидуальной специфики их социальных потребностей, а также внутренних и внешних ограничений, в условиях которых происходит ...

Дифференциальная диагностика дислалии и нарушения звукопроизношения при дизартрическом компоненте у детей дошкольного возраста

В статье дается краткая характеристика специфических нарушений речи детей дошкольного возраста: дислалии и дизартрии. Авторы статьи обращают внимание на схожесть речевых симптомов при проведении диагностики, представляют этапы диагностического обслед...

Задать вопрос