Статья посвящена актуальной проблеме воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.
Ключевые слова: культура поведения, дети старшего дошкольного возраста, сюжетно-ролевые игры.
Воспитание культуры поведения подрастающего поколения является одной из актуальных проблем на данном этапе развития человечества. На
сегодняшний день наблюдается снижение культурно-нравственного уровня общества, что привело к необходимости создания новых подходов и методов формирования общечеловеческих ценностей и норм поведения. Важность воспитания культуры поведения личности отражена в Федеральном
государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Исследователи отмечают, что основа культуры поведения закладывается ещё в дошкольном возрасте и определяет последующее гармоничное развитие личности и общества в целом.
Проблемой воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как А. М. Виноградова, С. В. Петерина, И. Н. Курочкина, Т. Ерофеева, Т. Яковенко, О. В. Защиринская, Л. Ф. Островская и другие.
Анализ психолого-педагогической литературы по вопросу исследования показывает, что культура поведения — это совокупность социально значимых качеств личности, повседневное поведение человека в обществе,
сформированное в соответствии с нормами нравственной, этической и эстетической культуры. Культура поведения состоит из нескольких компонентов, играющих важную роль в процессе формирования культуры поведения человека: культура деятельности, культура общения, культурно- гигиенические навыки и привычки.
Возрастные особенности и уровень развития детей старшего дошкольного возраста делают процесс формирования культуры поведения, усвоения норм и правил наиболее осознанным.
Сюжетно-ролевые игры являются эффективным средством формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. В процессе игры дети дошкольного возраста вступают в различные игровые и социальные
отношения, взаимодействуют друг с другом, налаживают культурное общение, соблюдают поведенческие нормы и правила. Исходя из этого при соответствующем руководстве со стороны педагогов сюжетно-ролевые игры могут способствовать формированию культуры поведения детей дошкольного возраста. Педагоги должны не только знакомить детей с культурой поведения, но и развивать игровые навыки.
«Семья» |
«Театр», «Музей» |
Мамы и папы нет дома |
Мы — зрители |
В семье младенец |
Экскурсия в музей |
Праздник в семье |
Мы — артисты |
«Транспорт» |
«Магазин» |
Машина на нашей улице |
Овощи-фрукты |
Общественный транспорт |
Супермаркет |
Автосервис |
Одежда, обувь |
Для эффективности процесса формирования культуры поведения в сюжетно-ролевых необходимо соблюдать ряд важных педагогических условий: создание атмосферы взаимоуважения; помощь детям в распределении ролей; поддержание доброжелательных отношений между детьми в процессе сюжетно-ролевой игры; помощь детям в создании и развитии сюжета игры; сотрудничество детей и педагога в рамках игровой деятельности, а также обучение детей дошкольного возраста основам культуры поведения. В ходе изучения данной проблемы нами было проведено исследования, которое помогло определить уровень сформированности культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
Для определения уровня сформированности культуры поведения детей старшего дошкольного возраста нами были использованы диагностические задания Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной. Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком.
Результаты исследования показали следующее:
70 % детей старшего дошкольного возраста имеют средний уровень развития культуры поведения. Это означает, что дети имеют общее представление о нравственных качествах, умеют соотносить эти качества с собой, ориентируются на нравственные нормы общества, понимают
содержание и смысл предлагаемых социальных ситуаций, ориентируются на нравственные нормы, присутствующие в их личном опыте.
30 % воспитанников понимают содержание и смысл нравственных качеств, правильно оценивают и защищают свои ответы. Они правильно определяют большинство предложенных действий, оценивают поступки с точки зрения моральных норм и могут прогнозировать их развитие. Они не испытывают затруднений при ответах на вопросы и не нуждаются в помощи взрослого.
Низкого культурно-нравственного уровня у исследуемых детей старшего дошкольного возраста не выявлено.
Для наглядности представим результаты исследования в виде диаграммы (Рис.1)
Рис. 1. Уровень сформированности культуры поведения детей старшего дошкольного возраста
По результатам исследования можно сделать вывод, что уровень сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста находится на среднем уровне.
Литература:
- Алябьева Е. А. Воспитание культуры поведения у детей 5–7 лет / Е. А. Алябьева. М. ТЦ Сфера, 2009.
- Аникеева Н. П. Игра в педагогическом процессе. Новосибирск: изд-во НГУ, 2012. — 127 с.
- Бархатова, П. И. Воспитание культуры поведения / П. И. Бархатова // Дошкольное воспитание — 1999.- № 11. — С. 18–25.
- Буре, Р. С. Как поступают друзья: воспитание гуманных чувств и отношений: пособие для проведения бесед с дошкольниками 5–7 лет / Р. С. Буре. — М.: Детство — Пресс, 2005. — 24с.
- Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С. В. Петерина. — М., 1996.- 142 с. 5.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: письма и приказы Минобрнауки / [ред.-сост. Т. В. Цветкова]. — Москва: Творческий центр Сфера, 2015.