Статья посвящена анализу принципов права, их сущности и классификации. Принципы права являются некой несущей конструкцией, на которой реализуются институты и отрасли права, а также выстраивается система наказаний. Поэтому при назначении административного наказания необходимо основываться на общих принципах, вытекающих из положений Конституции РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Ключевые слова: административное право, принципы права, принцип законности, равенства, неотъемлемости, принцип гуманизма.
1. Введение
Правовые принципы имеют важное значение, так как они являются нормативными основами, определяющими систему отрасли права и направленны на субъекты правовых отношений, которые отражают главные особенности и свойства права. Проблема правовых принципов имеет важное значение определяющих сущность любой отрасли права.
Под принципами права в теории права понимают определённые основные начала, выражающие суть права как специфичного регулятора социальных отношений. Принципы права по сущность являются некой несущей конструкцией на которой реализуются институты и отрасли права, а также выстраивается система наказаний. Принципы права можно классифицировать по следующим основным группам: общеправовые — это принципы свойственные праву в целом; отраслевые — принципы свойственные отдельным отраслям; межотраслевые — свойственные смежным отраслям [1].
Исследователи права, в большинстве своём, единодушны в общей характеристики правовых принципов, обозначая, что это объективно присущие праву качества, а не субъективные взгляды законодателей. Однако при установлении конкретных общеправовых принципов, каждый исследователь права высказывает собственную точку зрения. Так, например, Алексеев С. С. выделяет принципы, основанные на справедливости, социальной свободе, равенстве, гражданском долге, истине и ответственности. Бабаев В. К. считает, что главные принципы права заключаются в справедливости и свободе, которые выражены в демократизме реализации права, законности и гуманности. По мнению Синюкова В. Н., право в России основано на принципах народовластия, юридического равенства всех людей перед законом, экономического плюрализма, незыблемости и неотчуждаемости прав человека [2].
Приведённые выше мнения ученых в достаточной мере убеждают в расхождении мнений при определении принципов права.
Поэтому при назначении административного наказания необходимо основываться на общих принципах, вытекающих из положений Конституции РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях.
2. Классификация принципов назначения административных наказаний
Можно выделить следующие принципы назначения административных наказаний, которые будут рассмотрены ниже [3].
Первый принцип — принцип законности назначения наказания. Законности для административного наказания заключается в том, что виновному в правонарушении может устанавливаться только то наказание, которое установлено законодательным актом в пределе его компетенции и чётко определённые санкции предусматривающие административную ответственность. При этом гарантируется что вид и размеры наказаний не могут выйти за пределы закреплённой системы правоприменительной практики и может быть наложено только одно основное административное наказание.
Указанный принцип обладает очень важным значением, однако не является главным или основным принципом назначения административных наказаний и не может использоваться отдельно от остальных. Это связанно с несовершенством некоторых правовых актов, которые в ряде случаем возможно трактовать по-разному. Поэтому при возникновении противоречий необходимо основываться на принципах гуманности и справедливости [4].
Второй принцип — принцип равенства перед законом. Данный принцип заложен в Конституции РФ в ст. 19 которой говорится, что все равны перед законом и судом. Данный принцип означает, что физические лица совершившие административное правонарушения подлежат ответственности в независимости от их убеждений, пола, расы, веры, языка и т. п. Этот же принцип касается и юридический лиц, которые подлежат административной ответственности не зависимо от организационной формы, места нахождения и подчинённости.
Третий принцип — принцип презумпции невиновности. Данный принцип указывает на то, что любое лицо считается не виновным в преступлении, до тех пор, пока его вина не будет доказана в законном порядке. То есть понести административное наказание возможно лишь в том случае если вина будет доказана.
Четвёртый принцип — принцип гуманизма наказания. Данный принцип основан на признании личности человека, признании его прав и свобод. Признание критерия блага человека. Гуманизм в России основывается на конституционном строе, который провозглашает приоритет человеческой личности. В ст.2 Конституции РФ говорится: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».
В ч. 2 ст. 3.1 КоАП РФ законодательно закреплён международный принцип гуманизма административных наказаний. Согласно данному принципу при административном наказании используются цивилизационные принципы в отношении физического лица, наказание не должно унижать человеческое достоинство и причинять физические страдания. В отношении наказания юридического лица не должно применятся наказание наносящее вред деловой репутации. Данный подход соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека и Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, а также Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод [5].
Пятый принцип — принцип справедливости административного наказания. Справедливость относится к категории этической и моральной, отсюда возникает сложность в чётком понимании данного принципа. При совершении физическим лицом административного правонарушения необходимо учитывать ряд обстоятельств, а именно: способы и особенности совершения противоправного действия, используемые орудия преступления, наличие или отсутствие реального вреда, характер, размер вреда, степень реальности и существенности угрозы.
Шестой принцип — принцип индивидуализации наказания. Данный принцип был закреплён в ч. 2 и 3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. При назначении лицу административного наказания принцип индивидуализации полагает, что учитываются индивидуальные особенности лица, совершившего противоправные деяния. Учитываются особенности поведения лица при совершении преступления и после него, финансовое и имущественное положение лица, степень его вины, смягчающие или отягчающие обстоятельства [6].
Седьмой принцип — принцип двусубъектности ответственности. В ч. 3 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях сформулирован данный принцип. Суть его сводится к тому, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Восьмой принцип — недопустимости наказания дважды за одно и тоже преступление. В ч. 5 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях указывается о невозможности несения административной ответственности дважды за одно и тоже противоправное деяние. Данный принцип является общеправовым и не противоречит тому, что могут применятся восстановительные санкции к нарушителю. Так, например, гражданин, разбивший стекло в магазине из хулиганских побуждений, подвергается штрафу или административному аресту, но и обязан возместить причиненный ущерб [7].
Девятый принцип — принцип назначения наказания при совершении лицом нескольких административных правонарушений. В ст. 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях закреплён данный принцип. Согласно данному принципу лицо, совершившее два и более административных правонарушения, получает наказание за каждое совершённое правонарушение.
Десятый принцип — принцип единства прав и обязанностей. Данный принцип заключается в том, что субъектное право может быть реализовано только при выполнении соответствующей обязанности другого субъекта правоотношения [8].
3. Заключение
Подводя итог вышеизложенным критериям принципов назначения административных наказаний, можно заключить, что указанные принципы являются ориентирами в правоохранительной деятельности и правоприменительной практике. Которые способствуют укреплению взаимодействия различных отраслей и институтов права, укреплению правовых норм и взаимоотношений.
Литература:
- Неновски Н. Право и ценности. М.: Прогресс, 2019. — 390 с.
- Бахрах Д. Н. Административное право России: Учебник. — М.: НОРМА, 2020, с.332.
- Гогин А.А,, Липинский Д. А., Малько А. В., Мусаткина А. А. Теория государства и права / Под ред. А. В. Малько и Д. А. Липинского. М.: Проспект, 2019. — 280 с.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002. — № 1
- Липинский Д. А. Принципы и правоотношения юридической ответственности. М.: Nota Bene, 2019. — 387 с.
- Панкова О. В. Настольная книга судьи по делам об административных правонарушениях: Научно-практ. пособ. / Под ред. Н. Г. Салищевой. М., 2016. С.
- Тихомиров Ю. А. Административное право и процесс: полный курс. М., 2021. с.261.
- Липинский Д. А., Чуклова Е. В. Процессуальная ответственность. — М.: Юрлитинформ, 2019. — 254 с.